Методические материалы по педагогической практике
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ | страница | |
Задания по психологии | ||
Содержание заданий по психологии: | 3-12 | |
1.Изучение личности учащегося и составление психолого-педагогической характеристики | 3-6 | |
2. Изучение личности и деятельности учителя | 7-9 | |
3. Психологический анализ урока | 10-12 | |
Приложение 1. Методы изучения личности учащегося: | 13-28 | |
1.1. Мотивы учебной деятельности | 13-14 | |
1.2. Самосознание (самооценка) | 14-17 | |
1.3, Психологический профиль личности школьника | 18-19 | |
1.4. Ценностные ориентации | 19-20 | |
1.5. Тест «Автопортрет» | 20-24 | |
1.6. Типология личности (Юнг) | 24-26 | |
1.7. Интеллект | 26-27 | |
1.8. Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося | 27-28 | |
Приложение 2. Методики изучения личности и деятельности учителя | 29-35 | |
2.1. Методика выявления индивидуального стиля профессиональной деятельности (А.К. Маркова) | 29-31 | |
2.2. Карта самоотношения учителя к своим профессиональным позициям | ||
2.3. Стиль педагогического общения | 32-35 | |
2.4. Краткая графическая запись уровня профессиональной компетентности учителя | ||
2.5. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек». Опросник MBI (адаптирован Н.Е. Водопьяновой) | ||
Приложение 3. Программа психологического анализа урока | 36-39 |
ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ
Практика, наряду с другими формами обучения, несёт учебную нагрузку и вносит значимый вклад в профессиональную подготовку специалиста.
Одним из важнейших направлений подготовки будущего учителя является формирование его психологической компетентности. Когнитивная составляющая психологической подготовки формируется, в основном, в ходе аудиторных занятий, направленных на изучение психологических дисциплин. Рефлексивная сторона (формирование «Я - концепции» учителя) реализуется как на практических занятиях в вузе, так и во время школьной практики (М.С. Игнатенко). Практическая сторона заключается в овладении исследовательскими умениями. Выполняя в процессе педагогической практики психологические задания, студенты актуализируют и материализуют свои знания в области общей, возрастной и педагогической психологии и учатся применять эти знания в практике обучения и воспитания.
Студенты - практиканты знакомятся с методами сбора психологической информации (наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование). Собрав достаточный фактический материал относительно выбранного объекта изучения, они должны обобщить этот материал, проанализировать, интерпретировать и сделать практические выводы.
Таким образом, основной целью заданий по психологии является развитие у студентов исследовательских умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Конкретные задачи психологической части практики определяются в зависимости от объекта изучения: личность учащегося, личность и деятельность учителя, учебный процесс. Объект изучения выбирается самим практикантом в соответствии с его интересами (например, выбор может определяться необходимостью собрать соответствующий материал для курсовой работы).
Общую характеристику психологических заданий дает преподаватель кафедры психологии на установочной конференции по практике; здесь же сообщается порядок консультаций. Объём заданий предлагается с учетом того, чтобы студент успел уложиться с их выполнением в сроки практики.
В ходе практики преподаватель кафедры оказывает студентам-практикантам методическую и организационную помощь, осуществляет контроль за графиком работы над заданиями. По завершении практики преподаватель анализирует представленные студентами материалы, отмечает достижения и проблемы, дает оценку проделанной студентами работы, стимулируя их к дальнейшему изучению психологии.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ
Приложение 1
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
1. Мотивы учебной деятельности;
2. Самосознание (самооценка);
3. Психологический профиль личности школьника (состояние и динамика);
4. Ценностные ориентации;
5. Тест «Автопортрет»;
6. Интеллект;
7. Характер выполнения учебной деятельности.
МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотив— побуждение к деятельности. Бывают положительные мотивы: любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес и т.д. Отрицательные мотивы: страх, корысть, подражание, желание выделиться и т.д.
Положительные мотивы обеспечивают и эффективность деятельности, и успешность психического развития ребенка. Отрицательные мотивы в определенной мере тоже ведут к успеху, но временно, однако неблагоприятно влияют на личность.
Обычно у человека складывается набор и тех и других мотивов, но важным является их строение, т.е. удельный вес каждого мотива в общей структуре, которая всегда иерархична.
Благоприятной для личностного развития является иерархия с ведущей ролью положительных мотивов.
Обычно психологи чаще всего изучают не столько сам мотив, сколько мотивацию, т.е. объяснение испытуемым своего мотива (а это не всегда одно и то же). Приведем один из многих опросников в изучении мотивации.
Текст опросника
Дорогой друг!
Учеба занимает в твоей школьной жизни большое место. Просим Вас показать свое мнение по этому вопросу.
Какие, по твоему мнению, причины побуждают учиться большинство учеников твоего класса и тебя лично?
Обведи номер вопроса, соответствующего твоему мнению, за класс кружком, а за себя поставь перед вопросом знак (+). Можно отмечать несколько вопросов (1-3), если это соответствует твоему мнению.
Вопросы
1. Учимся, потому что хотим больше знать.
2. Учимся, потому что сейчас все учатся.
3. Учимся, потому что интересно.
4. Потому что нравится учиться.
5. Привлекает сам процесс учебы.
6. Из-за любопытства.
7. Заставляют родители.
8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз.
9. Хочу быть авторитетным в школе.
10. Неприятно испытывать наказание за плохую учебу.
11. Люблю заниматься самообразованием.
Обработка
Количественная обработка данных опроса проводится с помощью таблицы.
Кол-во учащихся | Из них по позициям | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | ||
Абсолютное число | ( %) по классу | |
Абсолютное число | ( %) индивидуальных |
Качественная обработка. Установление иерархии мотивов — расположить по значимости (на основе %) мотивы в общий ряд. Оценка полученной иерархии мотивов: соотношение удельного веса положительных и отрицательных мотивов.
Возможная интерпретация
Преобладающими мотивами учебной деятельности стали (указать иерархию мотивов), вследствие таких факторов деятельности школы, семьи, как (дается на основе анализа особенностей данной школы).
Для усиления или переориентации мотивации учебной деятельности школьников целесообразно ввести следующие педагогические воздействия... (предлагается система психолого-педагогических средств, выработанных совместно с педагогическим коллективом).
САМОСОЗНАНИЕ (САМООЦЕНКА)
Самосознание— открытие своего «Я», приводящее к формированию «Я-образо», «Я-концепции».
Самооценка— более или менее конкретное проявление самосознания, - оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).
Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная — завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.
Шкала самооценки личности
Данная шкала, разработанная A.M. Прихожин, представляет собой вариант известной методики Дембо—Рубинштейн, отличающийся от общепринятых прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов (79).
Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
1)здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,
f |
5) умение многое делать своими руками, умелые руки,
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
Итак: «-» - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.
«X» - такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.
Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).
Например, на линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.
Задание
Далее изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.
При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной точкой.
Порядок проведения
Методика может проводиться как фронтально - с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.
Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не способен», отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.
Обработка результатов
Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:
Этап
По каждой из шести шкал («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:
а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы («О») до знака «X»;
б) высота самооценки - от «О» до знака «-» ;
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «X» до «-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.
Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.
Этап
Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.
З этап
Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «X» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.
Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соответственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.
Этап
Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Ценностные ориентации - это пристрастное отношение человека к объектам и явлениям среды, которые связаны с его потребностями, таковыми могут быть, например, друзья, учение, книга, одежда, любовь, семья, спорт, телевидение, музыка, активная содержательная жизнь, саморазвитие и т.д.
Роль ценностной ориентации состоит в том, что она как бы «заводит» и направляет психическую жизнь ребенка: он думает, запоминает, переживает и действует в соответствии с миром своих ценностей.
Методики определения ценностных ориентации
Наиболее популярными методиками считаются опросники У.В. Кала, В.В. Раудика и Е.Б. Фанталовой (студент может применять или оба, или один из опросников по своему усмотрению).
ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»
Предварительные замечания. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. и эмоциональный - самоотношение, самооценка и т. л Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках "Я-концепции", адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.
В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще мало изученной психологической проблемой.
Одной из причин такого положения является то, что проблема самосознания на эмпирическом уровне решается главным образом с помощью вербальных методик (опросников, интервью с испытуемым и т.п.), и это является весьма односторонним подходом.
Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности мог бы весьма полезным стать тест "Автопортрет".
Интерпретация I. Тест "Автопортрет" адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. "Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, пишет Р. Берне, - но вы не можете сделать это на работе. Все это
отразится в вашем рисунке".
Р. Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, следующим образом.
Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.
Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.
Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.
Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.
Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.
Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста "Автопортрет" для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношении к ней.
Цель методики - выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см.
Инструкция: "Нарисуйте свой портрет".
При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.
1. Эстетическое изображение - выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту "Автопортрет", в частности, всегда можно различить лиц, обладающих "рукой художника". Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
2. Схематическое изображение - в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И.П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
3. Реалистическое изображение - выполненное с более тщательными подробностями, т. е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.
4. Метафорическое изображение - человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
5. "Автопортрет в интерьере" - изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.
По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
6. Эмоциональный автопортрет - человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.
7. Изображение позы или движения - человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.
8. Изображение автопортрета со спины - вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.
Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.
Способы обработки данного теста могут быть самые различные - от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.
Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.
На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).
Материал, полученный в тесте "Автопортрет", можно также упорядочить по схеме Рида:
- перечисляющий рисунок - изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один - мыслительный экстраверт;
- органический рисунок - на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т.д. - мыслительный интроверт;
- гаптический рисунок - изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни - "болит зуб", "болит голова" и т.д. - сенсорный интроверт;
- эмфатический рисунок - изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне - сенсорный экстраверт;
- декоративный рисунок - изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора - сенсорный экстраверт;
- имажинарный рисунок - изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении - эмоциональный интроверт;
- ритмический рисунок - изображение, в котором подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека - идущего, бегущего по лестнице и т. д. - интуитивный экстраверт;
- структурный рисунок - изображение себя "как есть"; голова, руки, ноги и т. д., может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост - интуитивный интроверт.
Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга.
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (ЮНГ)
1. Что Вы предпочитаете?
а) немного близких друзей
б) большую товарищескую компанию
2. Какие книги Вы предпочитаете читать?
а) с занимательным сюжетом
б) с раскрытием переживаний другого
3. Что Вы скорее можете допустить в работе?
а) опоздание
б) ошибки
4. Если Вы совершаете дурной поступок то
а) остро переживаете
б) острых переживаний нет
5. Как Вы сходитесь с людьми?
а) быстро, легко
б) медленно, осторожно
6. Считаете ли Вы себя обидчивым?
а) да
б) нет
7. Склонны ли Вы смеяться от души?
а) да
б) нет
8. Считаете ли Вы себя
а) молчаливым
б) разговорчивым
9. Откровенны ли Вы или скрытны?
а)откровенен
б) скрытен
10 Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?
а) да
6) нет
11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете
а) говорить
б) слушать
12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой?
а) да
б) нет
13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать?
а) да
б) нет
14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник?
а) да
б) нет
15 Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению?
а) да
б) нет
16. Легко ли меняется Ваше настроение?
а) да
б) нет
17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
а) да
б) нет
18. Ваши движения
а) быстры
б) медленны
19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях?
а) часто
б) редко
20. В затруднительных случаях вы
а) спешите обратиться за помощью
б) не обращаетесь
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Показатели ЭКСТРАВЕРСИИ - ответы I-б, 3-а, З-б, 4-6, 5-а, 6-б, 7-а, 8-6, 9-а, 10-6, 11-а, 12-6, 13-а, 14-6, 15-а, 16-а, 17-а, 18-а, 19-6, 20-а
Количество совпавших ответов подсчитывается и умножается на 5.
БАЛЛЫ
0-35 - интроверсия
36-65 - амбоверсия
66-100 - экстраверсия
ИНТЕЛЛЕКТ
Интеллект— способность ребенка к сущностному (опосредованному и обобщенному) отражению мира и степень адаптации к нему.
Для учащихся 5-6 классов можно использовать методику «Исключение».
Методика «Исключение»
Испытуемым зачитывают 5 слов и объясняют, что 4 слова объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое лишнее слово надо найти и записать на листочке под соответствующим номером. На запись дается 10 секунд. Затем зачитываются следующие 5 слов.
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
9. Успех, неудача, выигрыш, спокойствие, удача.
10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.
13. Хата, печь, дым, хлев, будка.
14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
15. Секунда, час, год, вечер, неделя.
16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Обработка Оценка выводится в условных баллах по таблице:
Оценка в баллах | |||||||||
Кол-во правильных ответов | 12-13 |
Для учащихся 10-11 классов можно использовать более сложный вариант методики «Исключение».
Психолог предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых одно обобщающее слово и в скобках - набор из пяти слов, два из них более связаны с обобщающим. Нужно найти эти два слова в каждой строчке и подчеркнуть.
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, вода, тина).
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, крутость, печать).
8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).
9. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор).
10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказание, правило).
11. Война (аэроплан, пушки, сражение, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).
16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
19. Любовь (роды, чувства, человек, город, природа).
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
Приложение 2
Вопросник
№ | Вопросы | Варианты ответов | |||||||
ЭИС | ЭМС | РИС | РМС | ||||||
1. | Вы составляете подробный план урока? | нет | да | нет | да | ||||
2. | Вы планируете урок лишь в общих чертах? | да | нет | да | нет | ||||
3. | Часто ли вы отклоняетесь от плана урока? | да | да | да | нет | ||||
4. | Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | нет | да | да | да | ||||
5. | Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | да | да | нет | нет | ||||
6. | Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? | нет | да | да | да | ||||
7. | Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | нет | да | да | да | ||||
8. | В процессе опроса много ли времени вы отводите отвечу каждого ученика? | нет | нет | да | да | ||||
9. | Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | нет | да | да | да | ||||
10. | Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? | нет | нет | да | да | ||||
!1. | Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | да | да | да | нет | ||||
12. | Вы часто меняете темы работы на уроке? | да | да | пет | нет | ||||
13. | Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? | да | нет | да | нет | ||||
14. | Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | да | нет | нет | нет | ||||
15. | Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | нет | да | нет | пет | ||||
16. | Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести вас из равновесия? | да | да | нет | нет | ||||
17. | Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | да | да | нет | нет | ||||
18. | Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | нет | нет | да | да | ||||
19. | Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно без подсказок, не подглядывая в учебник? | пет | да | нет | да | ||||
20. | Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | нет | да | да | да | ||||
21. | Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? | да | нет | нет | нет | ||||
22. | Часто ли вы поощряете за хорошие ответы? | да | да | да | нет | ||||
23. | Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы? | нет | да | пег | да | ||||
24. | Macro ли вы контролируете знания учащихся? | пет | да | нет | да | ||||
25. | Часто ли вы повторяете пройденный материал? | нет | да | да | да | ||||
26. | Вы можете перейти к изучению следующей темы не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | да | пег | да | нет | ||||
27. | Как вы думаете, учащимся обычно интересно у вас на уроках? | да | да | да | нет | ||||
28. | Как вы думаете, учащимся обычно приятно у вас на уроках? | да | да | да | нет | ||||
29. | Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | да | да | нет | нет | ||||
30. | Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | нет | да | нет | нет | ||||
31. | Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? | нет | да | нет | да | ||||
32. | Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? | нет | да | нет | да | ||||
33. | Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? | нет | да | нет | да | ||||
Обработка. Подсчитав количество галочек в каждой колонке, вы можете определить свой собственный стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек). Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
Интерпретации.В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основе этого можно выделить следующие индивидуальные стили педагогов:
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение