Проблема эффективности и результативности деятельности психолога. Количественные и качественные критерии эффективности.
До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности всех направлений деятельности практического психолога.
Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности практического психолога в отдельности.
Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г.С. Абрамовой, «эффективность работы практического психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки» (1994, С.70). По-видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.
Эффективность психокоррекционной работы связана с учетом следующих важных моментов:
динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;
эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;
эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.
Традиционный способ подтверждения результативности индивидуальной психокоррекции состоит в реализации следующей экспериментальной схемы:
В случае групповой психокоррекции в указанную схему добавляется такой компонент как проведение начального и конечного замеров в контрольной группе.
При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапии можно указать следующие важнейшие показатели (Г.С. Абрамова, 1994):
субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;
устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.
Об эффективности психотерапии следует сказать чуть подробнее. Первую попытку оценить успешность психоаналитической терапии на основе изучения выборки в несколько тысяч пациентов предпринял в 1952 году Г. Айзенк (результаты дополнительных исследований он опубликовал в 1961 и 1966 г.г.).
Согласно его данным, фактически поправилось большее число нелечившихся больных, чем тех, кто принимал психотерапевтическое лечение (72% и 66% соответственно). Вызвавшие бурю критики результаты исследований Айзенка были подкорректированы дальнейшими исследованиями. Было показано, что процент спонтанного выздоровления не столь высок: от 30 до 45. Кроме того, пациент, лечившийся у психотерапевта, чувствовал себя лучше, чем 80% тех пациентов, которые не проходили лечения.
Вместе с тем, пока так и осталась непреодоленной сложность оценки эффективности психотерапии, связанная с разницей взглядов психотерапевтов на то, что собственно считать психотерапевтическим эффектом.
По итогам работы за учебный год на основе выделенных критериев профессиональной деятельности педагог-психолог представляет качественно-количественный анализ деятельности.
Анализ деятельности педагог-психолог предоставляет в конце учебного года на итоговый педагогический совет в произвольной форме на основе статистического отчета и проблемно-ориентированного анализа деятельности.
Педагог-психолог осуществляет качественный анализ собственной работы, ориентируясь на предлагаемые критерии эффективности профессиональной деятельности.
Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога:
1. Знание психологом теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;
2. Соблюдение этического кодекса работы психолога,
3. Соответствие нормативам временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности,
4. Системность работы психолога с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.),
5. Участие психолога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,
6. Самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации. Владение профессионально важными качествами, среди которых:
§ умение тактично и корректно высказывать свою точку зрения, обосновывать мировоззренческую позицию,
§ умение давать объективную оценку другим людям и возникающим ситуациям,
§ умение анализировать конкретные ситуации в образовательном процессе, осуществлять выбор адекватных целей и задач,
§ адекватно использовать теоретические знания в своей практической деятельности,
§ умение выбирать адекватные способы и приемы при решении профессионально важных задач,
§ освоение норм, эталонов профессиональной деятельности, достижение в ней мастерства, стремление индивидуализировать свою деятельность, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии,
§ проявление открытость для постоянного профессионального обучения, изменений, накопление опыта,
§ способность ориентироваться в современных проблемах психологии и т.д.
7. Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения.
§ организация и результативность психологического просвещения и консультирования,
§ соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней: достоверность результатов, доступность и реалистичность рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень учета компетентности должностных лиц при их реализации,
§ эффективность психопрофилактической работы,
§ результативность психокоррекционной работы.
8. Степень включенности психолога в жизнедеятельность образовательного учреждения.
§ реализация поставленных целей и задач в процессе профессиональной деятельности,
§ устанавление внешних и внутренних связей, взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения,
§ участие в создании предметно-развивающей среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения,
§ обеспечение психологического сопровождения различных участников образовательного процесса,
§ организация обучения общению учащихся и других участников образовательного процесса,
§ обеспечение этичности и соблюдение этикета во взаимодействии учащихся с родителями, педагогами, сверстниками и т.д.
§ создание в коллективе благоприятного психологического климата , который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых,
§ обогащение профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д.,
§ изучение профессионального психологического опыта своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет-ресурсов,
9. реальная материально-техническая база, максимальное и продуктивное использование имеющихся ресурсов в своей профессиональной деятельности,
§ наличие и эффективность использования специально оборудованный кабинет с выделенными секторами для проведения индивидуальных и групповых форм работы,
§ наличие и использование необходимого психодиагностического инструментария,
§ наличие и использование дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы,
10. Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога.
§ наличие и знание обязательных нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога,
§ наличие (ведение) основной документации педагога-психолога.
Умение анализировать свою профессиональную деятельность развивается с опытом работы психолога. Развитию этого умения недостаточно уделяется внимания в процессе обучения психологов. Поэтому молодым специалистам было бы удобно пользоваться готовыми схемами анализа, постепенно их усложняя и делая индивидуальными.Вот пример одной из таких схем