V. обеспечение деятельности службы

11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

12.Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.

13.Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Служба практической психологии образования (далее служба) является структурным подразделением системы образования России, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, их способностей, склонностей, реализации их потенции, профилактики возможных отклонений. 2. Структурные звенья службы имеются в каждом образовательном учреждении Российской Федерации (детских садах, школах разного типа, детских домах, интернатах и др.). Основными учреждениями службы яв­ляются центры психологической службы разного уровня. В органах управления образованием разного уровня действуют отделы службы практической ПСИХОЛОГИИ. Центры психологической службы всех уровней включаются в перечень учреждений образования Российской Федерации. 3. Работа службы основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями департамента образования, настоящим «Положением», положениями и уставами соответствующих звеньев службы. 4. Деятельность службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования регионов, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность службы. II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ 1. Задачами службы практической психологии образования являются: содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей; профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. 2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений: научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы; прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.д.; практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах. Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации. 2.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем службы практической психологии образования. Основная функция исполнителей этого направления — теоретические и эксперимен­тальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих.методов работы психологической службы образования. 2.2. Прикладное направление предполагает подготовку кадров практических психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации, создание учебных пособий и др. 2.3. Практическое направление обеспечивается психологами системы образования, задача которых — работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллективами учебно-воспитательных учреждений и др. 2.4. Развитие прикладного и практического направлений службы практической психологии образования полностью зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, и формирует природу психологической службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы и решаются проблемы детскими практическими психологами. 3. Основные виды деятельности службы— психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование. 3.1. Психопрофилактическая работа. Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития;чюздавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта. 3.2. Психодиагностическая работа. Задачей данного направления является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии. 3.3. Развивающая и коррекционная работа. Задачей данного направления является активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей. 3.4. Консультативная работа. Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания. III. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы 1. Структура службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями учебно-воспитательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня — районных, областных городских и региональных центров. 2. Административная линия. 2.1. Центральным органом управления психологической службы является отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы соответ­ствующих государственных учреждений руководят работой службы на региональном (субъектов Федерации), краевом, областном, городском уровнях. л Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии развития и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы низовых звеньев министерств, ведомств, учреждений. 2.2. Отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации: — формирует и осуществляет федеральную политику в области развития и функционирования психологической службы системы образования; — формирует федеральный бюджет и определяет порядок финансирования психологической службы системы образования; — выступает с инициативами по совершенствованию законодательного регулирования работы службы; — разрабатывает и утверждает типовые положения об учреждениях психологической службы, работниках службы, другие нормативные документы; — определяет порядок аттестации кадров в системе психологической службы образования, устанавливает нормы труда и его оплаты; — разрабатывает и утверждает порядок лицензирования и аттестации в системе психологической службы образования; — разрабатывает информационное и научно-методическое обеспечение подготовки кадров для психологической службы; — разрабатывает и утверждает квалификационные требования для детских практических психологов разных категорий; — организует и контролирует систему подготовки и повышения квалификации кадров для психологической службы системы образования; — организует подготовку учебников. 2.3. При Министерстве образования создается научно-методический совет, главной задачей которого является координация работы региональных центров службы практической психологии образования и оказание им организационной и научно-методической помощи. Научно-методический совет выполняет следующие функции: — систематически заслушивает доклады о положении дел и существующих проблемах в развитии и функционировании психологической службы системы образования по регионам; — выступает инициаторам проведения, общероссийских конференций, семинаров по обмену опытом работы службы, определению тенденций и перспектив ее развития, подготовки кадров, научно-методического обеспечения; — участвует в разработке федеральных и международных программ развития психологической службы системы образования; — участвует в распределении дополнительных денежных средств, поступающих на развитие службы, и контроле за их использованием. В научно-методический совет входят в качестве постоянных членов представители республиканских и региональных центров психологической службы и в качестве приглашенных — представители заинтересованных министерств, ведомств, учреждений и организаций России: Министерства образования России, Российской академии образования,. Российской академии наук, Министерства здравоохранения России, Министерства науки, высшей школы и технической политики, Российского центра профориентации, Министерства внутренних дел, Министерства социальной защиты населения России, Министерства культуры России, Российского общества психологов, различных психологических ассоциаций и др., а также представители общественных и религиозных организаций. 2.4. Отделы службы практической психологии образования органов управления образованием на уровне субъектов Федерации выполняют применительно к своим регионам функции, аналогичные вышеперечисленным соответствующего отдела Минобразования России, формируя для региона бюджет и определяя кадровую политику в сфере службы практической психологии образования, выпуская необходимые нормативные документы и т.п. При этом решения региональных органов управления могут иметь приоритет над решениями Министерства образования. Кроме того, региональные отделы системы образования по представлению соответствующих центров службы практической психологии образования проводят аттестацию и лицензирование детских практических психологов, работающих в различных звеньях службы. 2.5. Отделы службы практической психологии областных, городских и районных управлений департаментов образования на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и ее финансирование. По разрешению республиканских и региональных органов управления и по представлению соответствующих центров психологической службы могут проводить аттестацию детских практических психологов, работающих в системе образования. Через директора образовательного учреждения обеспечивают деятельность психологической службы определенного учреждения. 2.6. При отделах службы практической психологии образования управлений образованием различного уровня создаются научно-методические советы, включающие представителей всех заинтересованных организаций, фондов и т.п. и выполняющие на своем уровне информативно-координирующие и распределительные функции, аналогичные функциям Научно-методического совета при Министерстве образования Российской Федерации. 3. Центры службы. 3.1. Региональный центр службы практической психологии образования — головная организация, руководящая по профессиональной линии всей деятельностью психологической службы на территории определенного субъекта Федерации (региона). Центр несет ответственность за научное и методическое обеспечение деятельности всех звеньев службы, профессиональный уровень их деятельности, разрабатывает квалификационные требования к кадрам и отдельным подразделениям службы, организует и проводит работу по повышению квалификации; готовит для соответствующего отдела управления образованием материалы для аттестации и лицензирования как отдельных специалистов, так и вновь создающихся подразделений службы. Центр действует преимущественно на бюджетной основе. При центре создаются психолого-педагогич^ские стационары и полустационары различного профиля: психодиагностические, для детей с трудностями в обучении, для детей, переживших психическую травму, для трудных подростков и т. п. в соответствии с потребностями республики (региона). Стационары и полустационары могут финансироваться на бюджетной, смешанной, коммерческой основе, использовать деньги фондов, спонсоров и др. Кроме того, совместно с соответствующими подразделениями органон здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел при центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего профиля: для детей с невротическими расстройствами, для несовершеннолетних правонарушителей, стационары психодиагностического типа, которые могут заменить современные детские приемники-распределители. Центр имеет полиграфическую базу для выпуска нормативных и методических материалов, периодических изданий для работников службы и др. В центре работают детские практические психологи высшей квалификации, а также специалисты, имеющие квалификацию «психолог — организатор психологической службы образования», «психолог-методист». Для работников стационаров требуется специальная подготовка с присвоением необходимой квалификации. Центр и стационарыдол-жны быть укомплектованы также специалистами из смежных областей (социальными работниками, медицинскими психологами, дефектоло-гами, медицинскими работниками различной квалификации, юристами и т.п.). 3.2. Городской (областной) центр службы практической психологии образования несет ответственность за методическое и организационное обеспечение деятельности низовых звеньев службы. Осуществляет психодиа­гностику и психокоррекцию особо трудных случаев. Проводит различные виды психологической и социально-психологической групповой работы для педагогов, родителей, детей. По разрешению регионального центра психологической службы может проводить профессиональную оценку работников низовых звеньев службы, подготавливая для соответствующего отдела материалы по их аттестации и лицензированию, повышению квалификационного разряда и др. При центре может действовать Ассоциация детских практических психологов. Центр может оказывать дополнительные услуги организациям и частным лицам на хозрасчетной основе/ Центр имеет полиграфическую и производственную базу, обеспечивающую низовые звенья службы необходимыми диагностическими, методическими и другими видами рабочих материалов, бюллетенями по обмену опытом и др. Центр комплектуется из высококвалифицированных детских практических психологов, а также специалистов, имеющих-квалификацию «психолог—организатор психологической службы образования», «психолог-методист». 3.3. Районный центр службы практической психологии образования ведет методическую работу с психологами образовательных учреждений, контролирует и организует их деятельность по профессиональной линии, обеспечивает оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ, организует и проводит постоянно действующий семинар практических психологов. .Консультирует по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию учебно-воспитательных учреждений, обеспечивает проведение различных форм психологической работы с педагогами. Ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний. Районные центры службы практической психологии образования комплектуются преимущественно из специалистов, имеющих квалификацию «детский практический психолог-методист. 3.4. Первичные звенья службы работают в каждом образовательном учреждении: детском саду, школе, ПТУ, детском доме, школе-интернате и др., осуществляя психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывая детям, родителям, учителям и воспитателям, администрации учебно-воспитательного учреждения психологическую и социально-психологическую помощь. Проводят психопрофилактическую работу и работу по первичной психологической коррекции и реабилитации, при необходимости направляя детей и родителей в высшие звенья службы и другие организации. На должность практического психолога зачисляют специалиста, имеющего квалификацию, подтвержденную дипломом или свидетельством, а также аттестованного соответствующим отделом управления образованием. Перед началом самостоятельной работы в качестве психолога образовательного учреждения желательны прохождение стажировки в городских и районных центрах психологической службы или работа в течение определенного срока под руководством опытного практического психолога. Количество сотрудников первичных звеньев службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки "психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), — не менее двух (трех ставок) на учреждение. 3.5. Центры службы практической психологии образования всех уровней являются сетевыми учреждениями образования Российской Федерации и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает финансовую и материально-техническую деятельность центра и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь. IV. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ 1. Научно-методическое обеспечение службы ведется научными коллективами, отдельными специалистами по заказам отделов службы практической психологии управлений образования. При этом оно ориентировано как на выполнение актуальных запросов службы, так и на перспективу ее развития. 2. Подготовка специалистов службы ведется в соответствии с образовательным стандартом профессии и квалификационными требованиями для представителей разных специализаций и категорий: детский практический психолог, практический психолог системы образования, психолог-методист, психолог-организатор психологической службы образо­вания, психолог-менеджер в сфере образования, психолог-консультант, клинический психолог и др. Квалификационные стандарты и требования утверждаются Экспертным советом по подготовке кадров Министерства образования России.





Утверждаю

Директор школы: /Шилова О.В./

МОУ Семёновская средняя общеобразовательная школа

Положение

Наши рекомендации