Психологическая диагностика как одно из основных направлений деятельности психолога.

Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог:

• проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;

• проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

• диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;

• проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.

Психодиагностика (как практическая деятельность) в самом общем смысле представляет собойкомплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности и коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, влияющих на эффективность деятельности в целях:

– прогноза дальнейшего развития объекта обследования;

– определения наиболее эффективных способов работы с ним;

– разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существую­щих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания и режима жизнедеятельности.

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д.

В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают:

– ситуации, связанные с мероприятиями профессионального психологического отбора и расстановкой персонала по специальностям и рабочим местам, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на работу;

– ситуации, связанные с аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в вузе;

– ситуации, связанные с принудительным обследованием (например, обследование поступающего пополнения в Вооруженных силах, выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению происшествий, аварий, психологическое изучение личности преступника и т.п.), проводимым по решению администрации для получения необходимой информации;

– ситуации, связанные с добровольным обращением человека (членов семей, коллектива, администрации и т.п.) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления.

Первые три ситуации (ситуации экспертизы) требуют жесткой защищенности применяемых методик от возможной фальсификации. В отличие от этого ситуация психологической помощи предполагает открытость, направленность клиента на сотрудничество и большую откровенность.

Полученные в ходе психодиагностической работы данные могут использоваться:

• самим психологом для осуществления дальнейшей коррекционной работы;

• другими специалистами (например, медиками, социальными работниками, педагогами);

• должностными лицами для формирования управленческого решения, учета информации в работе с кадрами;

• другими людьми (родственниками, представителями коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;

• самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения.

В рамках перечисленных ситуаций используются все организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации.

В настоящее время существует несколько аспектов понимания психодиагностики как науки и практической деятельности:

– наука о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам (К.М. Гуревич);

– наука о методах и средствах обеспечения практики работы с людьми оперативной информацией (Е.А. Климов);

– постановка психологического диагноза (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Термин «диагноз» понимается как распознавание любого отклонения от нормального фун­кционирования или развития. Понятие психодиагностики рас­пространилось на профилактическое обследование индиви­дов и групп. Описательную характеристику диагноза можно дать на примере медицинского диагноза.

Диагноз (по-гречески – распознавание) – это заключе­ние о характере и существе болезни и ее обозначение по принятой классификации. Диагноз ставится путем сравне­ния картины заболевания, выявленной у пациента всеми доступными способами, с известными врачу симптомами других заболеваний. Таким образом, в медицине диагности­ка – раздел, изучающий и устанавливающий признаки бо­лезни, а также методы и принципы, на основании которых дается медицинское заключение.

В психологии диагностируется не болезнь, а психологи­ческая индивидуальность или ее отдельные характеристики. Очевидно, что для выделения доступных эмпирическому ис­следованию психологических признаковнеобходимо опирать­ся на соответствующие теоретические представления о пред­мете диагностики. Например, при диагностике индивиду­альных особенностей памяти такими признаками могут быть скорость запоминания, легкость воспроизведения и т.д.

За выделением признаков следует этап выбора (или кон­струирования) методов, с помощью которых эти признаки можно диагностировать. Выбор методов обычно основыва­ется на операциональном описании изучаемых признаков. Так, скорость запоминания проявляется, например, в ко­личестве повторений, необходимых для заучивания опреде­ленного материала.

Психологический диагноз должен обладать прогностичностью. Причем этот показатель является одним из ве­дущих.

Таким образом, психологический диагноз – заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комп­лексного анализа отдельных показателей и характеристик. В качестве критериев установления психологического диагноза выступают следующие положения:

1. Психологический диагноз должен раскрывать специ­фические особенности явления, присущие данному человеку и упорядоченные в соответствии с их удельным весом в психосоматическом состоянии обследуемого.

2. Диагноз должен не ограничиваться констатацией на­личного, а включать и причинно-следственные отношения возникновения симптомов и прогнозов. Причем прогноз (в качестве обоснованного предположения) должен содержать сведения о развитии личности как при условии проведения с ним необходимой психологической работы, так и при условии, если такой работы проводиться не будет.

3. Психологический диагноз должен быть представлен с помощью объясняющих понятий, опирающихся на описанный материал, характеризующий поведение человека в условиях исследования. Для каждого пользователя диагноз должен быть «переведен» на понятный ему язык.

Школьная психодиагностика возникла относительно недавно и находится еще в стадии становления. Сегодня она занимает большую часть времени психолога, так как это наиболее «презентабельный» вид деятельности, и это то, чему лучше всего обучен психолог за время обучения в вузе.

Предметом школьной психодиагностики как теоретической дисциплины выступаетразработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза, а ее предметом как экспериментально-практической деятельности являетсяпсихологический диагноз.

В школьной психодиагностике термин «психологический диагноз» употребляется в двух значениях. В широком смысле это углубленный и всесторонний анализ личности (коллектива), направленный на выявление присущих ей качественно-количественных особенностей, связанный с раскрытием определенных причинно-следственных связей и, в конечном итоге, направленный на решение практических задач преодоления обнаруженных недостатков, обеспечения гармонического развития всех психических свойств данного человека. В узком смысле под психологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных при­чин недостатков или отклонений в развитии с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздей­ствий психолого-педагогического характера.

Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен как построение и проверка соответствую­щей гипотезы, получение определенного обобщения из на­блюдаемого фактологического материала. Этот процесс мо­жет иметь следующую структуру (Ю.3. Гильбух).

1. Констатация определенного неблагополучия в деятель­ности или поведении данного ребенка.

2. Осознание возможных причин такого наблагополучия.

3. Анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине.

4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.

5. Проверка предположения путем анализа всей сово­купности имею­щихся данных. Если первоначальная гипо­теза не получила подтверждения, она отбрасывается и вме­сто нее выдвигается другая, после чего повторяются 4-й и 5-й этапы.

Фиксация данных может осуществляться в специальном документе – психодиагностограмме, в которой отражаются выбор и проверка той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток, а также указываются те методические средства, с помощью которых осуществляется данный процесс.

Существенными признаками школьной психодиагностики являются:

– связь с педагогической проблематикой (выбор, в конечном итоге, наиболее оптимального педагогического воздействия);

– анализ личности обучаемого и его развития в контексте целостной системы социальных отношений;

– ориентированность на исследование личности (или группы), в поведении или деятельности которой наблюдаются отклонения, недостатки, с целью осуществления коррекции, оказания помощи в их преодолении;

– ориентированность одновременно и на возрастные нормы развития и на индивидуальные потенции развития личности обучаемого.

Возрастная норма развития есть средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе. Однако уровень и количество вариаций вокруг нее весьма значительны.

Недостатки в развитии– это отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста.

Отклонения– появление в процессе развития ребенка отрицательных качеств, свойств, привычек.

Дисгармонии развития– несбалансированность психичес­ких процессов, свойств, качеств и состояний, обусловлива­ющих неустойчивость и противоречивость личности и нару­шающих ее социализацию и индивидуализацию.

Нарушения (аномалии) развития (дизонтогенез)– огра­ничение, сужение границ психологических возможностей обучаемого в силу функциональной недостаточности, грубого дефекта или распада психологических функций.

Деформация развития– отклонения, нарушения в раз­витии, вытекающие из подавленности самореализации лич­ности и приводящие к извращению самой сути развития.

Основными задачами психодиагностики в системе психологической службы образованияявляются:

– определение степени психологической готовности ребенка к обучению в школе, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития школьника;

– выявление и оценка психологических факторов и контроль динамики психического развития обучаемых (исследование характера психического развития, его темпов, психических новообразований возраста, влияния микросоциального окружения);

– сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения, психологическая экспертиза методических средств и технологий обучения;

– выявление индивидуально-психологических особенностей обучаемых и составление их социально-психологического портрета (особенности познавательной деятельности, мотивационной сферы, системы отношений, особенностей поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия);

– выявление наличия, причин и характера психологических проблем обучения, поведения и психического самочувствия школьников и студентов (социально-психологической дезадаптации, неуспеваемости, личностных расстройств и т.п.);

– определение средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;

– диагностика профессиональных интересов и способностей старших школьников;

– психологическое изучение стиля педагогической деятельности преподавателей и социально-психологических особенностей педагогического коллектива как фактора эффективности образовательного процесса.

Для решения данных задач школьная психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности, изучение документов, проективные методики) и строго формализованных (опросники, психологические тесты) методов. Наиболее «популярными» группами методик являются:

– методики, ориентированные на изучение личностных особенностей;

– методики, ориентированные на отношения с другими людьми;

– профориентационные методики и изучение способностей.

Их выбор осуществляется в контексте соблюдения общих правил, определяющих эффективность психодиагностической работы в целом.

Основными требованиями к организации и проведению психодиагностической деятельностиявляются:

– единство диагностики и коррекции, возможность получения развивающего эффекта в процессе самого психодиагностического обследования и построения на его основе различных развивающих программ;

– валидность, надежность и прогностичность используемых методик;

– комплексное применение различных, взаимодополняющих методик для изучения определенного свойства, явления;

– экономичность процедуры психодиагностического обследования, простота и доступность обработки и анализа данных;

– соответствие выбранных методик целям школьной (вузовской) психологической деятельности обучаемых;

– формулирование результатов психодиагностического обследования на «языке» потребителя.

Диагностика и ее данные не могут и не должны являться самоцелью. Использование данных психодиагностической работы может осуществляться для:

– заполнения психолого-педагогических карт школьников, составления их социально-психологических портретов и выбора форм и средств психологического сопровождения;

– организации развивающей работы с обучаемыми (в том числе так называемая обучающая психодиагностика, когда полученные данные позволяют ученику выделить и увидеть свои сильные и слабые стороны);

– организации консультативной, коррекционно-развивающей работы с педагогами, администрацией, родителями;

– проведения профориентационной работы со старшими школьниками и пр.

Исследование индивидуальных и групповых психологических особенностей учащихся – важный, но в определенном смысле предварительный этап в деятельности психолога, позволяющий получить объективную информацию для последующего ее учета. Исследование индивидуальных психологических особенностей детей, подростков и юношей позволяет выявить лиц с теми или иными психологическими трудностями, следовательно, нуждающихся в оказании психологической помощи.

Наши рекомендации