Психологическая служба. Определение, цели, задачи.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Цели Психологической Службы Образования
Для специалистов любой службы очень важно осознавать цель, а следовательно, и смысл своей деятельности. Нельзя не согласиться с известным философом и педагогом Г. Гурджиевым, что «вопрос о цели – очень важный вопрос. Пока человек не определит для себя свою цель, он не может даже и начать что-то „делать“. Как же возможно что-нибудь „делать“, не имея цели?» (цит. по: Успенский П. Д. – 1992. – С. 1977).
На основании научного изучения проблемы и анализа многолетнего опыта работы психологической службы можно утверждать, что ееглавной цельюявляется психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.
Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье.
Почему?
У ребенка есть потребность в познании и понимании мира. Неразвитые психические функции не позволяют ребенку полноправно взаимодействовать с миром, познавать и понимать его, создают депривационную ситуацию и, как следствие этого, нарушение психического здоровья (страхи, тревоги, комплексы, негативные переживания, неадекватные реакции и пр.). Это тормозит, искажает позитивный путь становления личности.
Но для здоровья ребенка важно, что в детском саду, школе удовлетворяются не только его познавательные, но и социальные потребности – в уважении к его человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям (причем не только в учебной деятельности). Забота о психологическом здоровье требует внимания взрослых (родителей, воспитателей, учителей) к этому внутреннему миру ребенка. Психолог понимает, что для обеспечения психического и психологического здоровья ребенка особое внимание следует уделить сохранению и поддержанию его эмоционального благополучия, так как переживания, чувства детей всегда оказывают существенное влияние на любую выполняемую ими деятельность и на развитие личности.
Педагог-психолог анализирует и оценивает любую учебно-воспитательную программу, любую систему отношений и взаимоотношений в учебном учреждении с точки зрения того, обеспечивают ли они условия, необходимые для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья детей и школьников. Только в этом случае он действительно представляет и защищает интересы ребенка как растущего человека, развивающейся личности и индивидуальности.
По большому счету, главная цель психологической службы созвучна по смыслу с высказыванием академика В. В. Краевского на международных лихачевских научных чтениях:
«Содействие становлению человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представлениям иных культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для другого мнения и неожиданной мысли» (2001).
Модели психологической службы. Варианты и их особенности.
Перспективы развития
Образование как целенаправленный процесс становления человека, его обучения и социализации, требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствовать структура, основной миссией которой являетсяобеспечение развивающего компонента образования. И такая структура в системе образования существует уже более 15 лет, это Служба практической психологии образования.
В сентябре-октябре этого года при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерации психологов образования России состоялись Всероссийские семинары-совещания «Управление психологической службой на региональном и муниципальном уровне», «Организация и содержание деятельности психолога образовательного учреждения и ППМС-центра на современном этапе развития российского образования», «Психологическое обеспечение профессионального становления учащихся и студентов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования», «Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях дошкольного образования» и II Всероссийская неделя школьной психологии в ВДЦ «Орленок». В задачу специалистов, приехавших из 50 регионов России, входило определение того, что же такое Служба практической психологии образования в современных условиях, какова ее роль и перспективы развития. Итогом работы стала модель психологической службы, в основу которой положены два принципа:
1. Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии системы образования. Декларируемые в ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования,т.е.создании психолого-педагогических условий для успешного решения учащимся задач образования и развития.
2. Психологическая служба образования как служба не может эффективно функционировать на уровне отдельного образовательного учреждения, города и даже региона. Психологическая служба системы образования - это многоуровневая структура с единой вертикалью управления, имеющая свои подразделения и представительства (психологические службы образовательных учреждений, методические объединения и пр.) на разных управленческих уровнях. Психолог образовательного учреждения - сотрудник этой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов. Возможности психолога и службы сильно разнятся. Служба располагает значительно большим арсеналом средств достижения необходимого результата, нежели педагог-психолог образовательного учреждения.
Несмотря на серьезные проблемы роста профессионального уровня практических психологов, существует ряд факторов, которые говорят о позитивной динамике ее развития. Прежде всего можно отметить то, что профессиональная психологическая помощь субъектам образовательного пространства начинает переходить на принципиально иной уровень. Это появление и интенсивное развитие психолого-педагогических и медико-социальных центров различной ориентации: центры психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, реабилитационные и многие другие, которые решают две принципиально важные задачи:
1) оказывают высококвалифицированную многопрофильную помощь субъектам образовательного пространства (детям, родителям, педагогам, администрации, управлению);
2) оказывают профессиональную поддержку психологам, работающим непосредственно в базовых образовательных учреждениях.
Число таких центров растет, возрастает и их общественная значимость.
В настоящий момент на территории Российской Федерации существует более 500 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам и армия практических специалистов.
В настоящее время в психологии образования отмечается тенденция к стабилизации профессиональной деятельности службы практической психологии, играющей на самом деле важную роль в развитии образования — инициации, поддержке и исследовании инновационных процессов, без которых сегодня невозможны ни демократизация, ни гуманизация отечественного образования.
6. Психолог как субъект образовательного процесса. Профессиональное место и статус психолога в образовательном процессе.
Практический психолог (группа психологов) работает в конкретном учебном заведении – детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, вузе и др., осуществляя психологическое изучение обучаемых для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого обучаемого, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и различных психических расстройств. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению проблем педагогов как профессионалов. Психологу приходится «лавировать» между разными, иногда противоречивыми, ожиданиями и требованиями по отношению к целям и средствам его деятельности. Ему необходимо подстраиваться к различным стилям обще — ния, свойственным ученикам, их родителям и педагогам. Часто нужны особые усилия для того, чтобы успешно адаптироваться в специфической эмоциональной атмосфере, сложившейся вокруг фигуры психолога в конкретном образовательном учреждении. Нередко эмоционально-оценочный фон вза — имодействия далек от благожелательности и не пронизан духом сотрудничества.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
С приходом психолога в систему образования связанные определенные социальные ожидания. Формализм, за организованность, внешние стимулирования деятельности и поведения детей - лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональные психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад, в школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправдано в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:
· психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;
· психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;
· он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересом, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности. Сильный, энергичный. Умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы;
· психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Какие личностные появления не совместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление к стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувства виновной ничтожности.
Сегодня в школу пришли два психолога: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не стремятся «снизойти» до практических забот школой; к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается, что эту категорию можно было стимулировать через создание на базе школ. Где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оплодотворениюего научных поисков.
Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стремление получать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречается среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже - неудовлетворенность педагогической деятельностью.
Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности действия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.
Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятия ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу, что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами».
Выраженная ориентация на ценность другого человека профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятием им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.
Это делает профессию психолога одни м из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу - обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы. Практически психолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.
Психолог- равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно - за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников.
В своей работе он опирается на профессиональные знания овозвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.
Смысл любого учреждения образования - содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни вобществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература и т.д.. А психолог?
Практический психолог имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике - на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу - одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания - психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог - к самоопределению.
Психологическая готовность к самоопределению формируется постепенно, с момента рождения ребенка - в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде. Затем ребенок поступает в школу, чтобы там, в течение 11 лет готовиться к взрослой жизни - получить достаточное знание, научиться учиться, думать, работать, дружить, ориентироваться в идеях, ценностях, осознать свою индивидуальность. К моменту окончания школы при нормальном процессе развития у каждого выпускника должна быть сформирована психологическая готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней.
Психологическая готовность к самоопределению предполагает:
· сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания;
· Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы;
· Становление предпосылок индивидуальности как результаты развития и осознания своих интересов, способностей, особенностей каждым выпускником школы.
Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает незавершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему психологическую готовность непрерывного роста сейчас и в будущем. Именно за обеспечение данной возможности и отвечают практический психолог образования и психологическая служба образования в целом, именно в этом заключается ее содержательный основной смысл. Осуществление этого смысла требует высокой подготовки психолога как специалиста.
Основной ролью и видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
Практический психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.
Профессиональное место и роль психолога в образовательном пространстве школы
Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу – обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы. Практически психолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.
Психолог – равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно – за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников.
В своей работе он опирается на профессиональные знания о возвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.
Практический психолог имеет дело с детьми самого разного возраста.
в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог – к самоопределению. Психологическая готовность к самоопределению формируется постепенно, с момента рождения ребенка – в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде.
Психологическая готовность к самоопределению предполагает.
1.сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания; 2.Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы; 3.Становление предпосылок индивидуальности как результаты развития и осознания своих интересов, способностей, особенностей каждым выпускником школы.
Таким образом, сложность и многоаспектность деятельности практического психолога в системе образования делает его работу значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляют высокие требования.
Специфика деятельности практического психолога определяется его предметом - индивидуальностью человека.
СТАТУС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Практический психолог образования является специалистом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его работы: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районные, городские, областные, региональные психологические центры образования.
На должности практического психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, региональных центров психологической службы образования могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 часов на факультетах и курсах переподготовки. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации практических психологов образования проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Минобразовании России и утверждаются управлением высших учебных заведений Минобразования России.
Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение, - а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок психологов увеличивается.
Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических центров разного уровня.
Практический психолог образования имеет 24-часовую рабочую неделю.
Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых (см. ориентировочные нормы).
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает.
Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Районные, областные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями.
Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, центры психологической службы образования ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в соответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности. Отчет психологической службы образовательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения, центров психологической службы - в отчеты органов управления образованием соответствующего уровня.
Правила.
Сотрудники «Психологической службы» обязаны:
соблюдать технику безопасности во время работы;
выполнять требования санитарно-гигиенического режима;
предоставлять администрации перспективный план работы, осуществлять контроль выполнения плана;
организовывать и проводить диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися;
организовывать и проводить исследования, консультации и семинары с педагогическими работниками; вести документацию в соответствии с требованиями;
соблюдать установленный режим работы;
вести систематическую работу по самообразованию и повышению профессионального уровня.
Сотрудники «Психологической службы» имеют право:
проводить научно-методическую работу;
проходить аттестацию в порядке, установленном Положением об аттестации руководящих и педагогических работников;
организовывать обмен опытом в рамках Центра, города, округа.
Министр В.М. Филиппов
Приложение к приказу № 636
Министерства образования
ПОЛОЖЕНИЕ
о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее — Служба).
2. Под службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМС Центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей. Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
5. Целями Службы являются:
• содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
• содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
• оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
• содействие педагогическим работникам, родителям (Законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6. Задачи Службы:
• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
• формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
• участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
• содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
• содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Положение
Общее положение
1.1. Служба практической психологии в системе школьного образования является организационной структурой, определяющей совместную деятельность педагогов и учащихся учреждений, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса.
2. Служба содействует созданию условий для личностного, интеллектуального, социального развития подрастающего поколения на всех этапах непрерывного образования.
3. Служба оказывает содействие охране психического здоровья и формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
4. Служба осуществляет профилактику, диагностику и коррекцию в интеллектуальном, личностном, социальном развитии обучающихся и воспитанников.
5. Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных актов, федеральных и областных законов, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов детей. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента образования администрации Владимирской области, настоящим Положением.
Служба работает в тесном контакте с научными учреждениями, правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения и общественными организациями
Структура Службы
2.1 Функционирование службой осуществляется на трех уровнях
2.1.2. Уровень образовательного учреждения:
психолого-педагогическая и медико-социальная служба образовательных учреждений разных типов и видов (дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения, детский дом).
2.1.3. Муниципальный уровень:
· методический кабинет отдела образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район);
· методическое объединение педагогов-психологов района
Цели и задачи службы
3.1. Целями Службы являются:
- содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития, содействующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для воспитанников и условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса
- содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии;
- оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательного учреждения в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
3.2. Задачи службы:
· психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
· содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
· формирование у обучающихся, воспитанников способности самоопределения и саморазвитию;
· содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
· психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
· профилактика и определение отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии обучающихся, воспитанников;
- содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательного учреждении научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Управление службой.
Управление службой осуществляется по административной и профессиональной линиям:
6.1.Административная линия:
- управление службой на муниципальном уровне осуществляет РМК
- управление деятельностью Службы на уровне образовательного учреждения осуществляет руководитель образовательного учреждения. Шилова О.В.
6.2. Профессиональная линия:
· профессиональное руководство Службой осуществляется кафедрой психологического обеспечения образовательного процесса ВИПКРО при координирующей роли Совета Службы практической психологии в системе образования Владимирской области, высококвалифицированными специалистами в области практической психологии муниципальной методической службы;
· совет Службы практической психологии в системе образования Владимирской области определяет приоритетные направления развития службы практической психологии в системе образования области.
11. Кабинет психолога, основные требования к оформлению и оборудованию.
Расположение кабинета
Для кабинета педагога-психолога следует отвести помещение площадью не менее 25-30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
Кабинет желательно расположить в доступном месте. Целесообразно определить под него помещение на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних