Упражнение «Позиционное общение»
Цель: расширение диапазона коммуникативных средств учителя, поиск эффективного индивидуального стиля педагогического обще–• ния с учащимися средних и старших классов.
Порядок выполнения и инструкция. Упражнение проводится в три этапа.
На первом этапе психолог предлагает двум участникам группы проиграть одну из типичных ситуаций, взятых из взаимодействия учителя и ученика–подростка или старшеклассника. Остальные участники наблюдают. Возможны следующие ситуации:
«Ученик сорвал урок, и учитель вызвал его для беседы»; «Ученик курит в школе», «У старшеклассницы резко снизилась успеваемость» и т. п.
Выбранная ситуация проигрывается в соответствии с заданными коммуникативными позициями: «учитель» выступает строгим, реализующим формально–оценивающий стиль. А «ученик» оправдывается, молча выслушивает нотацию «учителя».
Затем происходит общее обсуждение: какие ощущения и впечатления получил «ученик» от такой беседы, как чувствовал себя учитель, какие мысли и эмоции вызвала данная сцепа у группы. Довольно часто учитель, который играл роль ученика, с удивлением признавался, что никогда бы не подумал, что жесткие, директивные меры воздействия, справедливо применяемые для наказания нерадивого школьника, рождают в последнем такую подавленность, пассивность, а иногда и раздражение. Участники группы приходят к выводу, что применение авторитарных средств общения с подростками и старшеклассниками в целом малоэффективно.
На втором этапе проигрывается та же ситуация общения учителя и ученика, но меняются «актеры» и заданные коммуникативные позиции. Участнику группы, играющему роль учителя, предлагается перейти па упрашивающий тон (например, в дорогой элитной школе учитель вынужден уговаривать сына миллионера), в то время как старшеклассник ведет себя высокомерно и вызывающе. Групповое обсуждение результатов второго этапа игры посвящено анализу того, по каким причинам возникают ситуации зависимости учителя от ученика и как их преодолеть или избежать.
На третьем этапе организуется групповой поиск средств и способов, помогающих учителю наладить психологически полноценное общение с учеником на примере той же ситуации, но при этом реализовать педагогическую управляющую позицию. Рассматриваются вопросы: как учителю следует начать разговор со школьником, как сесть, какие фразы и когда говорить, какую атмосферу и настрой должна носить такая беседа и др.
Упражнение «Контроль и управление»
Учителя часто говорят о том, как трудно наладить в классе маленьких детей хорошую дисциплину. Один ученик беспокойно вертится весь урок, другой, наоборот, пассивен и излишне заторможен, третий не уверен в себе и боится отвечать, хотя все понимает и знает.
Цель: развитие у учителей эффективных средств контроля и управления классом.
Процедура проведения. По желанию из группы выбирается участник, который играет роль учителя, остальные члены группы — роли младших школьников.
Каждый «ученик» получает от психолога карточку, па которой обозначена характеристика его роли: что он должен делать на игровом импровизированном уроке, как отвечать, как выполнять задание и т. п. Содержание карточек участники прочитывают молча, про себя. Рекомендуется фиксировать на карточках следующие роли:
♦ «Ученик–отличник. Хорошо знает учебный материал, организован»;
♦ «Способный и понятливый школьник, но неусидчив, имеет неустойчивое внимание»;
♦ «Ученик–задира. Постоянно отвлекает от урока свою соседку»;
♦ «Гиперактивиый ученик. Не может и минуты посидеть спокойно. Понимание учебного материала затруднено»;
♦ «Пассивный, заторможенный школьник. Все время смотрит в окно и как бы мечтает о чем–то своем»;
♦ «Ученик, не уверенный в своих силах, боится отвечать, никогда не поднимает руку, хотя обычно готов к ответу».
Комната занятия «превращается» в класс. Каждый участник садится за свою парту или стол. Разыгрывается сцена «Урок». Каждый «ученик» играет свою роль. Член группы в роли учителя обязан в течение 5–10 минут создать хорошую дисциплину в классе.
Упражнение «Модальность»
Цель:развитие у учителей навыков предоставлять учащимся конструктивную обратную связь.
Процедура проведения.Попробуйте на минутку почувствовать себя подростком или старшеклассником. Что они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!» Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь», «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...».
А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...».
Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), — в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них — одни запреты, а взрослые «могут все», у них — полная свобода действий.
Эта очевидная несправедливость обостряет их взаимодействие со взрослыми и в ряде случаев становится причиной конфликтов. Нельзя забывать о том, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у пего тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.
Давайте потренируемся!
Типичная фраза | Лучше сказать |
«Ты должен хорошо учиться!» | «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться» |
«Ты должен думать о будущем!» | «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию думаешь выбрать?» |
«Ты должен уважать старших!» | «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека» |
«Ты должен слушаться учителей и родителей!» | «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться» |
А теперь поупражняйтесь самостоятельно!
Слева даны типичные фразы, которые учителя и родители часто говорят подросткам и юношам. Напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.
«Мы в твои годы жили гораздо хуже! Ты должен ценить заботу старших». «Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!» «Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!» «Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»
Задание 4. Диагностика стиля общения педагога. Карта коммуникативной деятельности А. А. Леонтьева
Понаблюдайте в процессе производственной практики за стилем общения педагога и дайте психологический анализ этого стиля. Чтобы количественно оценить стиль общения педагога, стоит заполнить карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А. А. Леонтьева (табл. 1). Для этого необходимо выступить в качестве экспертов нескольким лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый из них заполняет тестовую карту независимо от других, после чего находится усредненная оценка. В процессе обсуждения попытайтесь обосновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки.
Таблица 1
Карта коммуникативной деятельности А. А. Леонтьева
Доброжелательность | 765432 1 | Недоброжелательность |
Заинтересованность | 765432 1 | Безразличие |
Поощрение инициативы обучаемых | 765432 1 | Подавление инициативы |
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») | 765432 1 | Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж) |
Активность (все время в общении, держит обучаемых в «тонусе») | 765432 1 | Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек) |
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы (конфликты) | 765432 1 | Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя) |
Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении | 765432 1 | Отсутствие дифференциации в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым) |
Обработка и интерпретация результатов.Найдите сумму усредненных баллов экспертов по всем критериям.
Если она колеблется в пределах 45–49, то коммуникативная деятельность близка к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как режиссер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей.
35–44 балла— высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятий. Занятия проходят продуктивно, в активном взаимодействии сторон.
20–34 балла— характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. Занятия проходят оживленно, но не всегда достигают поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможно проявление элементов негибкого реагирования.
11–19 баллов— низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно–воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.
При очень низких оценках — 7–10 баллов— всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию — анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.
Модели общения педагога
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения педагога в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом.
Модель дикторская («Монблан»).Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые — всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда — безынициативность и пассивность обучаемых.
Модель неконтактная («Китайская стена»)очень близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой–либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия: непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны — равнодушное отношение к педагогу.
Модель дифференцированного внимания («Локатор»)основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, лидеров и аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом.
Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе педагог—коллектив, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
Модель гипорефлексивная («Тетерев»)заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут сам на себя: его речь большей частью монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой педагог поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно–воспитательное воздействие представлено формально.
Модель гиперрефлексивная («Гамлет»)противоположна предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.
Следствие: обостренная социально–психологическая чувствительность педагога приводит его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения часто бразды правления оказываются в руках обучаемых, а педагог занимает ведомую позицию в отношениях.
Модель негибкого реагирования («Робот»).Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством понимания меняющихся ситуаций общения. Им не учитываются педагогическая действенность, состав и психическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально–психологической реальности, не достигая своей цели.
Следствие: низкий коэффициент педагогического взаимодействия.
Модель авторитарная («Я сам»).Учебно–воспитательный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он — главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность педагога подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.
Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
Модель активного взаимодействия («Союз»).Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.