Определение способа реагирования в конфликтных ситуациях

Цель:определение способа реагирования в конфликтных ситуациях.

Оборудование: бланк высказываний.

Методика:Во время прочтения высказываний испытуемый выбирает один из вариантов. Экспериментатор заносит в протокол устные высказывания во время выбора, а также обработку полученных результатов.

Инструкция:Вам предлагается два варианта высказываний. Вы должны выбрать одно из высказываний, соответствующих типичному реагированию в некоторых ситуациях.

Бланк высказываний:

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить все с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего,

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) я пытаюсь избежать неприятностей для себя,

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий,

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

12. а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры,

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте,

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров,

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка данных:По каждому из 5 разделов опросника подсчитывается количество ответа совпадающих с ключом (табл.). Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Ключ для опросника:

№№ п.п. Соперничество Сотрудничество Компромисс Избежание Приспособление
      А б
  Б а    
а       б
    а   б
  А   Б  
б       а
    б а  
а Б      
б     а  
а   б    
  А     б
    б а  
б   а    
б А      
      б а
б       а
а     б  
    б   а
  А   б  
  А б    
  Б   а  
б   а    
  А   б  
    б   а
а       б
  Б а    
      а б
а Б      
    а б  
  Б     а

Лабораторное занятие № 5

Тема: Психодиагностика психических состояний

Вопросы для обсуждения:

1.Методические проблемы диагностики психических состояний.

2. Опросники психических состояний.

Практическая часть:

1. Произвести оценку собственных состояний личности: самочувствия, враждебности и настроя, степени эмоционального выгорания в учебной студенческой деятельности, тревожности, фрустрации. Сделать выводы по результатам диагностики возможности занятий психолого-педагогической деятельностью.

2. Произвести оценку собственных состояний личности: одиночества, смысла существования, свобода воли и выбора, расхождение между реальным и идеальным Я. Сделать из этого выводы по возможности занятий психолого-педагогической деятельности.

3. Определить способы решения жизненных проблем, включая диагностику уровня субъективного контроля, способов выхода из затруднительных жизненных ситуаций, самооценку.

4. Провести методики (см. Приложение) и провести комплексный сравнительный анализ результатов.

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – М., 2004.

2. Введение в психодиагностику/ Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М., 1997.

3. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. – М., 2005.

4. Общая психодиагностика/ Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М., 2001.

5. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1991.

Приложение № 1

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

И ПСИХИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Это модифицированный вариант опросника Дж.Роттера, позволяющий выявить уровень субъективного контроля индивида в сфере любых значимых для него ситуаций, который по своим личностным характеристикам должен быть интерналом, то есть более благожелательным, уверенным в себе, терпимым и реалистичным, чем экстернал, обычно отличающийся меньшей развитостью перечисленных качеств и значительной зависимостью от внешних, ситуативных влияний.

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что она (он) мало влияет на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективно, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10.Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11.Когда я строю планы, то в общем, верю, что смогу их осуществить.

12.То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13.Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14.Если люди не подходят друг другу, то. как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.

15.То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16.Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17.Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18.Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того. как сложатся обстоятельства.

19.Мои отметки в школе более всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20.В семейных конфликтах я чаще чувствую собственную вину, чем вину противоположной стороны.

21.Жизнь большинства людей зависит от степени обстоятельств.

22.Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23.Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24.Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25.В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26.Я часто чувствую, что не могу изменить сложившихся отношений в семье.

27.Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.

28.На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29.То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.

30.Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31.Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.

32.Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того. что я хочу.

33.В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще больше были виноваты другие люди, чем я сам.

34.Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35.В сложных ситуациях я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36.Успех является результатом упорной работы и не зависит от случая или везения.

37.Я чувствую, что от меня больше, чем от кого-либо, зависит счастье моей семьи.

38.Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39.Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или судьбу.

40.К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41.В семейной жизни бывают такие ситуаций, которые невозможно разрешить даже при сильном желании.

42.Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43.Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44.Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени, и мало зависело от везения и невезения.

Обработка данных:

Если на большинство суждений вы ответили «да», то это говорит о вашей интернальности, «нет» - экстернальности.

Если вы в основном ответили «да» на вопросы 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44,

и «нет» на вопросы 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43, то это говорит о вашей общей интернальности.

Наши рекомендации