Тема : Современные проблемы психодиагностики.
Цель: знакомство с проблемами диагностики.
Основные понятия: обученность, воспитанность, обучаемость, зоны развития, психические процессы, внимание, память, мышление, речь, воображение, болезни, профориентация, профессиограммы, профпригодность.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности образовательной диагностики:
a. Диагностика обученности и воспитанности,
b. Диагностика уровня обучаемости,
c. Диагностика интеллекта
d. Психолого-педагогическая диагностика в управлении образованием
e. Методы анализа педагогической ситуации
2. Содержание профориентационной диагностики.
3. Особенности диагностики онтогенеза человека.
4. Социокультурные аспекты психодиагностики.
5. Компьютеризация психодиагностики.
Задания для СРС:
Задание на СРС:
1) Написать реферат по теме
2) проанализировать возможности отраслей диагностики с помощью различных методов:
Сфера диагностики проявлений личности | метод | возможности исследования | Трудности проведения (относительно отраслей диагностики) | Особенности ситуации | Особенности оборудования |
Диагностика обученности | |||||
Диагностика воспитанности | |||||
Диагностика в управлении образованием | |||||
Анализ педагогической ситуации | |||||
Профориентационная диагностики |
3. Показать содержание социокультурных аспектов психодиагностики.
4.Составить сравнительный анализ диагностики возрастных изменений психики и личности человека.Возраст | Методы исследования | Особенности оборудования | Особенности проведения | Особенности анализа результатов |
Младенчество | ||||
Раннее детство | ||||
Дошкольный возраст | ||||
Готовность детей к обучению в школе | ||||
Младший школьный возраст | ||||
Подростковый возраст | ||||
Юношеский возраст | ||||
Зрелые возраста |
Характеристика явления | Используемые методы | Возможные ограничения | Особенности оборудования | Особенности интерпретации результатов |
Ощущение и восприятие | ||||
Внимание | ||||
Память | ||||
Мышление | ||||
Воображение | ||||
Речь | ||||
Эмоции | ||||
Воля | ||||
Активность | ||||
Темперамент | ||||
Характер | ||||
Способности | ||||
Самосознание | ||||
Межличностные отношения |
Литература:
1. Анастази А Психологическое тестирование. / А. Анастази, С. Урбина.— СПб., 2001.
2. Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. – Новосибирск, 1990.
3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб)/ — Киев, 1995.
4. Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.
5. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
6. Изучение личности школьника учителем / Под ред. 3. И. Васильевой. Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н. Ф. Родионовой. - М., 1991.
7. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.
8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1998.
9. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — СПб., 2000.
10. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. М, 2000.
11. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. - Ростов-н/Д., 1996.
12. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. - Минск, 1987.
13. Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. – М., 1988.
14. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, 2-е изд., испр. – М.: УРАО, 2000.
15. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1996.
16. Психолого- медико- педагогическое обследование ребенка/ М. М. Семаго. М, 1999.
17. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1998.
18. Столяренко Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация. Ростов н/Д, 1999.
19. Худик В. И. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования.
СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Лабораторное занятие № 1-2.
Тема: Психодиагностика индивидуальных особенностей и личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Индивидуальные особенности человека.
2. Сложности диагностики индивидуальных особенностей человека.
3. Характеристика личности. Потенциалы личности.
4. Возможности и специфика диагностики личности.
Практическая часть:
1. Продиагностировать себя по личностному опроснику 16 F (Кеттелла). Построить личностный профиль. Написать объективную характеристику рекомендательного характера. Выявить противоречивые результаты в показателях основных шкал. Выявить позиции, которые несут информацию о конституционально обусловленных диспозициях.
2. Продиагностировать себя по тесту «Несуществующее животное» (М. Друкаревич) с последующим написанием характеристики.
3 Продиагностировать себя по тестам. (см. Приложения)
а) «Опросник для изучения типа темперамента» (Г. Айзенк);
б) Определение «Формулы темперамента» (А. Белов);
Проведите сравнительный анализ собственных результатов по двум тестам.
4. Протестироваться по методикам. (см. Приложения)
Сделать комплексный сравнительный анализ результатов.
Литература:
- Введение в психодиагностику/ Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М., 1997.
- Общая психодиагностика/ Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М., 2001.
- Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1991.
- Практикум по психодиагностике – М., 2002.
Приложение 1.
Опросник Е Кеттелла.
Оснащение: текст опросника (форма С), лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стены, графическое отображение полученных результатов, интерпретация полученных данных.
Инструкция:«Это исследование имеет целью определить из свойства Вашей личности. Вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, в, с). Отвечать следует так:
-сначала прочтите вопрос и варианты ответов к нему;
-затем выберите один из 3 вариантов ответов, отражающий Ваше мнение;
-отметьте индекс выбранного Вами ответа в бланке ответов.
Вы должны работать самостоятельно, а теперь можете приступить к работе».
Тест опросника
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
а) да в) трудно сказать, с) нет.
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:
а) да в) иногда, с) нет.
3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом в) святым, с) тучей.
4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:
а) быстро в) нечто среднее, с) с трудом.
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
а) пропустить вперед большинство машин
в) не знаю,
с) обогнать все идущие впереди машины.
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:
а) да, в) иногда, с) нет.
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
а) верно, в) трудно сказать, с) нет.
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть:
а) да, в) иногда, с) нет.
9. Я бы скорее занимался:
а) фехтованием и танцами, в) затрудняюсь ответить, с) борьба с баскетболом.
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают:
а) да, в) иногда, с) нет.
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:
а) да, в) иногда, с) нет.
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе с ними:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
14. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
а) верно, в) иногда с) неверно.
16. Я думаю, что я человек менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство других людей:
а) верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.
17. Меня раздражают люди, которые могут быстро принимать решения:
а) верно в) не знаю, с) неверно.
18. Иногда, хоть и кратковременно, у меня возникало чувство раздражительности к моим родителям:
а) да, в) не знаю, с) нет.
19. Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:
а) моим хорошим друзьям, в) не знаю, с) в своем дневнике.
20. Я думаю, что противоположным по значению словом противоположности слова «неточный» будет:
а) небрежный, в) тщательный, с) приблизительный.
21. У меня хватает энергии, когда это необходимо:
а) да, в) трудно сказать, с) нет.
22. Меня больше раздражают люди, которые:
а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску,
в) затрудняюсь ответить,
с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.
23. Мне очень нравится приглашать людей и развлекать их:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
24. Я думаю, что:
а) не все надо делать одинаково тщательно,
в) затрудняюсь ответить,
с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись.
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
а) да, в) иногда, с) нет.
26. Мои друзья чаще:
а) советуются со мной, в) делают то и другое поровну, с) дают советы.
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его:
а) да, в) иногда, с) нет.
28. Мне нравится друг:
а) интересы которого имеют деловой и практический характер,
в) не знаю,
с) который отличается глубоко продуманным взглядами на жизнь.
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
а) верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
а) да, в) не знаю, с) нет.
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то, и другое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы, в) трудно сказать, с) играть в городки.
32. Мне не нравятся общительные, компанейские люди:
а) да, в) не знаю, с) нет.
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
а) да, в) трудно сказать, с) нет.
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:
а) да, в) иногда, с) нет.
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:
в) иногда, с) нет.
36. На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и механизмами, участвуя в основном производстве,
в) трудно сказать,
с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.
37. Какое слово не связано с двумя другими:
а) луна, в) воздух, с) солнце?
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня, в) нечто средне, с) не беспокоит меня совершенно.
39. Если бы у меня было много денег, то я:
а) жил бы, не стесняя себя ни в чем,
в) не знаю,
с) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти.
40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа, в) не знаю, с) быть запертым в одиночестве.
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:
а) да, в) иногда, с) нет.
42. Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и любил оставаться один,
в) не знаю,
с) живым и подвижным.
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
а) да, в) не знаю, с) нет.
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко:
а) да, в) трудно сказать, с) нет.
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:
а) верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
48. В музыке я наслаждаюсь:
а) маршами в исполнении военных оркестров,
в) не знаю,
с) скрипичными соло.
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
а) в деревне с одним или двумя друзьями,
в) затрудняюсь сказать,
с) возглавляя группу в туристском лагере.
50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишние, в) трудно сказать, с) не стоят того.
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела мелкими:
а) всегда, в) иногда, с) редко.
53. Я предпочел бы скорее работать:
а) в учреждении, где пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них,
в) затрудняюсь ответить,
с) быть архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.
54. Дом так относится, как дерево к:
а) лесу, в) растению, с) листу.
55. То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко, в) иногда, с) часто.
56. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть, в) не знаю, с) предпочитаю действовать наверняка.
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
а) скорее всего, это так, в) не знаю, с) думаю, что нет.
58. Мне больше нравится человек:
а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен,
в) не знаю,
с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.
59. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем многие люди, в) не знаю, с) медленнее, чем большинство людей.
60. На меня большее впечатление производят:
а)мастерство и изящество, в) трудно сказать, с) сила и мощь.
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
а) да, в) нечто среднее, с) нет.
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
а) да, в) не знаю, с) нет.
63. Я предпочитаю:
а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам,
в) затрудняюсь ответить,
с) советоваться с моими друзьями.
64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
а) на уроках, в) трудно сказать, с) читая книги.
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
а) верно, в) иногда, с) неверно.
67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а) заняться другим вопросом,
в) затрудняюсь ответить,
с) еще раз попытаться решить этот вопрос.
68. Иногда у меня возникают такие сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. без определенных причин:
а) да, в) иногда, с) нет.
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:
а) да, в) иногда, с) нет.
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5, будет:
а) 10, в) 5, с) 7.
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
а) да, в) не знаю, с) нет.
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставит официанту или официантке лишнее беспокойство:
а) да, в) иногда, с) нет.
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:
а) верно, в) трудно сказать, с) неверно.
75. На вечеринке мне больше нравится:
а) принимать участие в интересной беседе,
в) затрудняюсь ответить,
с) смотреть, как люди отдыхают, и отдыхать, расслабившись самому.
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей его услышать:
а) да, в) иногда, с) нет.
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел больше встретиться с:
а) Колумбом, в) не знаю, с) Шекспиром.
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
а) да, в) иногда, с) нет.
79. Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины, в) не знаю, быть кассиром.
80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
а) да, в) иногда, с) нет.
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю: « У него плохое настроение»,
в) не знаю,
с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.
82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов:
а) да, в) иногда, с) нет.
83. Я получаю большее удовольствие, рассказывая местные новости:
а) да, в) иногда, с) нет.
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
а) верно, в) иногда, с) неверно.
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:
а) верно, в) иногда, с) неверно.
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:
а) часто, в) иногда, с) никогда.
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
а) отстают, в) идут правильно, с) спешат.
89. Мне бывает скучно:
а) часто, в) иногда, с) редко,
90. Люди говорят, что мне нравится все делать своим способом:
а) верно, в) иногда, с) неверно.
91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют:
а) да, в) не знаю, с) нет.
92. Дома, в свободное время я:
а) болтаю и отдыхаю, в) затрудняюсь ответить,
с) занимаюсь интересующимися меня делами.
93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:
а) да, в) иногда, с) нет.
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой:
а) да, в) иногда, с) нет.
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
а) да, в большинстве случаев, в) иногда, с) нет.
96. Я думаю, что даже самые драматические события уже через год не оставят в моей душе никаких следов:
а) да в) иногда, с) нет.
97. Я думаю, что было бы интереснее быть:
а) натуралистом и работать с растениями,
в) не знаю,
с) страховым агентом.
98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, к определенным животным и т. д.:
а) да, в) иногда, с) нет.
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
а) да, в) трудно сказать, с) нет.
100. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть в команде или иметь партнера,
в) не знаю,
с) где каждый играет сам за себя.
101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
а) да, в) иногда, с) нет.
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:
а) да, в) иногда, с) нет.
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:
а) да, в) иногда, с) нет.
104. Какое слово менее связано с двумя другими:
а) думать, в) видеть, с) слышать.
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии:
а) кузеном (двоюродным братом), в) племянником, с) дядей.
Методика “Ценностные ориентации”
М.Рокич
Цель: оценка ценностных ориентаций.
Инструкция:испытуемому предлагается выбрать и разложить по мере убывания значимости сначала терминальные ценности (из списка А), затем инструментальные (из списка Б).
Список А (терминальные ценности):
· активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
· здоровье (физическое и психическое)
· интересная работа
· красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
· любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
· наличие хороших и верных друзей
· общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
· продуктивная жизнь (полное использование возможностей, сил и способностей)
· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
· развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
· счастливая семейная жизнь
· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
· творчество (возможность творческой деятельности)
· уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Список Б (инструментальные ценности):
· аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
· воспитанность (хорошие манеры)
· высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
· жизнерадостность (чувство юмора)
· исполнительность (дисциплинированность)
· независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
· непримиримость к недостаткам в себе и других
· образованность (широта знаний, высокая общая культура)
· ответственность (чувство долга, умение держать слово)
· рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
· самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
· смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
· твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
· терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
· широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
· честность (правдивость, искренность)
· эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
· чуткость (заботливость)
Обработка: на основании выбора выстраивается иерархическая лестница испытуемого.
Ориентационная анкета определения направленности личности
Б. Басс
Цель:определение личностной направленности
Оборудование: ориентационная анкета, которая состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности.
Общие требования: Надо выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от мнения или же наименее соответствует реальности.
Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (O) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1 — 27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишете в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас. Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко видно.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Наибольшее удовлетворение я получаюот:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом являетсятот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
Б. Были верны и преданны мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними:
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным;
Б. Авторитетным;
В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером;
Б. Композитором;
В. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
В. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать;
А. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
В. Занимаясь своим любимым делом.
КЛЮЧ
№ п.п. | Я | О | Д | № п.п. | Я | О | Д |
A | В | Б | Б | В | А | ||
Б | В | А | A | В | Б | ||
A | В | Б | A | в | Б | ||
В | Б | А | A | Б | В | ||
Б | А | В | A | Б | В | ||
В | А | Б | В | Б | А | ||
В | Б | А | Б | А | В | ||
А | Б | В | Б | А | В | ||
В | А | Б | В | А | Б | ||
А | В | Б | Б | В | А | ||
Б | В | А | А | В | Б | ||
Б | А | В | В | А | Б | ||
В | А | Б | Б | А | В | ||
А | В | Б |