Тема 16. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Семинар-конференция по темам, связанным с современными социальными проблемами и возможностями их решения.

Примерный перечень вопросов для самостоятельного осмысления

  1. Почему и когда возникает социология как специфическая отрасль научного знания?
  2. Что такое социология и каковы ее функции?
  3. В чем отличие социологии от других общественных наук?
  4. Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука?
  5. В чем заключается специфика определения объекта социологии, исходя из многообразия теоретических парадигм?
  6. Как определить предметную область социологии?
  7. Понятие «социальное» и его роль в социологическом познании.
  8. Почему социологию называют междисциплинарной наукой?
  9. Какую роль в общественном развитии играет социология?
  10. Какова роль О.Конта в возникновении социологии как науки?
  11. Каковы социологические воззрения Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера?
  12. В чем основные принципы позитивизма и неопозитивизма?
  13. В чем особенности русской социологической мысли?
  14. Какие исторические условия и теоретические предпосылки способствовали развитию русской социологической науки?
  15. Какие Вы можете назвать основные течения дореволюционного периода в русской социологической науке?
  16. Какие течения, школы и направления существуют в современной западной социологии?
  17. Как соотносятся между собой понятия «общество» и «социальная система»?
  18. Каково соотношение понятий «культура», «цивилизация» и «общество»?
  19. Почему П.А.Сорокин в работе «Социокультурная динамика» говорит о кризисе культуры западной цивилизации?
  20. В каком смысле общество можно рассматривать как социокультурную систему?
  21. Каковы культурные парадигмы?
  22. В чем единство и многообразие культур?
  23. Каковы типы культур?
  24. В чем функции культуры?
  25. Как дать определение: массовая культура, субкультура и контркультура?
  26. Что такое социокультурные ценности?
  27. В чем заключается кризис современной культуры?
  28. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?
  29. В чем состоит механизм социализации личности?
  30. Что такое социальный статус личности?
  31. Что означает понятие «девиация»?
  32. Что такое социальная роль личности?
  33. Какие основные факторы определяют развитие девиантного поведения в обществе?
  34. В чем состоит сущность теории аномии Э.Дюркгейма?
  35. Каковы основные типы отклоняющегося поведения в концепции Р.Мертона?
  36. Какие концепции и направления социальной стратификации Вы знаете?
  37. Как определял понятие «социальная стратификация» П.Сорокин?
  38. Каковы формы социальной стратификации?
  39. Влияет ли на процесс стратификации социально-экономический статус?
  40. Как влияет на социальную структуру общества многообразие форм собственности?
  41. Как дать определение понятия «социальная группа»?
  42. Какие факторы влияют на формирование социальной группы?
  43. Какие существуют типы социальных групп?
  44. Что такое большие и малые группы?
  45. Каково понятие «социальной общности»?
  46. Какие характерные черты социальной общности?
  47. Виды социальных общностей?
  48. Какие проблемы изучает этносоциология?
  49. Какая совокупность людей называется этносом?
  50. Каковы современные тенденции в развитии нации?
  51. В чем причины межнациональных конфликтов?
  52. Какие методы используются для прогнозирования межнациональных конфликтов?
  53. Как соотносятся между собой понятия «общество», «социальная система» и «социальная структура»?
  54. Какие важнейшие социальные институты общества Вы знаете?
  55. Что входит в понятие «социальный институт» и каково его соотношение в понятием «социальная система»?
  56. Какие виды социальных институтов Вы знаете?
  57. Какие функции в обществе выполняет социальная организация?
  58. Какие типы социальной организации существуют в обществе?
  59. Как соотносятся между собой понятия «социальная норма», «социальный порядок», «социальный контроль»?
  60. Каковы функции социального контроля?
  61. Через какие способы осуществляется контроль?
  62. Каковы элементы и механизмы социального контроля?
  63. Что такое социальные санкции?
  64. Что из себя представляет понятие отклоняющееся (девиантное) поведение?
  65. Какие Вы знаете теории, объясняющие причины отклонений?
  66. Как дают определение понятию «аномия» Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон?
  67. В чем состоит смысл социальных связей и каково их внутреннее строение?
  68. Каковы основные элементы социальных связей?
  69. Как Вы определите понятие «социальный конфликт»?
  70. Как определял понятие «консенсус» М.Вебер?
  71. Как достичь социального консенсуса в обществе?
  72. Что представляет собой программа социологического исследования?
  73. Из каких элементов состоит программа социологического исследования?
  74. Что такое объект, предмет и цель социологического исследования?
  75. Для чего необходим процедурный раздел программ социологического исследования?
  76. В чем состоит разница между генеральной и выборочной совокупностями исследуемых объектов?
  77. Что такое репрезентативность выборки?
  78. Как сформулировать гипотезы?
  79. Какие методы сбора социологической информации Вы знаете?
  80. В чем состоит сущность контент-анализа как метода анализа документов?
  81. Как применяется метод наблюдения и каковы его основные разновидности?
  82. Какие виды опроса используются в проведении социологических исследований и каковы их особенности?
  83. Что представляется собой метод социометрии?
  84. Где и когда используется метод социального эксперимента?
  85. Какие методы применяются для анализа данных?
  86. Как пишется отчет о проведении социологического исследования?




ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

Собственные интересы и творческие замыслы студентов в области социологии могут быть реализованы посредством выполнения различных видов самостоятельной работы по курсу.

Сначала необходимо выбрать тему и способ работы над ее раскрытием. При выборе темы целесообразно учитывать свои познавательные интересы и практические возможности использования информации. После того, как тема для самостоятельной работы хотя бы в общих чертах определена, следует начать поиск и изучение различных источников информации. В зависимости от вида самостоятельной работы используются различные способы информационного поиска.

Основными источниками информации могут выступать:

- учебники и учебные пособия по общей социологии или отдельным отраслям социологии (социологии личности, социологии семьи, социологии конфликта, этнической социологии и т.д.)- научные журналы социологической и социально-политической тематики («Социологические исследования», «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания», «Мир России. Социология, этнология», «Социально-политический журнал», «Вестник Московского университета. Сер. 8. Социология и политология», «Социология: теория, методы, маркетинг», «Рубеж», «Журнал исследований социальной политики» и др.)- газеты и журналы, в том числе их электронные версии, с материалами о социальной, экономической, политической, культурной сферах жизни общества (общероссийские газеты: «Российская газета», «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Независимая газета», «RBK-daily», «Известия», «Труд» и др., региональные газеты: «Самарское обозрение», «Советникъ», «Репортер» и др.; журналы: «Огонек», «Коммерсант-Власть», «The New Times», «Эксперт» и т.д.).

Для творческой самостоятельной работы, а также для научной работы по социологии можно использовать информацию, размещенную на сайтах социологических факультетов различных институтов и университетов, исследовательских организаций, в социологических информационных системах, в электронных научных журналах с обязательным указанием источника информации. Примерами могут быть социологические публикации на интернет-порталах «Российское образование», «Экономика, социология, менеджмент», «Открытое образование», «Социально-гуманитарное и политологическое образование» и др. На некоторых сайтах есть электронная библиотека со статьями и книгами по социологии .

ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. ПОДБОР И АНАЛИЗ СОБЫТИЙ, ИМЕЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.Данная работа предполагает отбор для анализа событий, которые имеют отношение к постановке или решению социальных проблем, затрагивающих какие-либо социальные группы или общество в целом. Такие события целесообразно рассматривать на различных уровнях, например:- на глобальном уровне (социальные, социально-экономические или социально-политические события общемирового масштаба или затрагивающие одновременно жителей многих стран);- на общероссийском уровне (события, актуальные для большей части населения России);- на региональном уровне (события, имеющие значения для жителей Самарского региона).Пример. Октябрь 2012 г. Депутаты Государственной думы решили положить конец трагедиям на российских дорогах и ужесточить ответственность за езду в пьяном виде. Автомобилистов, совершивших наезд со смертельным исходом в состоянии алкогольного опьянения, предлагают наказывать лишением свободы на срок от 15 лет до пожизненного заключения.По мнению парламентариев, печальная статистика свидетельствует о том, что ситуация со смертностью на дорогах ухудшается с каждым годом. В МВД заявляют, что в среднем по России гибнут около 100 человек в сутки.2. ПОИСК И АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЦЕССАМ И ЯВЛЕНИЯМ. Этот вид творческой самостоятельной работы заключается в подборе статистической информации, имеющей социальное содержание, и ее кратком анализе. Можно привести примеры социальных закономерностей и объяснить их действие.Пример. Население России в 1992 году составляло 148,7 миллиона человек, в 2003-м - 143,5 миллиона, в 2008 г. – 142 млн. человек, а к 2050 году, по подсчетам ООН, может сократиться до 101,5 миллиона. Ежегодная естественная убыль населения составляет от 500 до 800 тыс. человек. С 1992 по 2005 гг. естественная убыль населения составила 11,2 млн. человек (более 16%). Численность экономически активного населения составляет 74,6 млн. чел. В трудоспособном возрасте умирает 46,2% всех мужчин и 14% всех женщин. С 2009 г. началось еще и резкое сокращение численности людей трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек в год). Можно попытаться проанализировать экономические, политические и социальные последствия таких изменений.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. Для характеристики важнейших социальных проблем либо для дополнения анализируемой социальной статистики подбираются данные о результатах социологических опросов, проведенных специализированными организациями, социологическими исследовательскими центрами и компаниями. Приводимые результаты социологических опросов необходимо кратко проанализировать, высказывая свою точку зрения.

Пример. Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, как изменилось за последнее время число интернет-пользователей в России и зачем россияне выходят в Сеть. Как оказалось, доля наших сограждан, пользующихся Интернетом, продолжает расти. На данный момент, пользователями Сети являются уже 60% россиян. При этом, 40% из них выходят в Интернет каждый день (год назад доля таких пользователей составляла 30%). В то же время, уменьшается число тех, кто Интернетом не пользуется вообще (на 10% за год).Социологи выявили еще одну интересную закономерность: граждане, активно использующие Интернет, проявляют куда больший интерес к политике, чем те, кто выходит в Сеть лишь время от времени. Лишь 34% из тех, кто появляется в "мировой паутине" эпизодически, интересуются политической жизнью. Среди активных интернет-пользователей этот показатель достигает уже 40%.Больше всего россияне ценят возможность получить информацию о событиях в стране и мире, которую дает Интернет. 47% опрошенных выходят в Сеть именно с этой целью. Часто Интернет используется для работы и учебы (такой ответ дали 51% респондентов, два года назад их было 58%). 45% опрошенных признались, что Интернет им нужен ради электронной почты. 39% пользователей слушают в Сети музыку, смотрят фильмы и читают книги. 37% используют возможности Интернета для общения с другими пользователями, а 24% ищут там друзей.Несмотря на высокую популярность и большое разнообразие онлайн-игр, с этой целью в Сеть выходят только 17% опрошенных. Еще 12% заявляют, что пользуются Интернетом для онлайн-шопинга.

Результаты этого опроса можно сравнить с результатами других подобных опросов и , высказать собственные суждения. Результаты социологических опросов могут быть найдены в учебной и научной литературе (соответствующие выбранной теме разделы учебников по социологии, журнал «Социологические исследования» и др.), в средствах массовой информации (например, рубрика «Опросы» в «Российской газете» или соответствующие разделы в экономических еженедельниках), на сайтах организаций и компаний, специализирующихся на проведении социологических опросов на различные темы. Используя для выполнения этого вида самостоятельной работы Интернет-сайты, следует учитывать, что существуют так называемые «социологические исследования он-лайн» (демонстрирующие результаты опросов, проводимых среди пользователей Интернета) и собственно результаты социологических исследований, проводимых методом опроса специализированными организациями.Наиболее часто можно встретить информацию о результатах социологических опросов, проведенных такими организациями, как Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), Всероссийский Центр Изучения Общественного мнения (ВЦИОМ), Левада-Центр, «Ромир-Мониторинг», Самарский областной Фонд социальных исследований и т.д. При желании можно сравнить результаты опросов различных организаций на одну и ту же тему, попытаться выявить причины сходства или расхождения этих результатов. 4. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЕГО ЖИЗНИ (СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТЫРЫ, СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И Т.Д.) ПО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ.

Для самостоятельного анализа можно взять художественное произведение или кинокартину. Это может быть как широко известное произведение, так и малоизвестное.

Так, более 30 лет назад был опубликован рассказ Брюса Бетке под названием «Киберпанк», где речь шла о некоем хакере, который просто носил панковскую прическу. Тогда в рецензиях на этот рассказ редактор, критик Гарднер Дозуа и выдвинул термин «киперпанк», как он его сформулировал тогда по-английски, «высокая технология — плохая жизнь». С тех пор уже не первое десятилетие мы с ужасом ждем восстания машин, их пришествия, смотрим фильм «Матрица» во всех его инкарнациях, смотрим сериал «Черное зеркало» и думаем, что же случится с нашим обществом, которое будет порабощено машинами.

Можно проанализировать сериал "Черное зеркало" Аннотация к фильму такая: «За последние десять лет технологии всесторонне изменили нашу жизнь, прежде чем мы успели опомниться и усомниться в них. В каждом доме, на каждом столе, на каждой ладони — плазменный телевизор, монитор компьютера, дисплей смартфона — чёрное зеркало нашего существования в XXI веке…»
Угрозу несут не приборы, а люди. У Пол Пота не было ни компьютеров, ни интернета, ни нейроимплантатов. Но это не помешало ему истребить почти треть населения страны. В Руанде у хуту, вырезавших тутси, были в основном мачете. С апреля по июль 1994 года ими было убито больше полумиллиона человек
В одном из эпизодов «Чёрного зеркала» технологии создают у солдат иллюзию, будто они стреляют не по людям, а по чудовищам-мутантам. Это снимает моральные барьеры и позволяет убивать с чистой совестью. Можно долго рассуждать о виртуальной реальности и нейроинтерфейсах, но такой приём, как лишение противника человеческих качеств, практиковался ещё в Античности.
В «Чёрном зеркале» технологии доводят до крайности уже существующие вещи. Лайкозависимое общество, разделённое на касты в зависимости от рейтинга в социальных сетях, — очень красивая метафора. Актуальная для любого общества, где правят репутация и имидж.

5. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ НА ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С БУДУЩИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ СТУДЕНТОВ. Примерами таких тем могут быть темы, связанные с развитием тех или иных технологий в современном обществе и с последствиями этого развития.Это может быть анализ статей о технологическом опыте, иллюстрирующем, как продукты, связанные с мобильными устройствами, улучшают повседневную жизнь отдельных людей и предприятий – от здравоохранения до сельского хозяйства, от дома к офису, от автомобилей до транспортной логистики, от образования до продукции в стиле фэнтези и пр. Кроме того, можно анализировать научные статьи по проблемам статуса инженерного образования в современном обществе, мировых трендов в области инженерного образования. Пример статьи для анализа – С.Земцов. Роботы и потенциальная технологическая безработица в регионах России: опыт изучения и предварительные оценки // Вопросы экономики. 2017. №7. С.1-16. ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вся выполняемая студентами самостоятельная работа выполняется письменно и сдается в виде отчета о самостоятельной работе. Отчет о самостоятельной работе — это систематизированное изложение студентом основных сведений по выбранной теме в рамках курса «Социология», отражающее его понимание определенных проблем. По согласованию с преподавателем возможно выполнение группового отчета, выполняемого 2-3 студентами.

При выполнении отчета о самостоятельной работе нужно достаточно точно определить, какие именно данные собраны и каким образом они анализировались. Это позволяет преподавателю лучше оценить достоинства проведенной работы. При выполнении отчета о самостоятельной работе студент должен показать умение работать с учебной и научной литературой, анализировать различные источники информации, делать обоснованные выводы.

Отчет обязательно должен включать список использованных источников информации. Сюда включаются вся учебная, научная литература, а также другие источники информации, изученные и использованные студентом при выполнении творческой самостоятельной работы. Источники должны располагаться в алфавитном порядке и иметь сквозную нумерацию. Обязательно указание адресов источников, взятых с различных интернет-сайтов.Объем письменного отчета о самостоятельной работе ограничен 10-15 страницами формата А4 (210 х 297 мм), напечатанными через 1,5 интервала. Отчет о самостоятельной работе должен иметь титульный лист. Сроки сдачи отчета о самостоятельной работе согласовываются с преподавателем.

При оценке творческой самостоятельной работы предполагается понимание студентами критериев качества самостоятельной творческой работы.

Критериями оценки самостоятельной работы являются:

а) творческий подход к выполнению работы;

б) использование учебной, научной и дополнительной литературы;

в) правильность и обоснованность выводов;

г) стиль изложения и аккуратность оформления отчета о самостоятельной работе;

д) срок сдачи отчета о самостоятельной работе.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ».

1. Проблемы социализации личности в современном обществе.

2. Социокультурные особенности российского общества.

3. Влияние демографических показателей на социально-экономическое развитие России.

4. Социальные проблемы молодежи в условиях трансформирующегося общества.

5. Миграция как социальный процесс.

6. Интеллектуальный потенциал России и его развитие.

7. Религия в современном обществе.

8. Особенности социального неравенства в современной России. Бедность как социальная проблема.

9. Проблемы формирования российского среднего класса.

10. Маргинальность и особенности ее проявления в современном российском обществе.

11. Основные каналы социальной мобильности.

12. Каналы формирования и выражения общественного мнения.

13. Социальные аспекты процесса глобализации.

14. Причины появления социальных групп отклоняющегося поведения.

15. Роль семьи в предотвращении социальных отклонений.

16. Эволюция стратификационной системы российского общества.

17. Современные концепции социального конфликта.

18. Специфика современных социальных конфликтов.

19. Формы социального протеста в современном обществе.

20. Технологии профилактики, урегулирования и разрешения конфликта.

21. Управление социальными процессами.

22. Социальная активность и ее формы. Новые социальные движения в России.

23. Основные проблемы гендерной социологии.

24. Женщина и карьера. Возможности современной российской женщины в карьере: пути и достижения.

25. Малый город в России: перспективы развития и основные социальные проблемы.

26. Использование методов общей социологии в социологии коммуникаций.

27. Контент-анализ в исследовании текстов СМИ.

28. СМИ как важный институт социализации личности.

29. Позитивное и негативное воздействие на личность массовой коммуникации.

30. Роль образования в развитии ли

31. Принципы организации общения в мировой компьютерной сети Интернет.

32. Проблема цензуры в современных СМИ.

33. Технологические и социальные аспекты телекоммуникационной сферы и сферы Интернет-технологий.

34. Социальные последствия использования сети Интернет.

35. Развитие профессиональных ресурсов с использованием современных информационных технологий.

36. Основные проблемы межкультурной коммуникации.

37. Инновации: технологический и социальный аспекты.

38. Взаимосвязь технико-технологического и социального развития общества.

39. Социальные аспекты процесса глобализации.

40. Междисциплинарность анализа современных социальных явлений и процессов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ».

1.Социология как наука: объект, предмет, методы. Связь социологии с другими науками.

2. Функции и структура социологического знания. Отрасли социологии.

3. Исторические предпосылки и социальные причины возникновения социологии.

4. Классические социологические теории ХIХ- нач. ХХ вв.

5. Социологическое учение О.Конта.

6. «Органическая» социология Г.Спенсера.

7. Сущность социологии марксизма.

8. Социологические взгляды Э.Дюркгейма.

9. «Понимающая» социология М.Вебера.

10. Основные направления русской социологической мысли России в ХIХ- нач. ХХ вв.

11. Основные социологические теории середины - конца XX века.

12. Структурно-функциональная теория (Т.Парсонс, Р.Мертон).

13. Символический интеракционизм и его место в структуре социологического знания.

14. Конфликтологические теории в социологии.

15. Проблема личности в социологии. Социологические теории личности.

16. Сущность процесса социализации личности. Институты и агенты социализации.

17. Социальные статусы и роли. Статусный набор.

18. Социальная норма и девиантность. Положительные и отрицательные девиации.

19. Причины и последствия девиантного поведения.

20. Социальный контроль: сущность, механизм, виды.

21. Понятие социального взаимодействия, его виды и формы.

22. Социальные общности и группы. Характеристика основных видов групп.

23. Социально-демографические группы. Современные демографические проблемы.

24. Молодежь как социальная группа.

25. Социальные движения: определение, типология.

26. Понятие социальной организации. Типология организаций.

27. Социальные организации. Исследования бюрократической системы управления.

28. Социальная стратификация и ее критерии. Основные подходы к изучению социальной стратификации.

29. Исторические типы стратификации. Особенности стратификации современного общества.

30. Социальная мобильность: понятие, виды и их характеристика.

31. Особенности социальной стратификации и мобильности в современной России.

32. Понятие социального института. Функции и дисфункции институтов.

33. Виды социальных институтов.

34. Культура как система ценностей и норм. Проблемы развития культуры в современной России.

35. Семья как социальный институт. Типология семьи и брака.

36. Современные трансформации института семьи.

37. Социальная коммуникация: понятие, виды (межличностная, групповая, массовая).

38. Массовая коммуникация. Основные подходы к исследованию массовой коммуникации.

39. Позитивное и негативное воздействие массовой коммуникации.

40. Влияние научно-технического прогресса на социальные отношения. Интернет и его место в обществе.

41. Сущность общественного мнения и его структура. Каналы формирования и выражения общественного мнения.

42. Процесс функционирования общественного мнения и его роль в жизни социума.

42. Социальная напряженность: понятие, причины, основные стадии.

43. Социальный конфликт: определение, типы конфликтов, причины возникновения, последствия, пути разрешения.

44. Специфика современных социальных конфликтов. Регулирование конфликтов.

45. Социальные изменения: механизмы, причины, движущие силы.

46. Социальный прогресс. Противоречивый характер социального прогресса.

47. Социальные революции и реформы.

48. Понятие глобализации. Социальные аспекты процесса глобализации.

49. Типология обществ. Факторы и формы перехода от традиционного общества к современному, от современного к постсовременному.

50. Понятие «постиндустриальное общество».

51. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Функции, виды, структура социологического исследования.

52. Этапы социологического исследования. Определение проблемы, цели, задач, объекта и предмета исследования.

53. Общие требования к программе социологического исследования.

54. Выборка в социологическом исследовании. Виды выборки.

55. Методы сбора, анализа и обработки социологической информации.

56. Исследовательские возможности опросного метода в социологии.

57.Документальные источники социологической информации. Качественный и количественный анализ документов.

58. Характеристика социологического наблюдения.

59. Проблемы развития современного российского общества.

60. Основные направления развития современной социологии.

Наши рекомендации