Учебно-ознакомительной практики
ПРОГРАММА
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов специальности
030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ
Кадровое обеспечение доцент Разина Л.С.
Утверждено на заседании кафедры
Протокол №
от 5 сентября 20___ года
Зав.кафедрой Селиванов В.В.
Смоленск 2012
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО
СПЕЦИАЛИСТА
Практика студентов университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, практика направлена на достижение следующих целей:
· освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
· закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
· обучение навыкам решения практических задач;
· формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
· знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.
Задачи определяются для каждого конкретного вида практики.
Профессиональная деятельность студента развивается и совершенствуется не только в ходе аудиторных занятий, а в большей степени в процессе практики, которая является логическим продолжением усвоения психологических знаний и теоретических научных позиций, фундамент которых закладывается при изучении общих и специальных дисциплин.
Практическая деятельность психолога не зависимо от места работы специфична и предъявляет большие требования к специалисту, который занимается этой деятельностью.
Практическая подготовка психологов предполагает приобретение и отработку основных профессиональных умений, апробацию профессиональных знаний при решении конкретных психологических задач. Следовательно, назначение практик: формирование полного и адекватного представления студентов о профессии психолога и направлениях его работы, формирование положительной мотивации овладения профессией, развитие профессионально важных качеств и навыков профессиональной деятельности.
На психологической практике по мере освоения учебной программы студенты знакомятся с основными сферами деятельности практического психолога.
Научно-методическая сфера предполагает овладение студентами современными теоретическими знаниями в области психологии человека, общими теоретико-методологическими принципами психологического и психолого-диагностического исследования, проведение работы по определению диагностических возможностей методических средств психодиагностики.
Диагностическая сфера состоит в грамотной организации и проведении исследования в соответствии с поставленной целью, анализом и интерпретацией полученного материала, в составлении психологического заключения.
Психокоррекционная сфера практического психолога актуализируется при оказании помощи в сохранении и восстановлении психического здоровья за счет снижения эмоционального напряжения, разрешения внутриличностных конфликтов, формирования более адекватного представления человека о себе и своих возможностях, окружающих людях и сложившихся жизненных ситуациях.
Профилактическая сфера заключается в использовании данных психологического обследования для выработки и осуществления программ предупреждения срывов адаптивного поведения.
Научно-исследовательская сфера предполагает организацию и проведение экспериментальных исследований и проверку обоснованности научных гипотез и теоретических концепций, адаптацию новых методов и методик в соответствии с методическими требованиями и требованиями современной социально-психологической ситуации.
Регулирующая сфера определяет доведение полученных в психодиагностическом и экспериметальном исследовании данных до сведения самого обследуемого, его родителей, педагогов, или «заказчика» с целью создания наиболее оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, определения проблемных зон, внутриличностных и межличностных конфликтов.
Система практик предусматривает поэтапное постижение профессии психолога:
I этап - ознакомительная практика
II этап - производственная практика
III этап - педагогическая практика
IV этап - преддипломная практика.
Все виды практики тесно взаимосвязаны, осуществляются в определенной системе и указанной последовательности, обладая большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
Практика имеет определенную функциональную нагрузку.
Обучающая функция заключается в подтверждении теоретических знаний практикой. Постепенно вырабатываются необходимые профессиональных навыки и умения. Складывается адекватный, приближенный к действительности образ специалиста в облости практической психологии.
Адаптационная функция практики реализуется в процессе ознакомления студентами с различными учреждениями (социальными, образовательными, медицинскими и т.д.), специалистами, потенциальными заказчиками и клиентами. Студенты постепенно включаются в рабочий процесс в ходе выполнения учебно-исследовательской работы на практике.
Воспитывающая функция состоит в том, что студент в ходе практики работая от части самостоятельно задумывается о саморазвитии, самовоспитании и самосовершенствовании необходимых профессиональных и человеческих качеств, для полноцеой и эффективной реализации себя как специалиста.
Принципы организации и проведения практики определяются содержанием реальной практической деятельности психолога и выполняемыми им функциями.
Данное учебно-методическое пособие составлена на основе Государственного образовательного стандарта специальности «Психология» так, чтобы обеспечить студентам четкое понимание целей, задач и допустимых методов работы во время прохождения учебно-ознакомительной практики; дать возможность ориентирования в общей деятельности учреждения и помочь в достижении максимально эффективных результатов.
Данный сборник программ практик является нормативным документом, в котором определены цели и задачи каждого вида практики, перечень формируемых профессиональных умений и навыков, приведены виды и содержание заданий и даны методические рекомендации по подготовке и проведению практики, оформлению отчетной документации.
Цель программ практик – управление подготовкой и проведением практического обучения студентов в реальных условиях профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Учебно-ознакомительная практика организуется в 3-м семестре в течение 4-х недель в рамках учебного процесса.
План учебно-ознакомительной практики
Форма обучения | семестр | количество недель |
очная | 4/3 |
Каждый студент должен:
1 Принять участие в установочной конференции.
2 Познакомиться с руководителями практики и разработать индивидуальные задания на период прохождения практики.
3 Познакомиться с психологом на базе практики, ознакомиться с функциональными обязанностями психолога учреждения, определить содержаниея практики, составить индивидуальный план работы и график работы на весь период практики.
4 Принять участие в практической деятельности психолога базы практики и выполнить самостоятельную практическую деятельность.
5 Подготовить и написать итоговый отчета по практике.
6 Принять участие в итоговой конференции.
ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Ознакомление с особенностями организации профессиональной деятельности специалиста-психолога в различных учреждениях.
o Ознакомиться с нормативно–правовыми актами, регламентирующими профессиональную деятельность специалиста – психолога учреждения.
o Изучить систему профессионального и административного подчинения, систему повышения квалификации и аттестации специалиста-психолога учреждения.
o Ознакомиться с квалификационными требованиями и должностными обязанностями специалиста-психолога учреждения.
o Установить цели и задачи работы специалиста-психолога учреждения;
o Характеристик а «клиентов» организации
o Ознакомиться с документацией специалиста-психолога учреждения.
o Выявить основные направления и формы профессиональной деятельности специалиста-психолога учреждения.
o Ознакомиться с условиями работы специалиста-психолога учреждения (техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий и т.д.).
o Определить ведущие методы работы практического психолога;
o Ознакомиться с критериями оценки эффективности деятельности специалиста-психолога учреждения.
Характеристика базы практики и отчет об организации профессиональной деятельности специалиста-психолога в различных учреждениях (в соответствии с базами практики) выполняется в соответствии с перечисленными пунктами (Приложение 2)
2. Проведение психодиагностического обследования (под руководством практического психолога в одном из учреждений на выбор).
o Постановка проблемы психодиагностического исследования. Приводится обоснование актуальности и практической значимости исследования.
o Формулировка цели исследования. Формулируется с указанием на желаемые результаты исследования.
o Отбор психодиагностических методик в соответствии с целью исследования. Проводится изучение и анализ методической литературы с целью составить набор из необходимого и достаточного количества методик, адекватных цели исследования.
o Планирование процедуры психодиагностического обследования. При планировании процедуры обследования должны учитываться факторы, влияющие на объективность и достоверность получаемых результатов: форма обследования (групповое или индивидуальное), величина группы, условия обследования (помещение, освещённость, рассадка группы и т.д.), подготовка бланков ответов и др. материалов, фиксация времени выполнения заданий), последовательность выполнения заданий, приёмы установления контакта с респондентами, особенности инструктирования респондентов, контроль за правильностью выполнения инструкции респондентами, форма сообщения результатов исследования респондентам и т.д.
o Формирование выборки респондентов. Формирование выборки респондентов проводится с учётом принципов, обеспечивающих репрезентативность выборки по полу, возрасту, роду занятий, социальному статусу, особенностям поведения, количественному составу и т.д.
o Подготовка психодиагностических методик к обследованию. Определяется необходимое количество наборов стимульного материала, бланков для ответов и другого оборудования.
o Проведение психодиагностического обследования. При проведении обследования фиксируются все отклонения от запланированных параметров, а также незапланированные факторы, способные повлиять на результаты исследования. Важнейшими параметрами при проведении обследования является характер контакта исследователя с респондентами, отношение респондентов к исследованию и личности психолога-диагноста.
o Обработка и интерпретация данных обследования. Обработка данных обследования проводится согласно правилам, установленным разработчиками методик. Интерпретация данных осуществляется согласно теоретическим положениям и целям, заложенным в основу методик их разработчиками.
o Формулировка психодиагностического заключения и разработка рекомендаций. Заключение формируется диагностом исходя из цели исследования. Рекомендации должны содержать предложения конкретных действий, направленных на разрешение ситуаций, заявленных в проблематике исследования.
Протокол психодиагностического обследования (Приложение 3)
В рамках психодиагностической работы студенты должны выполнить психодиагностическое исследование (под руководством практического психолога в одном из учреждений на выбор).
1. Ф.И.О. респондента (для группового обследования – сведения о группе).
2. Дата обследования.
3. Запрос.
4. Цель исследования.
5. Психодиагностические методики: название методики и краткое обоснование целесообразности применения в данном исследовании.
6. Краткое описание процедуры обследования с учётом факторов, способных повлиять на объективность результатов психодиагностики.
7. Результаты обследования: обработка и анализ результатов. (Допускаются ксерокопии).
8. Психодиагностическое заключение. (Допускаются ксерокопии).
9. Рекомендации. Для индивидуального обследования – описание нескольких рекомендуемых упражнений либо действий респондента в соответствии с заявленным запросом, дополнительные консультации; для обследования группы – рекомендуемые действия для заказчика обследования в соответствии с его запросом. (Допускаются ксерокопии).
3. Самоанализ студентами деятельности по ознакомительной практике.
Направлен на выявление пробелов в подготовке студентов и позволяет определить меры по совершенствованию подготовки психологов к психодиагностической работе. Самоанализ деятельности должен повышать уровень осознанности студентами перспектив профессиональной подготовки и деятельности, стимулировать формирование активной и самостоятельной позиции студента в образовании. Важной задачей самоанализа деятельности является осознание роли процесса саморазвития, самосовершенствования личности как системообразующего фактора в формировании профессионализма психолога-практика. Анализ отчётов студентов позволяет выявлять и устранять недостатки в организации процесса прохождения ознакомительной практики.
Самоанализ оформляется в виде отчета по учебно-ознакомительной практике (выполняется в свободной форме) и включает:
o титульный лист;
o содержание отчета по учебно-ознакомительной практике:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЙИИ
По результатам учебно-ознакомительной практики студенты представляют следующие отчетные документы:
Дневник практики
Оценочный лист
Вся отчетная документация выполняется на листах бумаги формата А 4 в печатной форме. Объем документайии не должен превышать 30 страниц.
Дневник является обязательным отчетным документом.
Дневник практики включает:
o титульный лист (Приложение 1)
o характеристика базы практики и отчет об организации профессиональной деятельности специалиста-психолога в различных учреждениях (в соответствии с базами практики);
o ежедневный отчет по форме:
Дата | Содержание работы и анализ работы |
Документация оформляется в соответствии с учебными заданиями.
Учебно-исследовательские задания
1. характеристика психологической службы учреждения (-ий), организации профессиональной деятельности специалиста-психолога (в соответствии с базой практики);
2. Индивидуальное или групповое психодиагностическое обследование. (Прилагается протокол и анализ).
3. Анализ собственной деятельности на практике. (Отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики).
Отчётная документация должна отражать объём и содержание выполняемых работ. Отчётная документация ведётся студентами на протяжении всей практики и регулярно представляется групповому руководителю для проверки.
Оценочный листзаверяется психологом базового учреждения, факультетским руководителем практики ВУЗа, печатью учреждения и оформляется по строгой схеме по мере прохождения студентом практики (Приложение 4).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
Итоговая конференция.
Защита практики проводится на итоговой конференции. К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу практики и предоставившие в указанные сроки всю отчетную документацию.
Защита практики включает устный публичный отчет студента-практиканта, на который ему отводится 5–7 минут. Устный отчет студента включает: раскрытие целей и задач практики, общую характеристику мест практики, описание выполненной работы с количественными и качественными характеристиками, выводы и предложения по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики. По результатам практики студенту выставляется зачет или незачет.
Критерии оценки деятельности студентов на практике.
1) объем проделанной работы;
2) грамотность формулировки цели исследования, адекватность набора психодиагностических методик цели исследования, интерпретации данных обследования, соответствие психодиагностического заключения цели исследования;
3) качество аналитического отчета, выводов и предложений;
4) своевременное предоставление отчётной документации оформленной в соответствии с требованиями;
5) самостоятельность, инициативность, творческий подход к работе.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Смоленский государственный университет
Кафедра общей психологии
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО
Приложение 2.
Характеристика базы практики и отчет об организации профессиональной деятельности специалиста-психолога в различных учреждениях
o описание нормативно–правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность специалиста – психолога учреждения.
o описание системы профессионального и административного подчинения, системы повышения квалификации и аттестации специалиста-психолога учреждения.
o характеристика квалификационных требований и должностных обязанностей специалиста-психолога учреждения.
o анализ целей и задач работы специалиста-психолога учреждения;
o анализ документации специалиста-психолога учреждения.
o описание основных направлений и форм профессиональной деятельности специалиста-психолога учреждения.
o анализ условий работы специалиста-психолога учреждения (техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий и т.д.).
o характеристика критериев оценки эффективности деятельности специалиста-психолога учреждения.
Приложение 3
Приложение 4.
Оценочный лист
ФИО студента-практиканта ________________________________________
курс________________специальность_________________________________
сроки практики____________________________________________________
База практики_____________________________________________________
Ф.И.О. психолога базы практики ____________________________________
Ф.И.О. факультетского руководителя________________________________
№ | Дата | Содержание деятельности | субъекты взаимодействия | Оценка психолога |
Психолог базового учреждения__________________________(подпись) Дата ________________________ печать базового учреждения ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ПРАКТИКУ _____________________________ Факультетский руководитель____________________________(подпись) Дата _________________________ |
Рекомендуемая литература
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М, 1999. - 320 с.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2001. - 688 с.
3. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. - М., 1995. - 160 с.
4. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство. - Таллин, 2000. - 88 с.
5. Бернс Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. - М., 2000. - 146 с.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000. - 440 с.
7. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. - М., 2001. - 352 с. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
8. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. - СПб., 1999. - 224 с.
9. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М., 2001. - 272 с.
10. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практич. пособие. - М.; Минск: АСТ; Харвест, 2001. - 445 с.
11. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В.Н.Панферова. - Псков, 1994. - 280 с.
12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник. - 2-е изд., перераб. - М., 1995. - 112 с.
13. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб, 2001. - 688 с.
14. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
15. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб., 2001. - 448 с.
16. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева и др. - М.: Владос, 2000. - 127 с.
17. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. - СПб., 2001. - 224 с.
18. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М., 1997. - 85 с.
19. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. - М., 2000. - 128 с.
20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1998. - 512 с.
21. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.
22. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб, 2002. - 480 с.
23. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 544 с.
24. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1996. - 48 с.
ПРОГРАММА
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов специальности
030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ
Кадровое обеспечение доцент Разина Л.С.
Утверждено на заседании кафедры
Протокол №
от 5 сентября 20___ года
Зав.кафедрой Селиванов В.В.
Смоленск 2012
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО
СПЕЦИАЛИСТА
Практика студентов университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, практика направлена на достижение следующих целей:
· освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
· закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
· обучение навыкам решения практических задач;
· формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
· знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.
Задачи определяются для каждого конкретного вида практики.
Профессиональная деятельность студента развивается и совершенствуется не только в ходе аудиторных занятий, а в большей степени в процессе практики, которая является логическим продолжением усвоения психологических знаний и теоретических научных позиций, фундамент которых закладывается при изучении общих и специальных дисциплин.
Практическая деятельность психолога не зависимо от места работы специфична и предъявляет большие требования к специалисту, который занимается этой деятельностью.
Практическая подготовка психологов предполагает приобретение и отработку основных профессиональных умений, апробацию профессиональных знаний при решении конкретных психологических задач. Следовательно, назначение практик: формирование полного и адекватного представления студентов о профессии психолога и направлениях его работы, формирование положительной мотивации овладения профессией, развитие профессионально важных качеств и навыков профессиональной деятельности.
На психологической практике по мере освоения учебной программы студенты знакомятся с основными сферами деятельности практического психолога.
Научно-методическая сфера предполагает овладение студентами современными теоретическими знаниями в области психологии человека, общими теоретико-методологическими принципами психологического и психолого-диагностического исследования, проведение работы по определению диагностических возможностей методических средств психодиагностики.
Диагностическая сфера состоит в грамотной организации и проведении исследования в соответствии с поставленной целью, анализом и интерпретацией полученного материала, в составлении психологического заключения.
Психокоррекционная сфера практического психолога актуализируется при оказании помощи в сохранении и восстановлении психического здоровья за счет снижения эмоционального напряжения, разрешения внутриличностных конфликтов, формирования более адекватного представления человека о себе и своих возможностях, окружающих людях и сложившихся жизненных ситуациях.
Профилактическая сфера заключается в использовании данных психологического обследования для выработки и осуществления программ предупреждения срывов адаптивного поведения.
Научно-исследовательская сфера предполагает организацию и проведение экспериментальных исследований и проверку обоснованности научных гипотез и теоретических концепций, адаптацию новых методов и методик в соответствии с методическими требованиями и требованиями современной социально-психологической ситуации.
Регулирующая сфера определяет доведение полученных в психодиагностическом и экспериметальном исследовании данных до сведения самого обследуемого, его родителей, педагогов, или «заказчика» с целью создания наиболее оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, определения проблемных зон, внутриличностных и межличностных конфликтов.
Система практик предусматривает поэтапное постижение профессии психолога:
I этап - ознакомительная практика
II этап - производственная практика
III этап - педагогическая практика
IV этап - преддипломная практика.
Все виды практики тесно взаимосвязаны, осуществляются в определенной системе и указанной последовательности, обладая большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
Практика имеет определенную функциональную нагрузку.
Обучающая функция заключается в подтверждении теоретических знаний практикой. Постепенно вырабатываются необходимые профессиональных навыки и умения. Складывается адекватный, приближенный к действительности образ специалиста в облости практической психологии.
Адаптационная функция практики реализуется в процессе ознакомления студентами с различными учреждениями (социальными, образовательными, медицинскими и т.д.), специалистами, потенциальными заказчиками и клиентами. Студенты постепенно включаются в рабочий процесс в ходе выполнения учебно-исследовательской работы на практике.
Воспитывающая функция состоит в том, что студент в ходе практики работая от части самостоятельно задумывается о саморазвитии, самовоспитании и самосовершенствовании необходимых профессиональных и человеческих качеств, для полноцеой и эффективной реализации себя как специалиста.
Принципы организации и проведения практики определяются содержанием реальной практической деятельности психолога и выполняемыми им функциями.
Данное учебно-методическое пособие составлена на основе Государственного образовательного стандарта специальности «Психология» так, чтобы обеспечить студентам четкое понимание целей, задач и допустимых методов работы во время прохождения учебно-ознакомительной практики; дать возможность ориентирования в общей деятельности учреждения и помочь в достижении максимально эффективных результатов.
Данный сборник программ практик является нормативным документом, в котором определены цели и задачи каждого вида практики, перечень формируемых профессиональных умений и навыков, приведены виды и содержание заданий и даны методические рекомендации по подготовке и проведению практики, оформлению отчетной документации.
Цель программ практик – управление подготовкой и проведением практического обучения студентов в реальных условиях профессиональной деятельности.