Тема 2. История психологических учений
Тестовые задания.
Задание 1. Заполните пропуски в утверждениях:
- Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание - …………… и оживлявших - ……………..
- Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….
- Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….
- Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………
- В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом было основано направление психологии, получившее название ……….
- В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..
- Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..
- Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….
- Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе – это направление получило название………….
- Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………
- Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..
Задание 2. Выберите правильный ответ из предложенных:
- Античные философы, говоря о душе, считали, что она:
- Материальна
- Нематериальна
- Смертна
- Бессмертна
- Какой античный философ, представляя душу, состоящей из атомов, представлял ее в виде трех отделов, расположенных в голове, груди и печени?
· Демокрит
· Пифагор
· Платон
· Аристотель
- Какой античный философ придерживался мнения о бессмертии и переселении
душ?
· Демокрит
· Пифагор
· Платон
· Аристотель
4. Какой античный философ говорил о неделимости души и тела, наделял
душой только «естественные» тела и утверждал, что душа смертна, за
исключением одной ее части – разума?
· Демокрит
· Пифагор
· Платон
· Аристотель
- Какой античный философ делил душу на две части – рациональную и
иррациональную?
· Демокрит
· Пифагор
· Платон
· Аристотель
- Какого религиозного философа можно назвать предтечей психоанализа, но без
психоаналитика, так как он видел источник психологических знаний в самонаблю-
дении?
· Блаженный Августин
· Фома Аквинский
· Леонардо да Винчи
- Какой религиозный философ придерживался мнения о том, что душа нематериальна, неуничтожима, бессмертна, и выделял три ее составляющие: разумную, вегетативную и сенситивную?
· Демокрит
· Блаженный Августин
· Фома Аквинский
· Аристотель
- Какой философ эпохи Нового времени разделил психические и физиологические процессы, видел источником психологических знаний самонаблюдение, а привлечение души в психологию излишним?
· Френсис Бэкон
· Рене Декарт
· Джон Локк
· Готфрид Лейбниц
8. Какой философ эпохи Нового времени видел опыт источником духовной жизни человека, и опыт же, по его мнению, порождал идеи, которые и лежат в основе сознания?
· Френсис Бэкон
· Рене Декарт
· Джон Локк
· Готфрид Лейбниц
9. Какой ученый эпохи Нового времени впервые заявил, что в психике человека есть явления, недоступные самоанализу?
· Френсис Бэкон
· Рене Декарт
· Джон Локк
· Готфрид Лейбниц
Задание 3. Проанализируйте отрывки:
- «…надлежит в отношении каждого существа исследовать, какая у него душа, например, какова она у растения, человека, зверя. Ведь без растительной способности не может существовать ощущающая. Между тем, у растений растительная способность имеется раздельно от ощущающего начала. … Наконец, некоторые живые существа в самом незначительном числе одарены способностью логического мышления и рассудком. Ибо, что касается тех смертных существ, которым свойственно логическое начало, то у них имеются также все остальные способности, а из тех, кто одарен одной из этих способностей, не всякий обладает логической силой, наоборот – у некоторых отсутствует даже воображение, другие же живут только им одним. Что касается теоретического разума, то его надо исследовать особо. Таким образом, ясно, что исследование каждой отдельной способности души является наиболее подобающим рассмотрением души в целом.» Аристотель
- «Всякая душа ведает всем неодушевленным, распространяется же она по всему небу, принимая порой разные образы. Будучи совершенной и окрыленной, она парит в вышине и правит миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на что-нибудь твердое – тогда она вселяется туда, получив земное тело… А что зовется живым существом, - все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило прозвание смертного… Что касается главнейшего вида нашей души, то ее должно мыслить себе как демона, приставленного к каждому из нас богом; Это тот вид который… обитает на вершине нашего тела и устремляет нас от земли к родному небу как небесное, а не земное порождение.» Платон
- «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство избегнуть этой опасности, средство обучения плаванию.» Демокрит
- «Мне стало ясно, что только доброе может стать хуже. Если бы это было абсолютное добро или вовсе бы не было добром, то оно не могло бы стать хуже. Абсолютное добро не может стать хуже, а в том, в чем вовсе нет добра, нечему стать хуже. Ухудшение наносит вред; Если бы оно не уменьшало доброго, оно бы вреда не наносило. И так или ухудшение не наносит вреда – чего быть не может, - или – это совершенно ясно – все ухудшающееся лишается доброго. Если оно совсем лишится доброго, оно вообще перестанет быть. Если же останется и не сможет более ухудшиться, то станет лучше, ибо пребудет неухудшающимся. Не чудовищно ли, однако, утверждать, что при полной потере доброго оно станет лучше? Если, следовательно, оно вовсе лишится доброго, то его вообще и не будет; Значит, пока оно существует, оно доброе, и, следовательно, все что есть – есть доброе, а то зло, о происхождении которого я спрашивал, не есть субстанция; Будь оно субстанцией, оно было бы добром, или субстанцией, не подверженной ухудшению вовсе, т.е. великой и доброй. Или же субстанцией, подверженной ухудшению, что было бы невозможно, не будь в ней доброго.» Блаженный Августин.
- «Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить… Если я буду разуметь само чувство или осознание зрения или ходьбы, то, поскольку в этом случае они будут сопряжены с мыслью, коя одна только чувствует или осознает, что она видит или ходит, заключение мое окажется вполне верным… Та сила, посредством которой мы, собственно и познаем вещи, является чисто духовной и отличается от тела в целом не менее, чем кровь от кости или рука от глаза.» Рене Декарт.
- «Все, что ум замечает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю «идеею»; Способность, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю «качеством» предмета, в котором эта способность находится. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю «качествами», а поскольку они суть ощущения или восприятия в нашем разуме, я называю их «идеями».Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, я понимаю под ними те качества предметов, которые вызывают в нас идеи.» Джон Локк.
- «Психоанализ относится к психиатрии приблизительно как гистология к анатомии: одна изучает внешние формы органов, другая – их строение из тканей и элементарных частичек. Противоречие между этими двумя видами изучения, одно из которых продолжает другое, просто трудно себе представить. Вы знаете, что сегодня анатомия считается основой научной медицины, но было время, когда вскрывать человеческие трупы для того, чтобы познакомиться с внутренним строением тела, было так же запрещено, как сегодня кажется предосудительным заниматься психоанализом, чтобы узнать о внутреннем механизме душевной жизни. И может быть, в недалеком будущем мы поймем, что глубоко научная психиатрия не возможна без хорошего знания глубоко лежащих, бессознательных процессов в душевной жизни.» З. Фрейд.
Тема 3.Нейропсихология
Тестовые задания.
Задание 1. Заполните пропуски в утверждениях:
- …. – это рецепторная область нейрона.
- Нервные импульсы распространяются по …. к ….
- Место взаимодействия двух нейронов это - ….
- Соматическая и автономная ветви являются частью …… нервной системы.
- Простейшая реакция организма на внешний раздражитель это - …..
- Парасимпатическая ветвь нервной системы наиболее активна …….
- Активность нейронов регулируют …..
- …… - это волокна. соединяющие полушария головного мозга
- Три основных отдела головного мозга это - ……. или …. и …… и …….
Задание2. Выберите правильный вариант ответа из предложенных:
1. Какой способ исследования головного мозга, больше всего похож по способу действия на черепно-мозговую травму:
- электроэнцефалограмма;
- глубинная лезия;
- позитронно-эмиссионная томография;
2. Зрительная область расположена:
- в лобной доле головного мозга;
- в височной доле головного мозга;
- в теменной доле головного мозга;
- в затылочной доле головного мозга;
3. Область головного мозга, анализирующая речь, расположена :
- в лобной доле головного мозга;
- в височной доле головного мозга;
- в теменной доле головного мозга;
- в затылочной доле головного мозга;
4. Область головного мозга, отвечающая за навыки в написании, расположена :
- в лобной доле головного мозга;
- в височной доле головного мозга;
- в теменной доле головного мозга;
- в затылочной доле головного мозга;
5. Область головного мозга, отвечающая за слух, расположена :
- в лобной доле головного мозга;
- в височной доле головного мозга;
- в теменной доле головного мозга;
- в затылочной доле головного мозга;
6. Область головного мозга, отвечающая за навыки ориентации и видение в пространстве, расположена :
- в коре головного мозга;
- в правом полушарии головного мозга;
- в левом полушарии головного мозга;
- в мозолистом теле
7. Эндокринной системой управляет:
- гипофиз
- гипоталамус
- таламус
- кора головного мозга
Задание 3. Охарактеризуйте заболевания и скажите, чем они вызываются:
- акромегалия
- гипофизарный гигантизм
- гипофизарный карлик
- аллергическая реакция
- афазия
- агнозия
Задание 4. Ответьте на следующие вопросы и прокомментируйте ответы:
- какое воздействие на организм окажет лекарство, блокирующее перемещение нейротрансмиттеров через синапс?
- Почему большая часть клеток головного мозга не замещается после повреждения, как в других частях организма?
- Если бы Вам было необходимо увеличить площадь поверхности коры головного мозга, как бы Вы поступили? А что делает в этом случае природа?
- Назовите преимущества и недостатки операции по расщеплению головного мозга.
- Если бы ваш мозг перенесли в другое тело, что бы Вы считали своим?
- Можно ли сказать, что сознание находится в определенной части мозга?
Задание 5. Сравните понятия по предложенному образцу:
А) 1- психика, 2- душа; Б) 1- психика, 2 – нервная система; В) 1-психика, 2- мозг;
Г) 1 – нерв, 2 – нейрон; Д) 1 - ЦНС, 2 – ПНС; Е) 1 – ПНС, 2 – вегетативная НС;
Задание 6. Сформулируйте аргументы «за» и «против» в отношении приведенных отрывков.
- Если поставить вопрос, что же такое мышление и сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они – продукты человеческого мозга…
- Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи, есть функция мозга, вторичное отражение внешнего мира.
- Наш мозг не есть обиталище, седалище, созидатель, не есть инструмент или орган, носитель или субстрат мышления.
- Мысли находятся с мозгом в таком же соотношении, как желчь к печени.
(по Е.Е. Сапоговой)