Модуль ii. основные периоды жизни человека
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СТАРОСТИ
Практическое задание 4:составить таблицы 4-12 «Общая характеристика возраста: детство, отрочество, юность, взрослость» по учебным пособиям возрастной психологии (с указанием использованных источников)
Таблица 4
Краткая психологическая характеристика периода новорожденности
(0 мес. –1,5- 2 мес.) в рамках отечественной психологии
Содержание кризиса новорожденности | Первый период внеутробного психического развития ребенка. Он понимается как кризисный именно в силу его переходного значения. Рождение – резкое изменение условий существования ребенка в силу физического отделения от материнского организма. У новорожденного отсутствуют сложившиеся формы поведения – все они должны появиться при жизни. Предельная биологическая беспомощность ребенка определяет специфику психического развития человека: пластичность детской психики и огромную роль социального опыта, средовых влияний и собственной активности организма и личности в процессе развития. |
Социальная ситуация развития | Полная беспомощность и зависимость новорожденного ребенка от взрослого. |
Ведущая деятельность | Эмоционально – личностное общение с взрослым; стремление к общению, формирование базового доверия к окружающему миру, появление ориентировки. При его отсутствии или недостатке – госпитализм |
Базовая потребность | Удовлетворение витальных потребностей организма |
Психологические новообразования | дописать |
Сензитивный период |
Графический материал
Рис. 1. Краткая характеристика кризиса новорожденности
Таблица 5
Краткая психологическая характеристика младенческого возраста (2 мес. – 1 год)
Социальная ситуация развития | Психологический симбиоз с матерью, ситуация «Мы» - единство ребенка и взрослого, ситуация комфорта |
Генетическая задача | Противоречие между потребностью ребенка в общении и отсутствием специфических средств воздействия на взрослого и взаимодействия с ним – речи |
Ведущая деятельность | Непосредственно-эмоциональное общение с матерью– это основной путь, источник и основа проявления детской активности. |
Характер общения со взрослым | 2 – 6 месяцев – непосредственно – эмоциональное общение с близким взрослым, 6 – 12 месяцев – ситуативно-личностное общение с близким взрослым |
Базовая потребность | Потребность ребенка в защищенности (проявляется в чувстве доверия или недоверия к окружающему миру) |
Психологические новообразования | · 1 полугодие (пассивно-созерцательное): хватательное движение, · П полугодие (активное освоение мира): предметное восприятие, ходьба, речь, ситуативно-деловое общение со взрослыми, представление о себе как о субъекте практических действий, манипулятивная деятельность, образ себя |
Содержание кризиса одного года – кризиса автономизации | дописать |
Сензитивный период | |
Возможные психологические проблемы | |
Ключевые понятия |
Список использованной литературы:
1. Би, Х. Развитие ребенка. – СПб., 2004.
2. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004.
3. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1999.
4. Смирнова, Е. О. Психология ребенка. – М., 1997.
5. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. М.-СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-пресс, 2002. – 656с .
6. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006, 320 с.
Таблица 6
Краткая психологическая характеристика раннего возраста (1–3 года)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | |
Ведущая деятельность | |
Характер общения со взрослыми | Ситуативно – деловое общение с взрослым /по М.И.Лисиной/. |
Характер общения со сверстниками | Начальные формы общения со сверстниками, взаимное подражание |
Базовая потребность | Любовь близких. Ведущая роль в удовлетворении принадлежит родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры |
Психологические новообразования | |
Содержание кризиса трех лет | |
Сензитивный период | |
Возможные психологические проблемы | |
Ключевые понятия |
Примечание: В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
В дальнейшем, предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Список использованной литературы:
1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007.- 349с. и т.д.
Таблица 7