Модуль ii. основные периоды жизни человека

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СТАРОСТИ

Практическое задание 4:составить таблицы 4-12 «Общая характеристика возраста: детство, отрочество, юность, взрослость» по учебным пособиям возрастной психологии (с указанием использованных источников)

Таблица 4

Краткая психологическая характеристика периода новорожденности

(0 мес. –1,5- 2 мес.) в рамках отечественной психологии

Содержание кризиса новорожденности Первый период внеутробного психического развития ребенка. Он понимается как кризисный именно в силу его переходного значения. Рождение – резкое изменение условий существования ребенка в силу физического отделения от материнского организма. У новорожденного отсутствуют сложившиеся формы поведения – все они должны появиться при жизни. Предельная биологическая беспомощность ребенка определяет специфику психического развития человека: пластичность детской психики и огромную роль социального опыта, средовых влияний и собственной активности организма и личности в процессе развития.
Социальная ситуация развития Полная беспомощность и зависимость новорожденного ребенка от взрослого.
Ведущая деятельность Эмоционально – личностное общение с взрослым; стремление к общению, формирование базового доверия к окружающему миру, появление ориентировки. При его отсутствии или недостатке – госпитализм
Базовая потребность Удовлетворение витальных потребностей организма
Психологические новообразования дописать
Сензитивный период  

Графический материал

модуль ii. основные периоды жизни человека - student2.ru

Рис. 1. Краткая характеристика кризиса новорожденности

Таблица 5

Краткая психологическая характеристика младенческого возраста (2 мес. – 1 год)

Социальная ситуация развития Психологический симбиоз с матерью, ситуация «Мы» - единство ребенка и взрослого, ситуация комфорта
Генетическая задача Противоречие между потребностью ребенка в общении и отсутствием специфических средств воздействия на взрослого и взаимодействия с ним – речи
Ведущая деятельность Непосредственно-эмоциональное общение с матерью– это основной путь, источник и основа проявления детской активности.
Характер общения со взрослым 2 – 6 месяцев – непосредственно – эмоциональное общение с близким взрослым, 6 – 12 месяцев – ситуативно-личностное общение с близким взрослым
Базовая потребность Потребность ребенка в защищенности (проявляется в чувстве доверия или недоверия к окружающему миру)
Психологические новообразования · 1 полугодие (пассивно-созерцательное): хватательное движение, · П полугодие (активное освоение мира): предметное восприятие, ходьба, речь, ситуативно-деловое общение со взрослыми, представление о себе как о субъекте практических действий, манипулятивная деятельность, образ себя
Содержание кризиса одного года – кризиса автономизации дописать
Сензитивный период  
Возможные психологические проблемы  
Ключевые понятия  

Список использованной литературы:

1. Би, Х. Развитие ребенка. – СПб., 2004.

2. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004.

3. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1999.

4. Смирнова, Е. О. Психология ребенка. – М., 1997.

5. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. М.-СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-пресс, 2002. – 656с .

6. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006, 320 с.

Таблица 6

Краткая психологическая характеристика раннего возраста (1–3 года)

Социальная ситуация развития  
Генетическая задача  
Ведущая деятельность  
Характер общения со взрослыми Ситуативно – деловое общение с взрослым /по М.И.Лисиной/.
Характер общения со сверстниками Начальные формы общения со сверстниками, взаимное подражание
Базовая потребность Любовь близких. Ведущая роль в удовлетворении принадлежит родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры
Психологические новообразования  
Содержание кризиса трех лет  
Сензитивный период  
Возможные психологические проблемы  
Ключевые понятия  

Примечание: В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

В дальнейшем, предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Список использованной литературы:

1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007.- 349с. и т.д.

Таблица 7

Наши рекомендации