История становления возрастной психологии
Характеристика этапа | Представители |
Донаучный этап | |
В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Конкретного раскрытия содержания и функций души не было. Не существовало и методов исследования души. Описательный (донаучный) этап истории возрастной психологии связывают с тем, что психологические знания существовали в недрах: педагогики, дифференцирующей развитие на возрасты в образовательных целях; медицины, разделяющей онтогенез на основные периоды с позиции физиологических изменений; философии, которая пыталась объяснить развитие психики. Первые упоминания классификации возраста можно встретить в древневосточной и античной философии. | Платон (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). |
Первый научный этап – описательный -последняя треть ХIX в. – начало XX в. (метод исследования – наблюдение) | |
Новый этап в развитии детской психологии, в рамках которой развивалась возрастная психология, связан с началом экспериментальных исследований детей. | В.Вундт.Разработку проблем детской психологии вели известные немецкие ученые К.Гросс, Э.Крепелин, Э. Мейман, В. Штерн и другие. Во Франции А.Бине совместно с Т.Симоном создал методику отбора детей в специальные школы для умственно отсталых, основу которой составил метод тестов: был введен показатель интеллекта – умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Теоретические и методические представления А.Бине и Т.Симона лежат в основе современной психометрики – практики измерения умственного развития детей. В США инициатором и организатором изучения ребенка и построения педагогического процесса на психологической основе явился С.Холл, в Швейцарии – Э.Клапаред, в Англии – Д.Селли |
Второй научный этап – объяснительный -начало XX в. – середина XX в. (метод исследования – естественно-научный констатирующий эксперимент) | |
К началу XX в. русская возрастная и педагогическая психология вошла в тесный контакт с мировой психологической наукой. Русские ученые регулярно следили за развитием научной мысли на Западе, совершенствовали свое экспериментальное мастерство в зарубежных лабораториях, многие иностранные работы переводились на русский язык, реферировались и рецензировались в русских журналах. .). Русские ученые активно включились в исследование проблем, волновавших ученых и общественных деятелей во всем мире. Развитие возрастной психологии в России с начала XX в. прочно встало на научные основы, исследования в этой области заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. . В XX в. значительно возросло число публикаций по возрастной и педагогической психологии. Работали съезды и конференции, на которых обсуждались проблемы детской и педагогической психологии. В результате творческих поисков было осознано первостепенное значение теории и вместе с тем оценена важная роль накопления научно-достоверных фактов, полученных с помощью объективных методов. Был сделан существенный вклад в разработку методов исследования как важнейшего условия перехода возрастной и педагогической психологии в разряд самостоятельных научных дисциплин. Получил развитие метод наблюдения, в частности метод «дневников»; были предложены программы и планы наблюдения за поведением и психикой ребенка. Метод эксперимента вводился в практику эмпирических исследований; специально для детской психологии предназначался естественный эксперимент (А.Ф. Лазурский). Тщательно обсуждались возможности метода тестов. Разрабатывались и другие методы. Существенное дополнение к сведениям о психологических особенностях детей давали результаты анализа художественных произведений. Основные направления исследований того времени — пути формирования всесторонне развитой личности и совершенствования научных основ системы обучения. | Труды русских ученых стали публиковаться в зарубежных изданиях (исследования И.А. Сикорского, А.П. Нечаева и др.). В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов |
Третий научный этап – проектировочный -(вторая половина XX в. – наст. время.) (метод исследования– экспериментально-генетический, или формирующий, эксперимент) | |
Практическое задание 2. На основании изученного материала заполните таблицу 2 с указанием списка использованной литературы.
Исходя из отношений противопоставленности субъекта и среды, различают два научных направления: эндогенное, где основной движущей силой считается субъект, и экзогенное, где движущей силой считается среда.
К ранним теориям эндогенного направления традиционно относят теории Аристотеля, Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К. Бюлера, А. Гезелла и др. – во всех них присутствует идея разворачивания наследственно заданных свойств в развитии.
Таблица 2