Модуль 1. Теоретические основы возрастной психологии
Практический блок
Модуль 1. Теоретические основы возрастной психологии
Практическое занятие 1.
Тема.Подход к проблеме психического развития в основных психологических школах.
Практическое задание 1.Изучив этапы развития и становления возрастной психологии, заполните таблицу 1 с указанием списка использованной литературы.
Таблица 1
Таблица 2
Основные теории психического развития
Теории психического развития | Автор теории | Суть теории. Основные положения теории | ||
Эндогенное направление | ||||
Теория трех ступеней детского развития | Австрийский психолог К. Бюлер | |||
Нормативный подход к исследованию развития | А. Гезелл | |||
Л. Термен | ||||
Онтогенетическое развитие ребенка (концепция рекапитуляции) | Э. Геккель | в 1874 г. сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка | ||
Ст.Холл, Э.Клапаред | ||||
Дж.Болдуин, К.Гросс | ||||
Концепции соотношения двух факторов психического развития ребенка | В.Штерн | |||
Теория развития | А. Буземан | |||
Ортогенетическая концепция | X. Вернер | |||
Если в биогенетических вариантах мы имеем дело с отождествлением роста и развития, то в бихевиоризме (Б. Скиннер Э. Торндайк, С. Бижу, Д. Баер) речь идет об отождествлении развития с научением, приобретением ребенком нового опыта под воздействием среды (экзогенное направление). Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И.П. Павлова. | ||
Экзогенное направление | ||
Теория оперантного научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления | Э. Торндайк | |
Б. Скиннер | ||
Теория социального научения | Р.Сирс | |
Дж.Доллард | ||
Дж.Роттер | ||
А. Бандура | ||
У. Бронфенбреннер | ||
К. Ригель и др. |
Современная зарубежная психология развития
Психоанализ | З.Фрейд | |
А.Фрейд | ||
Неофрейдизм | А.Адлер | |
Эпигенетическая теория жизненного пути личности | Э. Эриксон | – последователь З. Фрейда, однако, по признанию современников, он расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Вслед за З. Фрейдом он принимает неосознанную мотивацию, но посвящает свои исследования главным образом процессу социализации, включению ребенка в общество. Согласно эпигенетической теории жизненного пути личности Э. Эриксона, целостный процесс развития включает в себя соматическое развитие, развитие сознательного Я и социальное развитие. Любой человек проходит, по Э. Эриксону, восемь стадий жизненного пути, связанных с формированием разных форм эго-идентичности на основе физиологического созревания и решения задач, поставленных обществом на каждом этапе развития. Э. Эриксоном введены понятия эго-идентичности и групповой идентичности, модуса органа и модальности поведения. Однако и по этой концепции общество оказывает влияние на развитие личности по бихевиористской модели – по принципу «плюс-минус – подкрепление». Если индивид оправдывает надежды общества, – он включается в него, если нет, – отвергается. |
Когнитивные теории развития | Ж. Пиаже | |
Л. Колберг, | ||
Гуманистическая концепция | А. Маслоу К.Роджерс |
Социогенетические теории | Э.Дюркгейм, П.Жане | |
Диалектический подход | А. Валлон | |
Р.Заззо Ф.Боас, М.Мид, Дж.Брунер |
Отечественная возрастная психология
Культурно-историческая теория | Л.С. Выготский | |
Деятельностный подход | А.Н. Леонтьев | |
Д.Б. Эльконин | ||
Теория развития личности | Л. И. Божович. | |
Теория персонализации | В.А. Петровский и т.д. |
Практическое задание 3:Проанализировав периодизации психического развития, заполните таблицу 3 с указанием использованной литературы или создайте презентации (отдельно в зарубежной и отечественной психологии)
Таблица 3
МОДУЛЬ II. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СТАРОСТИ
Практическое задание 4:составить таблицы 4-12 «Общая характеристика возраста: детство, отрочество, юность, взрослость» по учебным пособиям возрастной психологии (с указанием использованных источников)
Таблица 4
Таблица 5
Краткая психологическая характеристика младенческого возраста (2 мес. – 1 год)
Социальная ситуация развития | Психологический симбиоз с матерью, ситуация «Мы» - единство ребенка и взрослого, ситуация комфорта |
Генетическая задача | Противоречие между потребностью ребенка в общении и отсутствием специфических средств воздействия на взрослого и взаимодействия с ним – речи |
Ведущая деятельность | Непосредственно-эмоциональное общение с матерью– это основной путь, источник и основа проявления детской активности. |
Характер общения со взрослым | 2 – 6 месяцев – непосредственно – эмоциональное общение с близким взрослым, 6 – 12 месяцев – ситуативно-личностное общение с близким взрослым |
Базовая потребность | Потребность ребенка в защищенности (проявляется в чувстве доверия или недоверия к окружающему миру) |
Психологические новообразования | · 1 полугодие (пассивно-созерцательное): хватательное движение, · П полугодие (активное освоение мира): предметное восприятие, ходьба, речь, ситуативно-деловое общение со взрослыми, представление о себе как о субъекте практических действий, манипулятивная деятельность, образ себя |
Содержание кризиса одного года – кризиса автономизации | дописать |
Сензитивный период | |
Возможные психологические проблемы | |
Ключевые понятия |
Список использованной литературы:
1. Би, Х. Развитие ребенка. – СПб., 2004.
2. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004.
3. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1999.
4. Смирнова, Е. О. Психология ребенка. – М., 1997.
5. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. М.-СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-пресс, 2002. – 656с .
6. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006, 320 с.
Таблица 6
Краткая психологическая характеристика раннего возраста (1–3 года)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | |
Ведущая деятельность | |
Характер общения со взрослыми | Ситуативно – деловое общение с взрослым /по М.И.Лисиной/. |
Характер общения со сверстниками | Начальные формы общения со сверстниками, взаимное подражание |
Базовая потребность | Любовь близких. Ведущая роль в удовлетворении принадлежит родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры |
Психологические новообразования | |
Содержание кризиса трех лет | |
Сензитивный период | |
Возможные психологические проблемы | |
Ключевые понятия |
Примечание: В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
В дальнейшем, предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Список использованной литературы:
1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007.- 349с. и т.д.
Таблица 7
Таблица 8
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11
Краткая характеристика поздней юности (18–21 год)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | Поиск способов установления конструктивных отношений с широким кругом людей в новом статусе взрослого человека (в семье и коллективе) |
Ведущая деятельность | |
Базовая потребность | |
Психологические новообразования | |
Содержание кризиса 21 года | |
Сензитивность | |
Возможные психологические проблемы: | |
Ключевые понятия |
Список использованной литературы:
Тема 2. Психология поздней юности (психологические особенности студенческого возраста)
1. Студент как субъект учебной деятельности.
2. Мотивы поступления в вуз.
3. Мотивы обучения в вузе.
4. Социально-психологические особенности студента академической группы.
5. Другие варианты жизненного пути: поиски работы, служба в армии, наркотизация, религиозные секты и т. д.
Практическое задание 6.1)Самоисследование мотивации учебно-профессиональной деятельности (проведение методик «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Изучение учебной деятельности студентов» (А. А Реан., В. А. Якунин). 2) Обработка и интерпретация полученных данных.
Практическое задание 7. Написать реферат на тему:
1.Психологические особенности выбора профессии.
2.Личностное и профессиональное самоопределение в юности.
3.Профессиональная культура школьников.
И составить диагностическое портфолио (подобрать не менее 5 методик) по профессиональному и личностному самоопределению (оформить в таблицу).
Методика | Цель методики | Источник (с указанием всех выходных данных) | Указать возрастные границы |
1. | |||
2. | |||
3. |
Г. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ
Таблица 12
Практический блок
Модуль 1. Теоретические основы возрастной психологии
Практическое занятие 1.
Тема.Подход к проблеме психического развития в основных психологических школах.
Практическое задание 1.Изучив этапы развития и становления возрастной психологии, заполните таблицу 1 с указанием списка использованной литературы.
Таблица 1