IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами):
1. Сотрудничество: а) максимальная реализация собственных интересов, но в отличие от соперничества, оно предполагает не индивидуальный, а совместный поиск взаимовыгодного решения; б) основная форма организации межличностного взаимодействия, состоящая в конструктивном объединении человеческих усилий; в) расположенность участников конфликта к урегулированию на основе взаимных уступок и достижения частичного удовлетворения своих интересов; г) отличается склонностью смягчать и сглаживать конфликтные ситуации и сохранять гармонию во взаимоотношениях при помощи собственной уступчивости, доверия, готовности к примирению.
2. Контроль над конфликтными ситуациями включает: а) подключения к разрешению конфликта беспристрастных авторитетных арбитров; б) вербализация; в) активное слушание; г) выявления и использования всех возможностей взаимоприемлемого разрешения конфликта.
3. Открытый конфликт проявляется в следующих действиях: а) резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; б) подчеркнутая холодность в отношениях; в) демонстративные действия (хлопание дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу); г) стороны вступают в противоборство из-за ложных противоречий.
4. Эффект «апатии наблюдателя» проявляется: а)в индифферентности к страданию отдельных индивидов; б) в условиях недостатка личного пространства; в) в демонстративном молчании; г) в оскорблении физическими действиями.
5. К субъективным причинам конфликтности отношений в звене «руководитель-подчиненнный» относится: а) интенсивность совместной работы; б) стремление руководителя утвердить свой авторитет; в) негативные установки по отношению к подчиненному; г) невозможность сохранить определенную личную дистанцию в коллективе.
V. Укажите термин:
1. … – метод управления конфликтами,который заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.
2. … – это подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избегания конфликта с ней.
3. … – это различие во мнениях у сотрудников, доведенное до уровня, когда активный обмен мнениями приводит к деструктивному противопоставлению крайних позиций.
4. ... – метод управления конфликтами, который включает разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.
5. … – один из способов саморегуляции в конфликте, который заключатся в проговоре, словесном обозначении решения вслух для себя или для оппонента с целью повышения уверенности или самопроверки правильности принятого решения или сформировавшегося суждения.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Психология как наука, ее объект, проблемы определения предмета, задачи.
2. Психология в системе наук.
3. Отрасли психологии
4. Методы психологии.
5. Психика. Основные функции психики.
6. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
7. Сознание как высшая форма психики человека.
8. Природа человеческой деятельности.
9. Сущностные характеристики личности (по данным отечественных психологов).
10. Эмоционально-волевая сфера личности.
11. Психологическая структура личности.
12. Основные направления в теории личности.
13. Сенсорно-перцептивный уровень.
14. Уровень представлений.
15. Речемыслительный уровень.
16. Внимание.
17. Интеллект.
18. Психология малых групп и внутригруппового взаимодействия.
19. Общение как социально-психологическое явление.
20. Общая характеристика конфликта в психологии.
21. Особенности конфликтного взаимодействия.
22. Межличностные конфликты и их преодоление.
Библиографический список:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер-М, 2009. – 282 с.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии: собр.соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер-М, 2002. – 282 с.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: МПСИ, 2009. – 336 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2010. – 336 с.
5. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии /
Зинченко В.П., Е.Б. Моргунов. – М.: Тривола,1994. – 304 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2010. – 346 с.
7. Леонтьев А.Н. Эволюция психики / А.Н. Леонтьев. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. – 416 с.
8. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 688 с.
9. Петровский А.В. Психология: Учеб.пособие / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2002. – 512 с.
10. Психология: Учеб. для техн. вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. – 608 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПБ.: Питер-М., 2012. – 720 с.
12. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 447 с.
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2012. – 571 с.
14. Хьелл Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер-Ком, 2010. – 608 с.