Категория деятельности в психологии.
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(Г.В. Суходольский. Основы теории деятельности.Л.,1988)
Категория деятельности в психологии.
Деятельность – система взаимодействия субъекта с миром, следовательно, происходит возникновение психического образа, реализация субъектом своих отношений с окружающей средой.
Одной из самых важных особенностей человека является то, что он трудиться, а любой вид труда является деятельностью. В деятельности раскрывается глубина ума, сила воображения и воли, способности. В процессе деятельности происходит формирование сознания. Деятельность категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, приспособление организма к окружающей среде. Любой вид деятельности связан с движениями. Все движения человека могут быть разделены на врожденные и приобретенные. Движения, направленные на предмет, преследующие определенную цель - действия. Действия зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих ребенка. Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть ложкой, мыть руки. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними.
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения – поступком.
В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные(внутренние, психические).
Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.
Исследования Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева… показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план – интериоризация.
Понятие «деятельность» рассматривать будем в качестве психологической категории. Чтобы вскрыть понятие деятельность и ее генезис (Возникновение), проведем поиск. Психология развивалась и развивается на пересечении философских, биологических и социальных наук и естественно заимствует понятия и имеет 4 значения (категории)- труд, работа, активность, поведение.
Категории деятельности:
1. Маркс ввел понимание деятельности как абстрактный труд ( он создает стоимость на основе рабочей силы в физиологическом смысле). Работа имеет социологический и физиологический смыслы.
2. В трудах И.И.Сеченова понятие деятельности как активности работы. Например, активная форма мышления, деятельность мышления.
3. И.П. Павлов деятельность трактует в физиологии. Ввел понятие о высшей нервной деятельности. Деятельность в физиологическом смысле означает сначала активность, а затем работу.
4. В рамках физиологии и психологии возникло понимание деятельности как поведения.
Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.
Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.
Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы. Мотив определяет цели и задачи деятельности. Целью может быть какой - то предмет, явление.
Задача – это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности. Любая задача включает : требования, цель, условия.
Понятие действий, операций, психофизиологических функций.
Деятельность состоит из нескольких уровней.
1.Уровень психофизиологических функций.
2. Уровень операций.
3. Уровень действий.
4. Уровень особых видов деятельности.
Уровень операций.
Операция – это способ выполнения действия, механизмы посредством которых выполняется действие.
Например, перемножить два число можно в уме и письменно, «в столбик». Это два разных способа выполнения одного и того же действия или две разные операции.
Еще пример женский способ вдевания нитки в иголку отличается от мужского.
Еще пример: вы хотите найти определенное место в книге, но обнаруживаете, что закладка выпала. Вы пытаетесь либо вспомнить страницу, либо пробегаете глазами каждую страницу… Опять несколько разных способов достижения цели.
Операции являются технической стороной выполнения действий, т. е. ловкостью, сноровкой. Это уровень автоматических действий и навыков. Характеристика операций (свойства):
1. Они мало осознаются или совсем не осознаются и этим отличаются от действий, у которых есть сознаваемая цель и контроль за протеканием действия.
2. Операции заполнены автоматическими действиями и навыками.
3. Операции возникают из действий путем адаптации, непосредственного подражания (не осознаются), автоматизации (находятся на границе сознания).
Структура операций: навык, умения, привычки.
1.Навык- это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, т. е. бессознательная регуляция движения.
Благодаря частичной автоматизации (навыку) в структуре действия изменяются приемы:
- устраняются лишние движения и ускоряется темп выполнения движений;
- развивается способность быстро различать и выделять ориентиры;
- внимание переносится на результаты действий.
В основе навыка лежит упрочнение условнорефлекторных связей.
В основе изменений в приемах действий лежат многократные выполнения движений - называемое упражнением. Признаки упражнений:
- человек должен удерживать в своем сознании эталон – образец;
- давать себе отчет чего он достиг каковы его недостатки.
Навыки приобретаются в упражнениях. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия.
Виды навыков:
- моторные \двигательные
- интеллектуальные (навыки счета, чтения, заучивания…)
- сенсорно-двигательные (письмо, рисование, черчение)
- сенсорно-мыслительные(решение задач).
Каждый навык складывается из системы навыков. Одни помогают формироваться, другие мешают. Интерференция – тормозящее взаимодействие навыков. Н-р, учили водить машину по одним приемам, а правильно нужно по-другому.
Перенос навыков - положительное влияние усвоенных навыков.
Навык – это упрочившийся способ выполнения действий.
В основе большинства навыков лежит осознанное действие. Например, начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опытная .Особенностью навыка является автоматизация –процесс формирования разных навыков путем упражнения., т. е. выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Особенность навыка – это высокая степень автоматизации действия. Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для более важных задач деятельности.
Виды навыков:
-двигательные
-мыслительные
-сенсорные
- навыки поведения.
2. Умения - это воплощение знаний и навыков в действия.
Попадая в новые условия человек применяет свои знания и навыки. Н-р, грамотный человек умеет написать свою фамилию пером, карандашом, мелом, выбить зубилом. Элементарное умение возникает из случайных знаний, но чем сложнее вид деятельности, тем меньше надежды на успех умений, которые складываются из наблюдения и подражания. В деятельность человека включены навыки и умения.
Умение - элементарный уровень выполнения действий, это действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания. О первокласснике, который закончил изучать букварь, говорят, что он умеет читать.
Т.о., вслед за знаниями в деятельности проявляется элементарное умение что-то выполнять.
3.Привычки - потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Н-р, мытье рук перед едой… Привычки побуждают человека поступать определенным образом. Привычки могут быть полезными и вредными. Привычка – потребность совершать действия. Например, ребенок овладел гигиеническими навыками: чистить зубы…
Привычка заставляет человека поступать определенным образом. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому что привыкли.
Уровень действий.
Действие – основная единица анализа деятельности, это процесс, направленный на реализацию деятельности.
Для выполнения какой-либо деятельности необходима цель. Для того, чтобы человек поставил цель, ему необходимы потребность и мотивы.
Действие занимает центральное место в деятельности.
Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Выполняя определенную деятельность, действие, человек постоянно держит образ у себя в сознании.
Характеристики понятие «действие»:
- Содержит сознание в виде постановки и удержания цели.
- Действие –есть и акт поведения.
- Содержит принцип активности. Активность это есть свойство самого субъекта.
- Понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир.
Т.о., трудно выделить грань м\д операциями и действиями. Например, при выпечке блинов вы не задумываетесь переворачивать, но если начинаете себя контролировать и думать как сделать лучше, то сталкиваетесь с рядом действий и эти действия рассматриваются не как операции. Следовательно, отличительным признаком действия от операции, является осознанность выполняемой деятельности.
Основы теории деятельности
Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А.Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).
Истоки теории деятельности:
· объективная рефлексология Бехтерева;
· реактология Корнилова;
· бихевиоризм Уотсона;
· культурно-историческая концепция Выготского.
Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать первоначальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).
Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.
Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.
Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.
Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.
А.Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней" [1].
Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а "функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности" [2].
Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Т. 1, М., 1989.
Психологическая теория деятельности (деятельностный подход в отечественной психологии)
Отечественная психология выдвинула новый подход к изучению психики человека, основанный на категории предметной деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия…)
Разрабатывалась теория деятельности в 20-30 годах, в расцвете были зарубежные теории – бихевиоризм, гештальт, психоанализ… и советские психологи учитывали позитивные стороны и недостатки теорий.
Авторы теории деятельности взяли на вооружение диалектический материализм и главный для психологии тезис не сознание определяет деятельность, а деятельность человека определяет его сознание.
Положения данного подхода заключены в следующем:
- реальная жизнь человека есть чередование во времени различных видов его деятельности
- психика и деятельность тесно связаны между собой
- решающая роль в происхождении сознания и развитии психики принадлежит трудовой деятельности
- деятельность определяет мотивы и ценности индивида, т. е. его общую направленность.
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(Г.В. Суходольский. Основы теории деятельности.Л.,1988)
Категория деятельности в психологии.
Деятельность – система взаимодействия субъекта с миром, следовательно, происходит возникновение психического образа, реализация субъектом своих отношений с окружающей средой.
Одной из самых важных особенностей человека является то, что он трудиться, а любой вид труда является деятельностью. В деятельности раскрывается глубина ума, сила воображения и воли, способности. В процессе деятельности происходит формирование сознания. Деятельность категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, приспособление организма к окружающей среде. Любой вид деятельности связан с движениями. Все движения человека могут быть разделены на врожденные и приобретенные. Движения, направленные на предмет, преследующие определенную цель - действия. Действия зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих ребенка. Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть ложкой, мыть руки. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними.
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения – поступком.
В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные(внутренние, психические).
Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.
Исследования Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева… показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план – интериоризация.
Понятие «деятельность» рассматривать будем в качестве психологической категории. Чтобы вскрыть понятие деятельность и ее генезис (Возникновение), проведем поиск. Психология развивалась и развивается на пересечении философских, биологических и социальных наук и естественно заимствует понятия и имеет 4 значения (категории)- труд, работа, активность, поведение.
Категории деятельности:
1. Маркс ввел понимание деятельности как абстрактный труд ( он создает стоимость на основе рабочей силы в физиологическом смысле). Работа имеет социологический и физиологический смыслы.
2. В трудах И.И.Сеченова понятие деятельности как активности работы. Например, активная форма мышления, деятельность мышления.
3. И.П. Павлов деятельность трактует в физиологии. Ввел понятие о высшей нервной деятельности. Деятельность в физиологическом смысле означает сначала активность, а затем работу.
4. В рамках физиологии и психологии возникло понимание деятельности как поведения.
Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.
Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.
Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы. Мотив определяет цели и задачи деятельности. Целью может быть какой - то предмет, явление.
Задача – это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности. Любая задача включает : требования, цель, условия.