Обобщенная модель структурной организации психики

психофизиологические образования  
ОБЩИЕ     ОСОБЕННЫЕ   ЕДИНИЧНЫЕ  
АФФЕКТИВ­НЫЕ   Эмоции Чувства   радость, горе, печаль, весе­лость, гнев, страх, стыд  
МОТИВАЦИ-ОННЫЕ   Потребности, Влечения, Склонности, Желания, Интересы, Намерения, Мечты, Ценностные ориентции   увлеченность, любознатель­ность, мечтательность, сексу­альность, одержимость, без­различие, безрассудство, осторожность  
ТЕМПЕРА­МЕНТНЫЕ   Энергетизм, Динамизм, Реактивность Нейротизм, Тревожность   возбудимость, инертность, заторможен ность, вялость, активность, выносливость, утомляемость, беспокойность, уравновешенность  
РЕГУЛЯТОР-НЫЕ   Воля, Внимание   организованность, сосредото­ченность, настойчивость, сдержанность, дисциплиниро­ванность..  
психофизические образования  
ОБЩИЕ     ОСОБЕННЫЕ   ЕДИНИЧНЫЕ  
СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПГИВ-НЫЕ   Ощущения, Восприятие   сензитивность интенсивность, модальность, предметность, целостность, структурность  
МНЕМИЧЕС-КИЕ   Память, Представления   забывчивость, памятливость, фрагментарность, емкость  
ИНТЕЛЛЕ­КТУАЛЬНЫЕ   Мышление, Воображение   опосредованность. обобщен­ность, абстрактность, логич­ность, аналитичность, поня-тийность, проблемность, сущностность, фантастич­ность, эвристичность, интуи­тивность, прогностичность.  

Продолжение композиции 6

психорефлексивные образования  
ОБЩИЕ     ОСОБЕННЫЕ   ЕДИНИЧНЫЕ  
РЕФЛЕКСИВ­НЫЕ   Сознание, Самосознание, Дух, Душа, Бог, Совесть, Вера, Надежда, Любовь   совестливость, робость, духов­ность, душевность, религиоз­ность, самоотверженность, убежденность, терпимость, эгоизм...  
деятельностно-психологические образования  
ОБЩИЕ     ОСОБЕННЫЕ   ЕДИНИЧНЫЕ  
ПСИХОМО­ТОРНЫЕ   Телесные движения, Предметные движения   жесты, мимика, пантомимика, интонация, тембр, громкость, координированность, пласти­чность, ловкость.  
КРЕАТИВ­НЫЕ   Способности, Мастерство, Талант, Гениальность, Стиль   инициативность, оригиналь­ность. находчивость, парадо­ксальность, индивидуалность.  
социально-психологические образования  
ОБЩИЕ   ОСОБЕННЫЕ   ЕДИНИЧНЫЕ  
КОММУНИ­КАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ   Речь, Языки, Средства общения   грамотность, стилистика, понятливость, общительность, разговорчивость, косноязыч­ность. молчаливость  
НРАВСТВЕН­НЫЕ   Общественные отноше­ния, Межличностные отноше­ния   справедливость, доброта, ответственность, самостоя­тельность, симпатия, сочувст­вие, дружба, сотрудничество, взаимопомощь...  


К общим психическим образованиям относятся следующие: сенсорно-перцептивные, психомоторные, мнемические, интеллек­туальные, креативные, аффективные, мотивационные, темперамен­тные, рефлексивные, регуляторные, коммуникативно-речевые, нравственные.

Каждое из них репрезентирует ту или иную сторону психичес­кой организации человека в связи с функциональными отношения­ми его с внешним миром по всем пяти векторам взаимодействия. Это означает, что каждое из этих психических образований вбира­ет в себя все многообразие психических свойств, правда, в превра­щенном виде. Эти психические образования перекрывают собой

всевозможное содержание психической и психологической деятель­ности человека. Поэтому их отнесенность к тому или другому век­тору взаимодействия обусловлено преобладающей модальностью психических свойств в их внутренней локальной структуре.

Сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные пси­хические образования складываются в основном из психофизичес­ких свойств, являющихся первоосновой их возникновения и функ­ционирования. Другие психические свойства включаются в эти психические образования на ролях второго плана.

К особенным сенсорно-перцептивным психическим образовани­ям относятся ощущения и восприятие, которые являются феномена­ми конкретно-чувственного познания.

К особенным мнимическим психическим образованиям относят­ся представления и память, которые являются феноменами конкрет­но-логического познания.

К особенным интеллектуальным психическим образованиям от­носится мышление и воображение, которые являются феноменами абстрактно-логического познания.

Аффективные, мотвационные, регуляторные и темпераментные (психодинамические) психические образования складываются в основ­ном из психофизиологических свойств, которые трансформируются в процессах субъектной активности в особенные аффективные психи­ческим образованиям, к которым относятся эмоции и чувства — фено­мены субъективного переживания собственных состояний и субъект­ных отношений в мире вещей и людей; — в особенные мотивационные психические образования, представленные потребностями, влечения­ми, склонностями, желаниями, которые являются продуктами субъек­тивного отражения психофизиологических состояний телесной орга­низации человека. К мотивационным психическим образованиям относятся еще и интересы, намерения, ценностные ориентации, меч­ты, которые являются продуктами отражения внешней среды как пред­мета актуальных и потенциальных потребностей человека.

К особенным регуляторным психическим образованиям следует отнести волю и внимание, которые являются продуктом психическо­го и психологического самоуправления. При этом необходимо заме­тить, что регуляторную функцию выполняют практически все част­ные психические образования, так как она является сквозной, функцией психической деятельности.

К особенным темпераментным психическим образованиям сле­дует отнести энергетизм, динамизм, реактивность, нейротизм, и им подобные, которые являются продуктами нейро-психической дея­тельности мозга.

Психомоторные и креативные психические образования форми­руются в процессах предметно-практического взаимодействия чело­века, особенностью которого является деятельностное отношение со средой. Задачи такого отношения решаются посредством телесных движений, перемещающих человека в пространственно-временной перспективе и вместе с тем преобразующих объекты внешнего мира в предметы потребностей человека. В этих психических образовани­ях происходит трансформация деятельностно-психологических свойств психической организации человека.

К особенным психомоторным психическим образованиям следу­ет отнести все телесные движения человека (произвольные и непро­извольные, а так же идеомоторные акты), которые приобретают раз­личные формы выразительного (экспрессивного) поведения (невербального и вербального). В их ряду следует рассматривать и манипулятивные предметные действия.

К особенным креативным психическим образованиям следует отнести общие и специальные способности, мастерство, талант, ге­ниальность, стиль деятельности, которые являются продуктом деятельностно-психологической активности человека как творца пред­метной среды, субъекта преобразовательной деятельности.

Коммуникативно-речевые и нравственные психические образо­вания формируются в процессах взаимодействия людей друг с дру­гом по поводу совместных проблем жизнедеятельности. Они отно­сятся к социально-психологическим образованиям в структуре психики. Обязательным условием их возникновения и существова­ния является общение людей, в процессе которого происходит транс­формация психического потенциала первичных свойств психики (пси­хофизиологических, психофизических, психорефлексивных).

К особенным коммуникативно-речевым психическим образова­ниям следует отнести речь (внутреннюю и внешнюю; устную и пись­менную), языки (словесные, жестовые и др.), средства общения (не­посредственного и опосредствованного), которые являются продуктом социально-психологического взаимодействия людей при жизни их в сообществах.

К особенным нравственным психическим образованиям следует отнести все многообразие человеческих отношений, среди которых выделяются общественные отношения (правовые, экономические, этнические, конфессионально-религиозные, политические); межлич­ностные отношения (моральные, этические, эстетические, половые, возрастные, волевые, лидерские, эмоциональные, дружеские, конф­ликтные, состязательные и др.), которые являются продуктами соци­ально-психологического взаимодействия людей.

Рефлексивные психические образования, производные от транс­формации психорефлексивных процессов психической и психологи­ческой деятельности, включаясь в различные контексты жизнедея­тельности, продуцируют особенные психические образования, раскрывающие содержание внутреннего мира человека. К их числу относятся следующие психорефлексивные образования: сознание и самосознание, дух и душа. Бог и совесть; вера, надежда, любовь. Они являются результатами самоотражающей идеальной деятельности психики человека. Итоговыми продуктами этой деятельности явля­ются «Я-образы», «Я-концепция», «Картина мира»

В итоге классификационную модель психических образований можно представить в виде композиции общих, особенных и единич­ных психических образований с дифференциацией их по пяти клас­сам психических свойств (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных, деятельностно-психологических, социально-психологических).

Основное назначение этой композиции состоит в содержатель­ной конкретизации системы теоретических понятий, в которых опи­сывается психическая организация человека. По логике этой компо­зиции возникает эмпирическая определенность психических явлений, рассматриваемых научно-теоретической гносеологией. Конкретизи­рованные абстракции становятся доступными для эмпирических ис­следований по логике науки.

Особенно важно, что данная модель позволяет содержательно интерпретировать научные конструкты психической организации человека.

Наши рекомендации