Аналитические основания структуры психики
Вопрос о структуре психики — это вопрос о ее строении, общем виде и внутренней организации, об элементах и блоках, о том, как они связаны друг с другом, образуя нечто целое и завершенное. Простейшие элементы трансформируются в компоненты разной сложности, которые, в свою очередь, объединяются по некоторым общим основаниям, задавая определенность структуре по ее отдельным блокам.
Элементы, компоненты и блоки являются строительным материалом для создания целостных конструктов любых объектов, в том числе и психической организации человека. Поэтому необходимо определиться в вопросах о том, что считать элементами структуры психики, в какие компоненты психической организации они трансформируются, и какие блоки они образуют в целостных композициях структурных представлений о психике человека.
Поиск ответа на эти вопросы пересекается с проблемой оснований (фундамента) для разработки таких композиций. В науке — это проблема ее основных категорий, в данном случае, вопрос о главных понятиях, в логике которых рассматриваются психические явления.
К числу таких понятий относятся следующие: психические свойства, психические функции, психические процессы, психические состояния, психические образования, психические образы, сознание и самосознание. Все они отражают разные формы существования психических явлений. Каждое из них представляет своеобразие взглядов на психическую организацию и на построение ее структуры. Но ни одно из них в отдельности друг от друга не позволяет сделать исчерпывающее описание структуры психики.
Чтобы этого достичь, необходимо рассмотреть содержательные соотношения между этими понятиями в связи с вопросами о первичных элементах структуры и компонентах, в которые эти элементы трансформируются. Иначе говоря, какие из этих понятий относятся к обозначению первичных элементов, какие — к обозначению компонентов (вторичных элементов), какие — к явлениям трансформации. В то же время необходимо найти и более общие (базисные) понятия по отношению к этим, чтобы на их основе построить здание психической организации человека.
Если психику рассматривать в качестве инструмента взаимодействия человека с внешним миром в целях его жизнеобеспечения, то в числе базисных понятий окажутся следующие: «взаимодействие», дифференцированное на понятия «психическая деятельность» и «предметно-практическая деятельность»; «субъект взаимодействия», дифференцированное на понятия «субъект познания», «субъект общения», «субъект труда»; «объект взаимодействия», дифференцированное на понятия «мир вещей», «мир людей», «внутренний мир человека».
Следовательно, выше названные, категории психологической науки (психические свойства, психические процессы, психические состояния, психические образования, психические функции, сознание и самосознание) и их соотношения необходимо рассматривать в контексте взаимодействия, определяя их место в этом процессе. Но прежде чем перейти к этой задаче, следует определиться с принципиальной моделью психического взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой.
Психическое взаимодействие с миром вещей предстает как предметно-практическая деятельность человека в роли субъекта труда. Результатом субъектной активности человека в этом направлении взаимодействия с внешним миром является преобразование предметной среды в целях материального жизнеобеспечения, а также реализация и развитие своего психического потенциала. Это происходит благодаря возможностям трансформации первичных свойств (элементов) психики в более сложные (вторичные) деятельностно-психологические свойства, что приводит, например, к формированию трудовых навыков и профессиональных способностей человека, как особых психических образований, которые в структуре психики приобретают значение ее компонентов.
Психическое взаимодействие с миром людей предстает как социально-психологическая деятельность человека в роли субъекта общения. В этом направлении субъектной активности человека происходит преобразование общественных отношений в целях социального жизнеобеспечения, а также трансформация первичных свойств психики в социально-психологические свойства, которые
превращаются в психологические качества личности, интериоризируясь в соответствующие психические образования, которые также являются структурными компонентами психики.
Психическое взаимодействие человека в качестве субъекта познания дифференцировано в трех направлениях. Одно из них связано с органическим самочувствием, которое определяется человеком посредством психофизиологического отражения соматических процессов внутри организма. Другое — с психофизическим отражением свойств объектов внешнепредметного взаимодействия. Третье — с психорефлексивным отражением собственной психической деятельности, где человек познает самого себя.
Психофизиологическое, психофизическое, психорефлексивное отражение порождают три класса первичных психических свойств (психофизиологические, психофизические, психорефлексивные), которые трансформируются в соответствующие психические образования (структурные компоненты психической организации человека). Их первичность обусловлена возможностями телесного потенциала человека осуществлять такое отражение.
В результате вырисовывается модель психического и предметно-практического взаимодействия как целостного процесса жизнедеятельности людей, где психическое вплетено в любой акт телесного движения человека, одухотворяя предметно-практическое взаимодействие.