Список научных работ для конспектирования
1. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. (Хрестоматия по детской психологии./Под ред. Г.В. Бурменской. - М.,1996, с.20-27., Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.5–8.
2. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития (Собр. Соч. В 6-ти т, М., 1982, т.4. С. 244-268; Хрестоматия по детской психологии./Под ред. Г.В. Бурменской. -М.,1996, с.4-20.
3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте (Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. - М.,1989., Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.169 – 176.
Тематика докладов (доклад делается по желанию)
1. Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
2. Факторы риска в психическом развитии ребенка.
3. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
4. Проблема диагностики психологической готовности к школьному обучению.
5. Теории подросткового возраста: (Г.Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Э.Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже)
6. Аномалии в развитии характера в подростковом возрасте.
7. Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.
8. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин)
9. Юношеская влюбленность как психологический феномен
Задания для индивидуальной работы
(обязательным является одно из заданий на выбор)
1. Составить аннотацию одного учебного пособия из предлагаемого списка дополнительной литературы.
2. Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психология и образование».
3. Написать реферат.
4. Сделать презентацию.
5. Написать эссе.
6. Написать работу о вкладе одного из выдающихся психологов в развитие возрастной психологии науки.
Тематика рефератов или презентаций
1. Актуальные проблемы современной психологии развития.
2. Психологический возраст как «единица» анализа психического развития ребенка в трудах Л.С.Выготского и его последователей.
3. Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития.
4. Психоаналитические теории развития личности.
5. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.
6. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления в работах Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.
7. Причины и условия психического развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
8. Роль активности ребенка в психическом развитии.
9. Роль общения в психическом развитии человека
10. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
11. Генезис и развитие форм общения ребенка и взрослого в онтогенезе.
12. Факторы риска в психическом развитии ребенка.
13. Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка.
14. Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
15. Психологические особенности младенческого возраста.
16. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста.
17. Закономерности речевого развития в онтогенезе.
18. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
19. Развитие Я концепции в онтогенезе.
20. Роль семьи в психическом развитии ребенка.
21. Психологические особенности младшего школьника.
22. Диагностика и коррекция психологической готовности ребенка к школе.
23. Теории подросткового возраста.
24. Развитие личности в подростковом возрасте.
25. Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.
26. Психологические особенности юношеского возраста.
27. Специфика психического развития человека в зрелом возрасте.
28. Старость как завершающая стадия жизненного цикла человека.
Тематика эссе
Психологические предпосылки возникновения проблемы отцов и детей.
Норма и отклонения от нормы в психическом развитии.
Возрастные кризисы: плюсы и минусы.
Задания для лабораторных работ
Лабораторно-практическое занятие 1
Тема: Проективные методы в возрастной психологии
На занятии нужно представить рисунки человека и семьи, выполненные ребенком 6-8 лет.
Лабораторно-практическое занятие 2
Тема: Сравнительная характеристика психологических особенностей младшего школьника, подростка и юноши.
Повторить материалы, касающиеся возрастных особенностей детей школьных возрастов(младшего школьника, подростка, юноши), составить их психологические портреты, акцентируя внимание на различиях
Вопросы к зачету (модуль 3)
1. Предмет и основные проблемы возрастной психологии.
2. Методы возрастной психологии. Требования к проведению психологического обследования детей.
3. Понятие возраста в психологии, роль детства в психическом развитии.
4. Биогенетические подходы к проблеме психического развития, социогенетические подходы к проблеме развития, теории конвергенции двух факторов.
5. Деятельностный подход к проблеме психического развития. Условия, источники и движущие силы психического развития.
6. Социокультурная концепция психического развития Л.С.Выготского. Понятие кризиса возрастного развития.
7. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования).
8. Зарубежные периодизации: З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Валлон.
9. Периодизация интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).
10. Развитие морального сознания личности (Л. Колберг).
11. Особенности психического развития в младенческом возрасте и раннем детстве. Развитие предметно-орудийной деятельности.
12. Особенности психического развития в дошкольном возрасте. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания
13. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.
14. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра, ее истоки и функции.
15. Психологическая готовность к школьному обучению (интеллектуальная, личностная, волевая).
16. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Адаптация к школе.
17. Психологические особенности познавательной сферы младших школьников. Мотивация учения.
18. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в младшем школьном возрасте.
19. Особенности личностного развития младших школьников. Основные личностные новообразования.
20. Особенности познавательных процессов в подростковом возрасте. Мотивация учения.
21. Особенности личностного развития в подростковом возрасте.
22. Развитие характера в подростковом возрасте. Акцентуации характера.
23. Типы отклоняющегося поведения подростков.
24. Работа с «трудными» подростками
25. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте. Проблемы общения в подростковом возрасте.
26. Особенности познавательных процессов в юношеском возрасте. Формирование мировоззрения. Мотивация учения.
27. Особенности личностного развития в юношеском возрасте. Юношеское самоопределение и поиск идентичности.
28. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в юношеском возрасте.
Дидактические материалы
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2004.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006
3. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2007
4. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005
5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.Кн.3.:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 4-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.
Дополнительная литература
Учебная
1. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагог. агентство, 1996
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – 2-е. – М.: Пед. общество России, 1999
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: деловая книга, 2002
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Сфера, 2001
5. Немов Р.С. Психология: психология образования, кн.2. – М.: Просвещение, 1994
6. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2001
7. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2001
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973, 1979
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984
10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до поздней зрелости. – 2-е. – М.: Юрайт, 2002
Научная
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
2. Боулби Дж. Привязанность / Д. Боулби; общ. ред. и вступ. ст. Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
3. Внимание - суицид: методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения детей-подростков / сост. С. И. Шумилова [и др.]; ред. А. Н. Слажнев. - Барнаул, 2005. - 40 с.
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 624 с.
5. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы: учебное пособие для средн. проф. образования пед. профиля / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
6. Волков Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 96 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
8. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский . - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский . - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Астрель: АСТ, 2007. - 240 с.
11. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учебно-методич. пособие / А. В. Гоголева. - 2-е изд., стереотип. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.
12. Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.
13. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок: Как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл; пер. с англ. Е. Долинская. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 295 с.
14. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка / Р. Кайл. - 3-е междунар. изд-е. - СПб. : ПРАЙМ-Еврознак, 2002. - 416 с.
15. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника: кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
17. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
18. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: учебное пособие для пед. ин-тов / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
19. Крайг Г. Психология развития: [учебное пособие] / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940 с.
20. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка: методическое пособие / Е. В. Ларечина. - СПб.: Речь, 2004.
21. Матюхина М.В. Психология младшего школьника: Учебно-метод. пособие / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П. Патрина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
22. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. - СПб.: Изд-во гос. ун-та, 2003. - 288 с.
23. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика: кн.для учителя / Натанзон Этель Шулимовна. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
24. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
25. Опыт системного исследования психики ребенка / ред. Н. И. Непомнящий. - М.: Педагогика, 1975. - 232 с.
26. Пиаже Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. - 18-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 160с.
27. Подростковый суицид: Феномен, причины, профилактика: Методические рекомендации / Т. И. Гурова [и др.]; сост. Т. А. Гусева. - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 50 с.
28. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие / С. Н. Ениколопов [и др.]; ред. И. И. Соковня. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 158 с.
29. Психология детства: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / ред. А. А. Реан. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 224 с.
30. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.
31. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. - 528 с.
32. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2001. - 352 с.
33. Ребенок и семья: Хрестоматия: Учебное пособие по детской и возрастной психологии / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - 736 с.
34. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст [Текст]: Проблемы становления личности / Ремшмидт Хельмут. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
35. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека: монография / ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Педагогика, 1988. - 336 с.
36. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
Интернет-ресурсы:
1.Мир психологии (http://psychology.net.ru/)
2.Psychology-online (http://psychology-online.net/)
3.Эти-дети (http://www.eti-deti.ru/)
4.Вопросы психологии (http://www.voppsy.ru/tr.htm)
5.Московский психологический журнал (http://www.mospsy.ru/)
6.ПСИХЕЯ (http://www.psycheya.ru/inf/info links.html).
7.Флогистон (http://www.flogiston.ru/)
8.Институт развития личности (http://www.ipd.ru/)
9.Psychology (http://www. psychology.ru/)
10.Психологический словарь(http://psi.webzone.ru/index.htm
11.http://lib.ru/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt
12.http://www.child-psy.ru/
13.http://www.pbi.ru/dic/v/v_31.htm
14.http://de.ifmo.ru/--books/0050/
Средства контроля
Контрольно-измерительные материалы
Полные тексты контрольно-измерительных материалов хранятся на кафедре и являются закрытой для студентов информацией. Для тестирования используется 168 вопросов. Тестовая проверка знаний направлена закрепление и систематизацию учебного материала. Текущее тестирование является стимулом для регулярной подготовки к занятиям, позволяет студентам получить информацию об уровне усвоения, возможных пробелах в знаниях, помогает преподавателю выделить проблемные, трудные для усвоения области.