Методы современной социальной психологии
Г.М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы (характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку) и методы воздействия (представляют практическую социальную психологию).
Методы социально-психологического воздействия - методы, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. Это методы, применяемые в средствах массовой коммуникации, в процессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде, агитации, в промышленности, индивидуальной и групповой психотерапии.
Методы, связанные с формированием и изменением социальных установок людей используют в средствах массовой информации, при организации и проведении публичных выступлений, в рекламе, в пропаганде, в агитации. Например, в организации политической рекламы применяют методы, основанные на знании психологии восприятия и понимания людьми друг друга (формирования образа политика – имиджмейкерство); в рекламе используются методы внушения и убеждения людей, их побуждения к покупке, приобретению товара.
В промышленности применяются методы практического социально-психологического воздействия, включающие в себя оптимальную организацию совместной работы людей, групповых дискуссий. Например, техника брейнсторминга - метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и нахождение оптимальных решений сложных производственных вопросов.
Методами индивидуальной и групповой психотерапии являются различные способы модификации поведения (поведенческая психотерапия), «промывание мозгов», а также способы групповой работы – тренинги (тренинг ассертивности, Т-группы, группы встреч, гештальтгруппы, психодрама и многие другие).
Лекция №2. Группа как социально-психологический феномен
Понятие малой группы в отечественной и зарубежной психологии. Феноменология малых групп. Основные характеристики малой группы. Виды малых групп. Групповая динамика.
Понятие малой группы
Интерес к исследованию малых групп возник очень давно. Эти исследования прошли три этапа.
1) Самые ранние исследования были проведены в США в 20-е гг. XX века (эксперименты Г. Олпорта, В. Мёде). Выяснялось, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Результаты показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (эффект социальной фасилитации). Был доказан и противоположный эффект – сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других (эффект социальной ингибиции). В отечественной психологии изучение групп связано с именем В.М. Бехтерева.
2) Переход к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так, было показано, что при условии совместной деятельности те же проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении.
3) Исследования стали более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик.
Г.М. Андреева выделяет три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов:
Социометрическое направление связано с идеями Дж. Морено: в обществе можно выделить две структуры отношений – макроструктуру и микроструктуру. Все напряжения, конфликты обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей.
Социологическое направление связано с экспериментами Э. Мэйо, описавшего чувство социабилъности (потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе).
Школа «групповой динамики». Наиболее «психологическое» направление исследований малых групп. Связана с именем К. Левина и его «теорией поля». Центральная идея теории поля - законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих.
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Однако до сих пор остаётся дискуссионным вопрос об определении малой группы. В отечественной и зарубежной социальной психологии даются самые различные определения малой группы.
В зарубежной социальной психологии наиболее известны следующие подходы.
Д. Картрайт, А. Зингер, Т. Ньюком: указывают на критерии определения и выделения малой группы - частоту и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и число составляющих ее членов.
Ш. Бюлер относит к типичным особенностям группы: взаимоотношения, взаимовлияния ее членов; определенность ролей отдельных индивидов; обособление лидеров; общность целей, деятельности и организации; наличие у членов группы чувства «мы»; сплоченность.
Г. Дикаре: группа - психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга.
М. и К. Шериф: группа - социальный союз, наделенный свойствами, которые могут быть измерены и имеют значение для поведения ее членов («силовое» измерение эффективности группы; оценочное измерение групповых норм).
X. Тома и X. Фегер: основной признак группы – взаимодействие ее членов. Решающими для выделения малой группы являются число коммуникативных актов и частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе.
В отечественной социальной психологии к проблеме малых групп подходили длительные годы с принципиально иных методологических позиций. В советской литературе малая группа рассматривалась как сфера выявления возможностей личности, проявления ее индивидуальности, и как среда, в которой формируется активный её член (Г.С. Антипина, Л.П. Буева, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский, Л.И. Уманский и др.).
Чаще всего под группой понимали социальное образование, существующее в конкретно-исторической системе социальных отношений, один из элементов, выполняющих строго определенные функции в этой системе.
В отечественной групповой психологии выделяют четыре крупных подхода.
1) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Основывается на принципе деятельности. На нем основываются стратометрическая концепция групповой активности А.В. Петровского, программно-ролевая концепция группы М.Г. Ярошевского, концепция Г.М. Андреевой о модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности.
2) СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Базируется использовании социометрического теста в качестве основного методического средства познания группы. Наибольший вклад в развитие этого направления внес Я.Л. Коломинский.
3) ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ. Создана Л. И. Уманским. Основная идея - поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. В рамках этой концепции описаны организационная (А.С. Чернышов), эмоциональная (А. Н. Лутошкин), динамическая (А.Г. Кирпичник) характеристики групп.
4) ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД. Основан на представлениях о социальной организации и управленческой деятельности. У истоков стоял Е.С. Кузьмин. Группа рассматривается как субъект управления.
Универсальным определением малой группы считается следующее: «немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Малой группе присущи:
§ прямой контакт между составляющими ее индивидами, межличностное взаимодействие и взаимопонимание;
§ общность цели деятельности, переживание общих чувств;
§ общность внимания, интересов, мотивов, установок, норм, нравов, обычаев и привычек;
§ внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
§ определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени.
Феноменология малых групп
Феноменология малых групп - представление и описание основных явлений, характерных для малых групп. Это явления, возникающие в сфере взаимоотношений людей. Их достаточно много. Больше всего внимания ученые уделяют групповым ценностям, нормам, санкциям, групповому давлению, конформизму, сплоченности, групповой совместимости, поляризации и лидерству. Рассмотрим кратко эти явления.
Социально-психологическую основу всех отношений, складывающихся в группе, составляют принятые в ней ценности и нормы. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям. Ценности - это то, что ценится членами данной группы, что для них наиболее значимо и важно. Например, цели, к которым стремятся члены группы, то, с помощью чего они удовлетворяют свои жизненно важные потребности, психологические качества, проявляемые в деловом и личном общении.
Из ценностей, в свою очередь, вытекают нормы, складывающиеся и действующие в данной социальной группе.
Групповые нормы - общие правила, которыми руководствуются члены группы в своих действиях и поступках, а также во взаимоотношениях друг с другом. Групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения» (Бобнева, 1978. С.3). В узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.
Нормы выполняют ряд важных функций. Наиболее существенные из них – регулятивная, оценочная, санкционирующая и стабилизирующая.
Групповые санкции - воздействия, оказываемые группой на своих членов. Санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Если воздействия имеют положительный характер (одобрение, поощрение, поддержка, защита, принятие в группу, выбор в качестве лидера и т. п.), то говорят о положительных санкциях. Если воздействия носят отрицательный оттенок (неодобрение, неуважительное отношение, наказание, лишение привилегий, исключение из группы и т. п.), то это отрицательные санкции.
Групповое давление - влияние, которое оказывает группа на психологию и поведение своих членов. Одним из возможных последствий оказываемого на человека сильного группового давления может стать конформизм - сознательный отказ человека под давлением группы от собственного мнения.
Групповая сплоченность - внутреннее единство группы. Оно может касаться целей, ценностей, норм, оценок, отношений, форм поведения. Важно, чтобы группа выступала сплоченной как минимум в вопросах, которые имеют прямое отношение к стоящим перед ней задачам.
Групповая совместимость – способность членов группы действовать в различных ситуациях как единый, слаженный организм: понимать друг друга, устанавливать хорошие личные и деловые отношения, умело взаимодействовать и т. д.
Групповая поляризация – явление, противоположное сплочению группы. Проявляется в разделении группы на несовместимые группировки, придерживающиеся разных мнений, позиций, суждений, оценок и не желающие идти на компромисс.
Лидерство - выход кого-либо из членов группы в ее лидеры, исполнение им своих лидерских функций и отношения, складывающиеся между лидером и остальными членами группы.
Виды малых групп
В основу классификации групп можно положить самые разные признаки группы. Чаще всего это:
I. Непосредственность контакта, личный характер общения между членами группы. В соответствии с этим признаком принята классификация групп на:
1. Первичные и вторичные (впервые предложено Ч. Кули):
первичная – группа, состоящая из людей, имеющих общую систему ценностей, общие цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты (хорошие личные взаимоотношения). Например, семья, группа друзей, микро-группа влюбленных друг в друга людей, небольшой коллектив, в котором человек давно и с удовольствием работает. Является наиболее устойчивой и способна оказывать сильное воздействие на психологию, поведение и развитие человека;
вторичная – группа, состоящая из людей, которые имеют сравнительно мало общего друг с другом, разделяют лишь некоторые общие ценности и отдельные, общие для них формы стандартного поведения. Здесь обычно нет непосредственных контактов, а для общения используются «посредники» (средства связи). Менее значима для формирования человека как личности.
2. Официальные и неофициальные. Впервые деление предложено Э. Мэйо:
Официальные - формальные (порожденные официальной структурой общественной организации). Формальная группа - в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, строго распределены и роли всех членов группы. Создается в условиях конкретной деятельности (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.), обладает чертами организации;
Неофициальные - неформальные (группы общения) - складываются и возникают стихийно, где нет статуса, роли, системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Может возникать и сама по себе. Например, люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол на пляже. В действительности трудно вычленить строго формальные и неформальные группы.
II. Число членов в группе. Соответственно выделяют:
Большие группы. Представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по социально-демографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В состав таких групп могут входить десятки и сотни тысяч людей. Состав таких групп нестабилен, члены не проживают в одном месте, не работают в одной организации;
Средние группы. Такой группой называют людей, входящих в состав сравнительно небольшой социальной организации - учреждения, предприятия, воинские части, спортивные организации, фабрики, заводы и т.п., включающие в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Группы существуют на постоянной основе, их участники осознают свою принадлежность к группе и отделяют себя и свою группу от других подобных групп. Состав групп более или менее постоянен, а их члены проживают в одном регионе и работают в одной и той же организации;
Малые группы. Представляют собой небольшое количество людей - от 2-3 до 20-30 человек, выделяемых по основным, общим для них признакам: наличие общего дела; личное знание друг друга; непосредственное взаимодействие друг с другом; существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы; наличие внутренней организованности группы, присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм и т. п.
III. Отношения личности к групповым нормам. Деление малых групп на группы членства и референтных группы ( Г. Хаймен):
Группа членства – это социальная группа, к которой человек реально принадлежит. Чужими называют группы, к которым человек не принадлежит, в жизни и деятельности которых он личного участия не принимает.
Референтная группа – та, на которую индивид ориентируется в своих действиях, она служит образцом, эталоном или критерием для оценки личного поведения, в нее индивид стремится вступить, стать ее членом, ее взгляды и ценности служат своеобразными эталонами для индивида.
Групповая динамика
Феномен групповой динамики в социально-психологической литературе определяется неоднозначно. Так, групповая динамика определяется как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними или приводит их к взаимному удовлетворению; как развитие человеческих отношений в группе, изменения, которые наступают в результате действующих в группе сил.
Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Левином в 1939 году (США) - дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. При объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии.
В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.
Когда говорят о групповой динамике, чаще всего анализируют: фазы развития группы; лидерство; сплоченность группы; процесс группового решения; эффективность групповой деятельности; групповое давление и конформизм.
Современные исследователи проблем групповой динамики выделяют три ее механизма:
1) РАЗРЕШЕНИЕ ВНУТРИГРУППОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ. Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт. В теории групповой динамики он выступает в качестве интегратора новых структур.
2) «ИДИОСИНКРАЗИЧЕСКИЙ КРЕДИТ». Термин Е. Холландера. Им обозначается поведение, отклоняющееся от групповых норм. Идиосинкразический кредит - механизм групповой динамики, когда группа дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным ее членам во имя достижения поставленных целей.
3) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН - ценностный обмен (обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия своих социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей) (Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская).
Лекция №3. Этнопсихология
Основные теоретические подходы в рассмотрении феномена этничности. Этническая идентичность. Понятие национального самосознания. Соотношение этнической и национальной идентичности.