Тема: Психологические особенности ребенка младшего школьного возраста
Цель занятия: выработать представление о возрастно-психологических особенностях младшего школьника, дать характеристику психологических новообразований, социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте.
2. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность.
3. Особенности общения со сверстниками.
4. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний.
5. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности младшего школьника.
Семинарское занятие №5
Тема: Психологические особенности подросткового возраста
Цель занятия: выделить особенности подросткового периода как переломного в психическом развитии, рассмотреть подходы к нивелированию негативных проявлений этого периода жизни.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Проблема «кризиса» подросткового возраста. Социально-историческая природа подросткового возраста.
2. Теории подросткового возраста (Г.Ст Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже)
3. Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л С. Выготского. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б.Эльконин).
Семинарское занятие №6
Тема: Познавательная сфера подростка
Цель занятия: выявить особенности развития познавательных процессов в подростковом возрасте.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте.
2. Учебная деятельность подростка.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Причины школьной дезадаптации в подростковом возрасте.
Семинарское занятие №7
Тема: Психологические особенности юношеского возраста
Цель занятия: выявить особенности юности как периода, связывающего детство и зрелость.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин)
2. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста.
3. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления.
4. Развитие общения в юношеском возрасте.
5. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению.
Семинарское занятие № 8
Тема: Общение и деятельность в психическом развитии ребёнка
Цель занятия: провести анализ места и роли общения и деятельности в психическом развитии ребёнка.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Психологическое развитие как формирование внутренних действий. Интериоризация.
2. Ведущая деятельность и ее значение для развития личности и частных психических процессов. Смена ведущей деятельности на различных возрастных этапах.
3. Общение со взрослыми как условие психического развития младенца.
4. Развитие форм общения со взрослым в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.
5. Общение со сверстниками и взрослыми в школьном возрасте. Подростковая и юношеская дружба.
Модуль 2. Педагогическая психология
Семинарское занятие № 1
Тема: Школьник как субъект учебной деятельности
Цель занятия: структурирование знаний о возрастных особенностях учебной деятельности детей как основе организации учебно-воспитательного процесса.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности.
2. Психологическая характеристика учебной деятельности младшего школьника.
3. Психологическая характеристика учебной деятельности подростка.
4. Психологическая характеристика учебной деятельности старшего школьника.
Семинарское занятие № 2
Тема: Теории обучения
Цель занятия: выявление достоинств и недостатков основных теоретических подходов к обучению.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Программированное обучение.
2. Проблемное обучение.
3. Развивающее обучение.
4. Деятельностный подход.
5. Личностно-ориентированное обучение.
Семинарское занятие № 3
Тема: Организация урока в основных направлениях обучения в современном образовании
Цель занятия: предоставить студентам возможность попробовать свои силы в организации фрагмента для традиционного, программированного, проблемного и игрового уроков. Оценить достоинства и недостатки различных форм обучения.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Традиционное обучение.
2. Программированное обучение.
3. Проблемное обучение.
4. Игровое обучение.
Семинарское занятие № 4