Тема: Психологические особенности ребенка младшего школьного возраста

Цель занятия: выработать представление о возрастно-психологических особенностях младшего школьника, дать характеристику психологических новообразований, социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте.

2. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность.

3. Особенности общения со сверстниками.

4. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний.

5. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности младшего школьника.

Семинарское занятие №5

Тема: Психологические особенности подросткового возраста

Цель занятия: выделить особенности подросткового периода как переломного в психическом развитии, рассмотреть подходы к нивелированию негативных проявлений этого периода жизни.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Проблема «кризиса» подросткового возраста. Социально-историческая природа подросткового возраста.

2. Теории подросткового возраста (Г.Ст Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже)

3. Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л С. Выготского. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б.Эльконин).

Семинарское занятие №6

Тема: Познавательная сфера подростка

Цель занятия: выявить особенности развития познавательных процессов в подростковом возрасте.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте.

2. Учебная деятельность подростка.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Причины школьной дезадаптации в подростковом возрасте.

Семинарское занятие №7

Тема: Психологические особенности юношеского возраста

Цель занятия: выявить особенности юности как периода, связывающего детство и зрелость.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин)

2. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста.

3. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления.

4. Развитие общения в юношеском возрасте.

5. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению.

Семинарское занятие № 8

Тема: Общение и деятельность в психическом развитии ребёнка

Цель занятия: провести анализ места и роли общения и деятельности в психическом развитии ребёнка.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Психологическое развитие как формирование внутренних действий. Интериоризация.

2. Ведущая деятельность и ее значение для развития личности и частных психических процессов. Смена ведущей деятельности на различных возрастных этапах.

3. Общение со взрослыми как условие психического развития младенца.

4. Развитие форм общения со взрослым в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.

5. Общение со сверстниками и взрослыми в школьном возрасте. Подростковая и юношеская дружба.

Модуль 2. Педагогическая психология

Семинарское занятие № 1

Тема: Школьник как субъект учебной деятельности

Цель занятия: структурирование знаний о возрастных особенностях учебной деятельности детей как основе организации учебно-воспитательного процесса.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности.

2. Психологическая характеристика учебной деятельности младшего школьника.

3. Психологическая характеристика учебной деятельности подростка.

4. Психологическая характеристика учебной деятельности старшего школьника.

Семинарское занятие № 2

Тема: Теории обучения

Цель занятия: выявление достоинств и недостатков основных теоретических подходов к обучению.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Программированное обучение.

2. Проблемное обучение.

3. Развивающее обучение.

4. Деятельностный подход.

5. Личностно-ориентированное обучение.

Семинарское занятие № 3

Тема: Организация урока в основных направлениях обучения в современном образовании

Цель занятия: предоставить студентам возможность попробовать свои силы в организации фрагмента для традиционного, программированного, проблемного и игрового уроков. Оценить достоинства и недостатки различных форм обучения.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Традиционное обучение.

2. Программированное обучение.

3. Проблемное обучение.

4. Игровое обучение.

Семинарское занятие № 4

Наши рекомендации