Тема: Психологические особенности лиц с нарушениями зрения

(2 часа)

Вопросы и задания

1. Психокоррекционная работа при нарушениях зрения.

2. Прочитайте статью из Российской педагогической энциклопедии (т. 1, с. 38).

«Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы. Значителен вклад в сокровищницу науки выдающих­ся незрячих философов Греции - Демокрита (V-IV в. до н.э.) и Диодота (I в. до н.э.). Известны имена выдающихся математиков -Дидима (Александрия, IV в. до н.э.), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в.), Д. Гоффа (Англия, XVIII в.), историков - Ауфидия (Рим, II в. н.э.), О. Тьерри (Франция, XIX в.), В. Пресскота (США, XIX в.), энтомолога Ф. Губера (Швейцария, XVIII в.), тифлолога Л. Брайля (Франция, XIX в.), русского советского профессора A.M. Щербины (1874-1934).

Среди русских и советских ученых много незрячих, которые являются гордостью отечественной науки, - свыше 40 докторов и более 200 кандидатов наук. Широко известны имена отече­ственных математиков: академика Л. С. Понтрягина, доктора физико-математических наук А.Г. Витушкина, доктора физико-математических наук В.И. Зубова и др. Свой вклад в специальную педагогику, тифлопедагогику сделали незрячие ученые: доктор пе­дагогических наук, профессор Б. И. Коваленко, доктор педагогиче­ских наук, профессор B.C. Сверлов. Люди с нарушенным зрением успешно работают программистами, экономистами, историками, филологами, в области теоретической и прикладной математики. Много замечательных незрячих людей заняли достойное место в искусстве и литературе. Известны имена слепых писателей и поэтов Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Алек­сандра Белорукова, Федора Шоева, Николая Островского и более молодых, принадлежащих другому поколению, Эдуарда Асадова, Николая Силкова, Глеба Еремеева, Михаила Суворова, Николая Рыбалко, Анны Притчиной и др.

Среди слепых много замечательных композиторов и музыкан­тов. Многие незрячие получают музыкальное образование и работают по избранной специальности. Окончив консерваторию или музыкальное училище, они становятся солистами филармоний, музыкально-эстрадных объединений. Профессия настройщика музыкальных инструментов уже давно широко распространена среди незрячих. Ученик Национального института для слепых детей в Париже К. Монталь, ослепший в шестилетнем возрасте, специализировался в настройке и починке пианино и роялей. Он пользовался славой лучшего настройщика в Париже, за что был удостоен ордена Почетного легиона. В Нью-Йорке на знаменитой фабрике «Стейн-вэй», продукция которой высоко ценится среди профессионалов и любителей музыки, главным настройщиком музыкальных инструментов был слепой по фамилии Шотте. В России среди незрячих также были знаменитые настройщики фортепиано (П. Трекше, В. Чернов). В разные времена широко известны были имена слепых резчиков по дереву и скульпторов, таких, как Л. Видаль, Л. По, М.Р. Макаров. Л. По, будучи балериной, в 21 год потеряла зрение. Талант и целеустремленность позволили ей стать профессиональным скульптором, членом Союза художников СССР. Ее лучшие произведения выставлены в картинных галереях и музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Киева. Среди незрячих много преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, общественных деятелей, организаторов производства».

Какое заключение вы сформулируете?

3. Составьте учебное портфолио по теме.

4. Выполните тестовые задания по теме.

Тема: Психологическое изучение детей с особенностями психофизического развития (4 часа)

Вопросы и задания

1. Сформулируйте рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (возраст по выбору) с «фактором риска» в развитии.

2. Составьте список документации, которая представляется на психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о его дошкольном (школьном) маршруте.

3.Прокомментируйте фразу известного дефектолога Шумана: «Чем ниже уровень психического развития ребёнка, тем выше должен быть уровень образования учителя». Будите ли Вы руководствоваться данным положением при организации изучения и коррекционной работы с ребенком с ОПФР? В чем это будет выражаться?

4. Подберите методики для изучения познавательной сферы у детей с ОПФР. Обоснуйте свой выбор.

5. Подберите методики для изучения личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ОПФР. Обоснуйте свой выбор.

6. Составьте учебное портфолио по теме.

7. Выполните тестовые задания по теме.


Наши рекомендации