Специальная и медицинская психология

     
всего лекц. практ. лаб.
Раздел 1. Специальная психология        
1. Предмет и задачи специальной психологии    
2. Принципы и методы специальной психологии  
3. Категориально-понятийный аппарат специальной психологии    
4. Причины отклонений в психическом развитии  
5. Общие и специфические закономерности нарушенного развития   -
6. Основные параметры психического дизонтогенеза -  
7. Классификации нарушений психического развития -
8. Варианты психического дизонтогенеза, вызванные отставанием в развитии (общее психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие)
9. Варианты психического дизонтогенеза, вызванные поломкой отдельных функций (поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие)
10. Варианты психического дизонтогенеза, вызванные асинхронией в развитии (искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие) -
ВСЕГО
             
№п/п Наименование раздела, темы Количество часов
всего лекц. практ. лаб.
Раздел 2.Медицинская психология
подраздел 2.1.Общие представления о медицинской психологии        
2.1.1. Предмет и задачи медицинской психологии. 1 1 - -
2.2.1. Ведущие разделы (области) медицинской психологии. 1 1 - -
подраздел 2.2. Основы патопсихологии
2.2.1. Патопсихология: предмет, задачи и методы -
2.2.2.Нарушения мотивационной сферы  
2.2.3. Нарушения внимания, воли, деятельности -
2.2.4. Нарушения восприятия  
2.2.5. Нарушения памяти -  
2.2.6. Нарушения мышления и умственной работоспособности  
подраздел 2.3. Психология девиантного поведения.        
2.3.1. Причины, формы, виды девиантного поведения подростков. -
2.3.2. Аддиктивное поведение подростков. -
2.3.3. Акцентуации в структуре личности девиантных подростков. -
2.3.4. Профилактика и коррекция отклонений в поведении детей -
                 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. – М.: Педагогика, 1982с.

2. Выготский, Л.С. Собрание соч.: В 6 т. – Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т.А.Власовой. – М.: Педагогика,1982. – 369 с.

3. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998.

4. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М.: Академия, 1999. – 208 с.

5. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов.-СПб.: Спец.Лит, 2001.-463с.

6. Калягин, В.А., Овчинникова, Т.С. Психология лиц с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2007. – 544 с.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений/В.В. Лебединский.-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-144с.

8. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

9. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160с.

10. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2005. – 50 с.

11. Cорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под научн. ред. Л.М. Шипициной / В.М. Сорокин. – СПб.: «Речь». 2003. – 216 с.

12. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

13. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие/ О.В.Трошин, Е.В.Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.

Дополнительная

14. 3ейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

15. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993.

16. Вассерман Л.И., Горькавая И.Л., Ромицына Е.Е. Тест подростки о родителях. -М., 1995.

17. Волкова Г. А. Особенности поведения детей с неврозами в конфликтных ситуациях. /Отв. ред. Е. С. Иванов. -Л., 1988.

18. Зейгарник Б. В. Патология мышления. - М., 1962.

19. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.

20. Козлов В. П. Профилактика и психотерапия фобических состояний у детей. //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. /Подред. В. К. Мягер. -Л., 1976.

21. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

22. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1985.

23. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Диагностика характера подростка. -М., 1995.

24. Певзнер М. С, Дети-олигофрены. - М., 1959.

25. Петренко Л. В. Нарушение высших форм памяти. - М, 1976.

26. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.

27. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г. – 320с.

28. Психосоматические и соматопсихические расстройства детей. -Л., 1990.

29. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970.

30. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Семенович. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.

31. Слепович, Е.С. Белорусская специальная психология: преемственность и новации / Е.С.Слепович, А.М.Поляков // Журнал практического психолога. – 2006. - №6. – С.61-75.

32. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е.С.Слепович, А.М.Поляков. – СПб.: Речь, 2008. – 247с.

33. Специальная психология: учеб.-метод. пособие / сост. Е.С.Слепович [и др.]. – Мн.: БГПУ, 2005. – 95 с.

34. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М., 1980.

35. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. СЮ. Циркина. С-Пб.,1999.

36. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. -М., 1959-1965.

37. Таболина Л.В. Педагогические условия включения в деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью //Дэфекталогія – 2004. - №4.

38. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии/ Н.М.Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф.Пушкина. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

39. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. -М, 1987.

40. Шаповал, И.А. Специальная психология: учеб. пособие / И.А. Шаповал. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

Практическое занятие № 1 (2 часа)

Тема: Принципы и методы специальной психологии

Цель:актуализировать и углублять знания методологии, принципов специальной психологии и места её в системе наук; уточнить и закрепить знание терминологии по теме.

Глоссарий:предмет, объект, задачи специальной психологии, олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, логопсихология, внутрисистемные и межсистемные связи специальной психологии с другими науками.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Определение понятия «специальная психология».

2. Разделы специальной психологии.

3. Связь специальной психологии с другими науками.

4. История становления специальной психологии: этапы формирования логопсихологии, олигофренопсихологии, сурдопсихологии, тифлопсихологии.

5. Специфические принципы специальной психологии.

6. Значение специальной психологии в профессиональной практического психолога.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Запишите в словарях определения понятий: онтогенез, дизонтогенез, развитие, дети с особенностями психофизического развития, статистическая норма развития, этиология, патология, этиопатогенез, коррекция, компенсация (см. материалы к практическому занятию №1), и подготовьтесь к терминологическому диктанту.

2. Раскройте понятия: «специальная психология», «общая психология», «возрастная психология», «специальная (коррекционная) педагогика» и определите их взаимосвязь.

3. В чем заключается связь специальной психологии с медицинскими науками?

4. Составьте графическую модель «Специальная психология как наука», отражающую определение, объект, предмет, разделы, связь специальной психологии с другими науками.

5. Охарактеризуйте основные достижения специальной психологии на всех этапах её развития, заполнив следующую таблицу:

Период Персоналии Содержание деятельности
     

6. Назовите принципы специальной психологии. Как вы понимаете каждый из них?

7.Раскройте значимость знания специальной психологии для педагога-психолога.

ЛИТЕРАТУРА:Осн:2,6, 8,11,12 Доп:14,31, 33, 40

материалы к практическому занятию №1

Онтогенез– совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Дизонтогенез –нарушенное развитие организма, которое выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития организма в целом и отдельных его частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики.

Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д.

Этиология (греч. aitia причина+греч. logos учение, наука) – 1) учение о причинах и условиях возникновения болезней; 2) причина возникновения болезни или патологического состояния.

Этиопатогенез– совокупность представлений о причинах и механизмах развития болезни.

Патология – стойкое изменение, результат патологических процессов или порок, отклонение развития.

Лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий.

Ребёнок с особенностями психофизического развития –– Лицо с особенностями психофизического развития до 18 лет.

Отклонения могут быть врожденными или приобретенными. Особенности психофизического развития детей могут быть вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями центральной нервной системы (умственная осталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, ранний детский аутизм, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут выступать в различных сочетаниях. Первичное нарушение –– снижение слуха, зрения, интеллекта и др. –– влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л.С.Выготский). Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка. Развитие детей с особенностями психофизического развития подчиняются тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонений в развитии зависят от сроков начала содержания и методов коррекционной работы.

Коррекция физических и (или) психических нарушений – система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений.

Компенсация (от лат. compenso уравновешивать, возмещать) – это возмещение недораз­витых или нарушенных психических функций путем использова­ния сохранных или перестройки частично нарушенных функций

Развитие -изменение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате накопления количественных изменений, приводящих к качественным преобразованиям.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ

Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж. Эскироль, Э. Сеген, Ф. Гальтон, А. Бине, Э. Крепелин, Дж. Кэттэл, со-средоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душев-ными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих на-рушений.

С середины XIX в., когда во многих европейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний, привлек внимание не только медиков, но и педагогов, а затем и психологов. К этому же времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.

В отечеетвенной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболева-ний прогрессирующего (прогредиентного) характера началось не-сколько позже — в начале XX в. и стало предметом широкого изу-чения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо и др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. XX в. усилиями

Л.С. Выготского, объединившей исследования врачей, психофи-зиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога.

Вопрос о том, что среди учащихся общеобразовательных школ встречаются дети, нервно-психические особенности которых яв-ляются причиной отставания в учении, затрагивал в своих трудах К.Д.Ушинский. Педагоги и психологи придавали большое значе-ние анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направ-лением таких детей во вспомогательные школы, которые- появи-лись в России в 1908 — 1910 гг.

В середине XIX в. врачи стали отделять умственно отсталых де-тей от других пациентов психиатрических больниц. По мере по-пыток их воспитания и обучения накапливались сведения об особенностях их психической деятельности. В 1915 — 191бгг. вышел из печати первый в России фундаментальный труд Г.Я.Трошина «Ан-тропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Автор обобщил в нем мате-риалы, полученные зарубежными и отечественными исследова-телями, высказал ряд интересных и продуктивных положений от-носительно познавательных процессов и личностных особенностей умственно отсталых детей. К их числу относятся утверждения о возможности развития умственно отсталых детей, об общности законов, по которым осуществляется развитие нормального и ано-мального ребенка.

Важной вехой следует считать открытие в 1929 г. в Москве на-учно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нем лаборатории специальной психологии, объ-единившей усилия молодых талантливых ученых. В их числе был Л. С. Выготский, оказавший большое влияние на развитие и об-щей и специальной психологии в России. Им бьш сформулирован ряд важнейших теоретических положений, к которым относятся следующие:

о системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы;

об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка;

об идентичности факторов, обусловливающих развитие нор-мальных и аномальных детей;

о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка и об основных направлениях коррекционной педаго-гической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

о коллективе как факторе развития высших психических функ-ций ребенка;

об изменении соотношения интеллекта и аффекта при умствен-ной отсталости специальная и медицинская психология - student2.ru специальная и медицинская психология - student2.ru специальная и медицинская психология - student2.ru о важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии.

В начале 1930-х гг. Л. В. Занков разрабатывал теоретические ос-новы специальной психологии и предпринял разноплановое изу-чение памяти у умственно отсталых детей. Он охарактеризовал об-щее направление, этапы развития их памяти и условия, этому способствующие. Позднее ученый осуществил исследование мыш-ления и речи этих детей, а также провел лонгитюдинальное изу-чение индивидуальных и типологических особенностей учащихся специальной школы и остро поставил вопрос о необходимости разработки проблемы дифференциальной диагностики. Затем его внимание привлекла психолого-педагогическая проблема взаимо-действия слова и средств наглядности при организации процесса обучения умственно отсталых детей, исследование которой на-шло свое отражение не только в его научных статьях и книгах, но и в программах, учебниках, методических пособиях.

Л.В.Занковым была написана первая в истории послереволюционной России книга, в которой были широко использованы материалы, добытые сотрудниками новой лаборатории. Это «Очерки психологии умственно отсталого ребенка» (1935). Несколько позднее, в 1939 г., им был опубликован первый оригинальный учебник по психологии умственно отсталых детей для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Л. В. Занков написал также статью о памяти в сборник «Умствен-но отсталый ребенок» (1935), изданный под редакцией Л.С.Выготского и И. И. Данюшевского и сыгравший большую роль в становлении в России специальной психологии.

Психология умственно отсталых детей в России развивалась в ходе постоянного научного общения с зарубежными коллегами. Оно проходило в форме участия в международных конференциях и конгрессах, стажировок, командировок специалистов, обмена студентами, аспирантами и литературой.

Наши рекомендации