Глава vi. основы инженерной психологии

Теоретико-методологические основы инженерной

Психологии

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: «Инженерная психология есть научная дис­циплина, изучающая объективные закономерности процессов инфор­мационного взаимодействия человека и техники с целью использова­ния их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек—машина"(СЧМ). Процессы информационного взаимо­действия человека и техники являются предметом инженерной психологии» [8, с. 7]. Но в психологии труда предметом изучения является субъект труда. И тогда можно сказать, что предмет инже­нерной психологии — система «человек как субъект — сложная тех­ника» (главное в субъекте — это его спонтанность, т. е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).

В инженерной психологии главный субъект труда — это «опера­тор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю. К. Стрелков, «изучение и рационализация тру­да человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработ­ка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспо­минаний, восприятий, чувств)» [9, с. 3]. «...Нынешний период изу­чения труда операторов отличается тем, что в понимании его осо­бенностей психолог опирается не на конструкторов и испытате­лей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение Длительного (десятки лет) времени», — пишет далее Ю. К. Стрел-Ков [там же, с. 7].

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от

его умения наблюдать и осмысливать происходящее, «но и от его

способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но

При этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательно-

г° отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни

Коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя.

РУппа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо



"подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоват ся возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определ* уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных челов ческих качеств (например, чувство юмора)» [там же, с. 8]. Та* образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труд Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно вклн чает и труд самого психолога...

Традиционно выделяются следующие основные задачи инз нерной психологии [8, с. 13—17]:

1. Методологические задачи — определение предмета и за
исследования (т.е. уточнение предмета); разработка новых мет
дов исследования; разработка принципов исследования; устано|
ление инженерной психологии в системе наук о человеке (и |
науке вообще).

2. Психофизиологические задачи — изучение характеристик оп|
ратора; анализ деятельности оператора; оценка характерист»
выполнения отдельных действий; изучение состояний оператор

3. Системотехнические задачи: разработка принципов пострс
ния элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разрабс
принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффектш{
ности СЧМ.

4. Эксплуатационные задачи — профессиональная подготовк
операторов; организация групповой деятельности операторов; ра
работка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженер ных психологов со смежными науками: управлением, техниче<| ким конструированием, психогигиеной труда, кибернетиков эргономикой.

Основными методологическими принципами инженерной пси логин являются [там же, с. 18—23]:

принцип гуманизации труда (важно исходить из особенное и интересов работника; ориентироваться на творческий харак труда);

принцип активности оператора (предполагается, что операт не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

принцип проектирования деятельности (предполагается, 41 сначала необходимо спроектировать деятельность самого челов ка, а затем и технические устройства);

принцип последовательности (работа инженерного психоло| важна на всех этапах — проектирования, производства и эксг атации СЧМ);

принцип комплексности (необходимость развития междисцШ] линарных связей с другими науками).

Условно можно выделить основные теоретико-методологиче кие концепции инженерной психологии, по А.А. Крылову [цит. П| 11, с. 27-39]:

Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой кон-пегшии на первом этапе в основном использовался опыт других на\'К «Для выработки рекомендаций по учету человеческого фак­тора в конструировании средств труда» (преимущественно при проектировании пультов и постов операторов автоматизирован-ных систем управления — АСУ). На втором этапе все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как «звено АСУ»). Б. Ф.Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии: 1) на на­чальных этапах господствовал «машиноцентрический» подход (ос­новная линия разработок: «от машины к человеку», где и сам человек описывается в терминах техники — как элемент, прида­ток машины); 2) позже на первое место выходит «антропоцент­рический» подход (меняется вектор разработок: «от человека к машине», где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника — как средство его же труда).

Главная идея основной концепции — общность закономернос­тей процессов управления в живых и неживых системах (как в ки­бернетике). Все основные функции управления передаются челове­ку-оператору, а реализация этих функций — преобразование ин­формации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разно­образием. Информация присуща всему материальному миру (как живому, так и неживому), поэтому количество информации выра­жается через ее разнообразие (по А. Д. Урсулу).

Выделяются разные уровни информационных отношений: 1) «на­туральный» обмен информацией (начиная с простейших организ­мов — раздражимость и возбудимость); 2) речевой уровень (чело­веческое общение); 3) общение как взаимодействие с техникой, а через нее — с целыми техническими системами и средой, в которой они функционируют (это может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром).

Концепции информационной модели, информационного поиска и эк­вивалента звена. Главная идея данной концепции (по В. П. Зинчен-ко, Д. Ю. Панову): человек все больше удаляется от объекта уп­равления и осуществляет свою работу «дистанционно». Это озна­чает, что оператор все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью. Требования («правила») построе­ния информационной модели основаны на главном правиле — Учете возможностей самого человека — и конкретизируются в сле-Дующем: 1) модель должна отражать только существенные взаи-м°связи в системе управления; 2) она должна строиться на осно-ании использования наиболее эффективного кода (языка); 3) мо-Дель должна быть наглядной и компоноваться с учетом характе-РИстик анализаторов человека, особенностей, порядка и сложно-и выполняемых операций.





«Эквивалентное звено системы» (по Ю. Б. Садомову, Л. М. Хс лову) — это не просто человек, а целый комплекс, включаю! человека-оператора, средства индикации (средства отображен информации) и органы управления. Главная функция этого ко»! плекса — передача и переработка информации.

Концепции пропускной способности и последовательности действц В основе данной концепции — определение качества работы по: личеству обрабатываемой информации. Количественная оценка ] зволяет рассчитывать и более точно проектировать работу оператс

Концепция последовательных действий связана с построение модели временных затрат при выполнении конкретных действк и операций. Если представить оператора как «совокупность дельных логически законченных операций», то можно выделр следующие виды таких операций: 1) операции заканчиваются дачей информации вовне (на органы управления, речевые отве и т. п.); 2) операции заканчиваются принятием решения об сутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т. е. шением не выдавать информацию вовне.

Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежн сти. Разными авторами предлагаются конкретные способы кс чественной оценки труда оператора. Например, Г. М. Зараковс* предложил количественные оценки некоторых психофизиолог ческих характеристики деятельности оператора. В основе — соста ление и анализ алгоритмов рабочих процессов. Важным для а* лиза и оценки рабочего процесса является выявление отноше* между членами алгоритма, т. е. между логическими условиями! исполнительными действиями (действия также называются «оп| раторами), что позволяет судить об интенсивности рабочего пр цесса, его логической сложности и стереотипности.

Выделяются следующие критерии оценки надежности челоЕ ка-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; ср нее время безотказной работы; среднее время между соседнш отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказе среднее время восстановления исправной работы; коэффицие^ готовности к безотказному труду и т. п. Все это рассчитывается специальных формулах.

Наши рекомендации