ГЛАВА II. Культурно-исторические основы развития
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
Рекомендовано
Советом по психологии УМО университетов России
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению
и специальности «Психология»
Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова Психология труда и человеческого достоинства Издательство: Академия, 2005 г. 480 стр.
ISBN 5-7695-4123-0
В учебном пособии даются традиционные представления о теории и практике психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько парадоксальные рассуждения авторов о сущности и ценности труда в современной России помогут студенту сформировать свое отношение к обсуждаемым темам, понять значимость честного квалифицированного труда для повышения чувства собственного достоинства.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно всем интересующимся данной темой.
Оглавление
Введение.
ГЛАВА I Основная проблематика психологии труда............................ 6
1. Проблема предмета и метода психологии труда.
Этический парадокс предмета психологии труда......... 6
2. Основные разделы психологии труда. Понятие
«эргономика»................................................................. 10
ГЛАВА II. Культурно-исторические основы развития
психологического знания о труде................................................ 15
1. Представления о труде в древности и в эпоху
феодализма.................................................................... 15
2. История зарубежной психологии и социологии труда 18
3. Психотехника и ее кризис............................................. 25
4. История отечественной психологии труда.................. 28
5. Культурно-исторический смысл возникновения
проблемы профессионального самоопределения........ 42
6. Общие тенденции в развитии представлений о труде. 49
ГЛАВА III. Труд как социально-психологическая реальность.... 54
1. Житейские и философские представления о труде...... 54
2. Психологическое понимание труда и профессии........ 60
3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности
трудом и трудовой мотивации...................................... 69
ГЛАВА IV. Проблемы профессиографирования и профотбора....... 80
«1. Понятия «профессиограмма», «психограмма»,
«модуль профессии», «модель специалиста»,
«формула профессий» .................................................. 80
2. Методы и различные схемы профессиографирования 83
3. Аналитическая профессиограмма и общая схема
профотбора.................................................................... 86
4. Уровни анализа трудовой деятельности...................... 91
5. «Формула профессий». Схема анализа профессии
и варианты ее использования в групповой работе
и в индивидуальной профконсультации....................... 92
6. Трудности изучения профессиональной деятельности
в условиях современной России .................................. 97
7. Самая главная (наиважнейшая!) проблема
профессиографии и психологии труда....................... 100
ГЛАВА V. Развитие человека в труде....................................................... 108
1. Основные этапы развития субъекта труда................. 108
-» 2. Проблема формирования индивидуального стиля
трудовой деятельности................ :............................. 116
3. Проблемы развития профессионального самосознания... 119
4. Кризисы профессионального становления................. 131
5. Проблема профессиональных деструкции................. 141
6. Акмеологический подход в исследовании развития
профессионала............................................................. 147
ГЛАВА VI. Основы инженерной психологии....................................... 153
1. Теоретико-методологические основы инженерной
психологии................................................................... 153
2. Специфика методов инженерной психологии............ 156
3. Особенности и классификация систем «человек—
машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ.............. 158
4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ)
и общая схема его деятельности. Принятие решений
оператором................................................................... 161
5. Профессиональные действия и профессиональные
задачи в труде оператора............................................ 164
6. Ошибки в труде оператора.......................................... 169
7. Основы проектирования СЧМ..................................... 173
8. Основы эксплуатации СЧМ......................................... 179
9. Психологические особенности системы «человек-
компьютер» ................................................................. 18.2
10. Внедрение компьютерных технологий в организациях.... 188
11. Компьютер в деятельности психолога...................... 189
12. Компьютер как вариант «органопроекции»
человеческого интеллекта и пути обогащения
«компьютерной метафоры»........................................ 191
ГЛАВА VII. Психологические особенности труда в организации......... 196
1. Представление об организации. Понятие
«организационная культура»...................................... 196
2. Психология производственного коллектива.............. 199
3. Проблемы руководства и лидерства в организации... 203
4. Основы кадрового менеджмента................................. 210
5. Связь организации с общественностью (Паблик
рилейшнз)..................................................................... 221
6. Основы организационного консультирования........... 224
Заключение
................................................................................................... 425
ГЛАВА I. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Вопросы для самопроверки
1. Как соотносится предмет психологии труда с предметом пси
хологии?
2. Назовите основные и вспомогательные проблемы психоло
гии труда.
3. Что такое «эргономика»?
4. Как соотносятся эргономический и психологический подхо
ды к изучению трудовой деятельности?
5. Назовите основные разделы психологии труда.
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. —
М., 1994.
2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
3. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. —
М., 1994.
4. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.
5. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. —
Ростов на/Д, 1996.
6. Ролз Дж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.
7. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо
гии. Психология человека. — М., 1995.
8. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. — Киев, 1996.
ЗНАНИЯ О ТРУДЕ
Психотехника и ее кризис
Если тейлоризм исходил в основном из задач управления людьми, техники и физической выносливости человека, то психотехника выросла из психологии. Сам термин «психотехника» предложил еще в 1903 г. В. Штерн. Один из основателей психотехники Г. Мюнстенберг писал: «Психотехника — есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры». В дальнейшем понимание психотехники сузилось до современного понимания психологии труда. До 1939 г. (времени свертывания психотехники) было организовано и проведено восемь международных психотехнических конференций. В начале XX в. психотехника была одним из самых популярных направлений в психологии, о чем многие сейчас как-то забыли. Причиной такого забвения является-, скорее всего, быстрое разочарование в способности психотехников решать те грандиозные задача, которые были ими поставлены. Причина же ее первоначальной популярности — в смелой ориентации на широкую общественную практику. В начале XX в. лишь психотехники могли похвастаться столь широким размахом работ в сфере производства.
В 20-е гг. XX в. Г. Мюнстенберг выделял три основные проблемы психотехники: 1) выбор подходящих людей с помощью профотбора и профконсультации, где профконсультация — это совет; впоследствии на этой основе Ф. Парсонс предложил «трехфак-торную модель» выбора профессии; сам Г. Мюнстенберг считал, что профконсультация со временем должна занять более важное место в работе психотехников, чего, к сожалению, не произошло и в современной профориентации; 2) достижение наивысшей производительности труда (это традиционная задача многих современных психологов труда); 3) достижение желаемых психологических эффектов (например, воздействие экономики на личность работника); заметим, что проблему развития личности (индивида) в труде ставил еще К. Маркс, который писал о том, что важнейшим результатом любого труда являются не столько произво-
димые товары, сколько сам человек в его общественных отношениях.
Сегодня можно выделить следующие теоретико-методологические проблемы психотехники, которые для удобства можно представить в вопросах и ответах [7, с. 254—263]:
Каково место психотехники в системе наук ? Каков статус психотехники, является ли она относительно самостоятельной наукой или она связана с психологией?— По Г. Мюнстенбергу, в отличие от психологии, психотехника ориентирована именно на практику; психотехника — это часть прикладной психологии, но в отличие от прикладной психологии психотехника ориентирована на достижение цели, относящейся к будущему, а не только на решение сиюминутных проблем.
Как должна относиться психотехника к социальному заказу, к задачам общественной, в частности хозяйственной, жизни? — Г. Мюнстенберг выдвинул тезис о политической и классовой нейтральности психотехники; цели должны не обсуждаться психотехниками, а приниматься к исполнению. Но в Советской России психотехники опирались на идеологические позиции, а в фашистской Германии многие известные психотехники отказались служить режиму (О. Липман, В. Штерн) и даже покончили жизнь самоубийством (Шульте, Мухова), т. е. сами психотехники не захотели оставаться «вне политики».
Как должна формироваться проблематика психотехники, в частности в области хозяйственной жизни; как психотехника соотносится с другими смежными научными дисциплинами ? — С самого начала возникновения психотехника столкнулась с комплексными задачами, которыми традиционная экспериментальная психология не занималась. В настоящее время особенно популярны идеи комплексного, системного подхода к изучению оптимизации труда (сейчас это разрабатывается в эргономике).
Нужна ли психотехнике психологическая теория или эта новая дисциплина может быть лишь набором практических рекомендаций, рецептов, методов решения практических задач ? — По Г. Мюнстенбергу и О. Липману, теория нужна. И. Н. Шпильрейн также считал, что не может быть «физиологии труда», так как труд — явление комплексное, поэтому нужна комплексная концепция труда, где психология — лишь одно из направлений.
Как должны соотноситься теория психотехники и психология, ориентированная на фундаментальные проблемы? — Г. Мюнстенберг предлагал опираться на теоретическое знание, предметное содержание которого должно опираться не на лабораторный поиск, а на реальную практику.
Нужна ли психотехнике помимо специальной теории и методологии некоторая общая, единая теория для разных ее направлений? Если да, то каким требованиям она должна удовлетворять?— По Г. Мюн-
стенбергу, единая теория психотехники должна быть не понимающей, телеологической, не психологией духа, но описательно-объяснительной, каузальной.
Ориентиры будущей единой теории психотехники намечены, но каким способом представлялось построить такую теорию в условиях кризиса психологии начала XX в. ? — Г. Мюнстенберг выделил главную причину существования разных психологических школ — разные мировоззренческие ориентации психологов. Намечая контуры будущей единой теории, он выделил два ее уровня: 1) общая теория, далекая от практики, и 2) ориентированная на практику теория (на основе общей).
В чем значение психотехники для развития научной психологии? — По Л. С. Выготскому, психотехника хотя «себя не раз компрометировала» и «ее практическое значение близко к нулю», а «теория просто смехотворна... но ее методологическое значение огромно», а именно: в ее ориентации на практику и попытках решать сложнейшие практические задачи, что для остальных направлений того периода было недоступно. Главное методологическое значение — отрицательный опыт, накопленный в самой практике, опыт, который важен для рефлексии всей психологии. Но этот опыт, как показывает дальнейшая история практической психологии, к сожалению, не пошел впрок... «Принцип практики и философии — еще раз — тот камень, который презрели строители и который стал во главу угла. В этом весь смысл кризиса», — писал Л. С. Выготский. Почему психотехнике необходима каузальная, а не понимающая психология? Потому что психотехника направлена не на объяснение только, но на практику, на действие. Именно это положение имеет центральное значение «для всех направлений психотехники», «психотехника вносит переворот в развитие науки и составляет эпоху в ее развитии» [цит. по: 7, с. 262—263]. Но переворота не произошло, наступил кризис психотехники...
Каковы же основные причины кризиса психотехники? В качестве основной причины кризиса О. Г. Носкова выделяет абсолютизацию объектного, каузального метода и пишет в этой связи: «...Объектный метод, игнорирующий целостность личности, роль сознательно-смысловой регуляции поведения, оказался неэффективным в решении задач профессиональной консультации (ибо мотивы, эмоциональные предпочтения — мощные рычаги компенсации функциональных дефектов, и поэтому прогнозирование профессионального успеха и удовлетворенности профессией невозможно лишь на уровне диагностики и прогностики функциональных возможностей личности). То же можно сказать и в отношении проблемы профессиональных достижений, освещающих функции организма, но игнорирующих сознательно-волевую сферу субъекта труда» [7, с. 266—267].
В дополнение к этому можно назвать и такую причину, как неспособность многих психологов выйти за рамки собственно психологической науки и реализовать идею комплексного, культурологического подхода к изучению труда как важнейшего (если не ключевого) элемента культуры. Даже в современных условиях эта проблема еще не получила своего разрешения в рамках существующего эргономического подхода, поскольку психологами пока еще не осмыслена тема самого смысла трудовой деятельности и, в частности, проблема осуществления личностного достоинства трудящегося человека, далеко не всегда получающего справедливое общественное признание за свой труд.
Труда.
1) Формирование познавательных составляющих профессио
нальной деятельности, т. е. формирование специального профес
сионального мышления (в этот период еще не были распростра
нены конвейерно-исполнительские виды труда, т. е. требовались
реальная деловая инициатива и творчество).
2) Формирование исполнительных составляющих труда. Сразу
же обозначилась проблема построения рациональных программ и
методов профессионального обучения трудовым навыкам в про
тивовес представлению о труде как о «таинственном искусстве»,
недоступном рационализации. С. М. Шабалов в работе «К вопросу
об истории русской системы производственного обучения и. ее
влияния за рубежом» анализировал опыт конца XIX в. в России и
обозначил основные моменты производственного обучения: изу
чение данной профессии и выделение основных операций (прооб
раз современной профессиографии); выделение умений, которые
обеспечивают выполнение этих операций; создание условий для
тренировки этих умений в специальных упражнениях.
3) Совершенствование качеств личности работника. В 1886 г.
появился закон «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и
мануфактуры, а также особенные правила о взаимных отношени
ях фабрикантов и рабочих». Сам этот документ появился из-за
участившихся стачек и оговаривал поведение рабочих, их обязан
ности по отношению к инспекторам-проверяющим, а задача са
мих инспекторов заключалась в том, чтобы «заблаговременно уз
навать о готовящихся беспорядках и выявлять зачинщиков» (сей
час в некоторых коммерческих фирмах это называется исследова
нием «лояльности к руководству»). Таким образом, важным ста
новится не просто развитость каких-то отдельных психических фун
кций (памяти, восприятия), но и сама личностная позиция ра
ботника, т. е. в начале века уже был реальностью «личностный под
ход». Только что еще понимать под полноценной личностью —
человека лояльного или человека-революционера? Заметим, что сам термин «лояльность» в своем первом значении часто переводится как «держащийся в границах законности, иногда только внешне, формально».
Рассуждая о развитии личности работника, К. Д. Ушинский отмечал, что не всякий труд развивает человека, а лишь такой, который является свободным, добровольным (по осознанной необходимости), общественно полезным, разумно организованным (в соответствии с возможностями человека).
4) Улучшение труда в связи с саморегуляцией работника. Это можно было бы рассматривать как своеобразный противовес обострившейся к концу XIX в. тенденции все и вся регламентировать и «заорганизовывать». Например, Г. Е. Шумков изучал поведение человека в экстремальных условиях. Он сам участвовал в русско-японской войне и на богатом материале сделал вывод о необходимости учета командирами «особого чувства тревоги» бойца и его влияния на поведение в бою, а также вывод о необходимости обучения бойцов (а позже летчиков) способности к саморегуляции. П. Ф. Каптерев говорил о том, что обучение будет малоэффективным, если не организовать самостоятельную деятельность учащегося. Д. И. Журавский, рассматривая работу руководителя, отмечал, что, контролируя подчиненных, руководитель обязательно должен контролировать и самого себя.
Исследования, обслуживающие сферу труда (психологический аспект). Многие из предлагавших проектов опережали свое время, но немало проектов начинало и внедряться. Вот несколько таких примеров.
1) С. М. Богословский в 1913 г. в книге «Система профессиональной классификации» упорядочил 703 вида производств и промыслов (для сравнения: принятая в то время в Европе классификация Бертильона включала всего 194 вида). В «Системе» С. М. Богословского выделяются семь ярусов, где соотносятся представители населения и их профессиональные занятия. Все население делится на профессиональное и непрофессиональное. В этих группах выделяются варианты пассивного, а для профессионального населения — активного отношения к профессиональному труду. Для активного населения выделяются следующие отделы (в современном звучании — отрасли хозяйства): добывающая промышленность; обрабатывающая; транспорт; торговля; органы общественной организации (церковь, местное самоуправление); обеспечение безопасности (охрана общественного порядка); свободные профессии (наука, искусство, литература); личные услуги. Примечательно, что была выделена и группа «Нищие, воры, шарлатаны», т. е. это была типология реальных занятий реальных людей. С. М. Богословский предложил следующее понимание профессии: «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством
которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию...», но при этом она должна «признаваться за профессию личным самосознанием данного лица». К этому определению и по сей день не так уж много — по существу — добавлено.
2) На базе Педагогического музея в Москве был организован
«отдел юношествоведения» (это, по сути, психология юношества
в связи с проблемой выбора профессии).
3) Многие отечественные исследователи (И. И. Рихтер, Н. А. Ше-
валев и др.) акцентировали внимание на том, что человек — это
не машина, а субъект деятельности, управляемый сознанием, и
на первый план выходят именно личностные качества работника.
4) Д. И. Журавский и И. И. Рихтер рассматривали отрасль хо
зяйства как некое «сообщество». Вот некоторые интересные идеи:
«отличный техник может быть дурным администратором» (к со
жалению, в России до сих пор многие не осознали того, что от
личный прораб может быть дурным президентом); при организа
ции крупного производства обязателен учет: способностей лю
дей, профессиональной подготовки, мотивов труда, особенно
стей их поведения, способности к контролю и самоконтролю де
ятельности и т. п., т. е. учет чисто психологических моментов. Все
это может рассматриваться как некоторая систематизация и кон
кретизация подходов Ф. Тейлора и Г. Мюнстенберга.
5) Исследование проблемы работоспособности и утомления в
труде. В 1909 г. А. Л. Щеглов предложил новое направление — «эр-
гометрию» (для изучения работоспособности человека). В начале
прошлого века И. Н. Спиртов экспериментально исследовал вли
яние музыки и цветовых ощущений на мышечную работу. На базе
Психоневрологического института, под руководством В. М. Бех
терева и А. Ф. Лазурского выполнен ряд работ по проблеме ум
ственной работоспособности и утомления (при этом сам труд
рассматривался как фактор развития человека и общественного
прогресса). И.М.Сеченов впервые дал психофизиологическое
обоснование эффективности чередования работ (по принципу «ак
тивного отдыха»): это важно для повышения эффективности тру
да (особенно в эпоху нарождающегося «конвейерного производ
ства»); это еще более важно для формирования отношения чело
века к труду как к «значимому делу».
6) И. М. Сеченов по-своему объяснил и механизмы волевой ре
гуляции трудовой деятельности: «центральное торможение» позво
ляет задерживать влияние центров головного мозга на двигатель
ную активность организма; это значит, что человек действует не
по принципу «рефлекторной дуги» (стимул—реакция), т.е. меха
нически, а способен к произвольности, особенно когда это каса
ется высших нравственных принципов (напомним, что сам Сече
нов был революционером).
Пряж
7) Интересны рассуждения К. Д. Ушинского о труде:
главнейшая цель семейного и школьного воспитания — «готовить дитя к труду», к труду «общественно полезному»;
стремление к постоянной смене душевных состояний — фундаментальная психологическая закономерность (еще И. Кант отмечал, что «для человека важнее иметь цель жизни (задачу, труд жизни), чем достигать ее»;
базовое стремление человека (в отличие от животных) — существовать для деятельности, а не наоборот (это «стремление к деятельности сознательной и свободной»);
труд должен иметь препятствия, быть «трудным»;
жизненные наслаждения должны «уравниваться трудом». Это важнейший «психологический закон», в этом состоит «внутренняя, животворная сила труда»;
основные причины лени («фальшивые жизненные пути»): стремление обойти трудности (на этой основе часто возникают ложные увлечения и склонности); «заблуждения воли»: в отличие от «слабой воли» они состоят не только в том, что используются ложные (иногда безнравственные) средства достижения цели, но и в ложности самих целей (ненужных обществу, презираемых людьми).
Вопросы для самопроверки
1. Что нового предложил Ф. У. Тейлор в плане изучения труда?
2. Чем характеризуется современный этап в развитии научных
представлений о труде?
3. В чем сущность психотехнического подхода?
4. Какова основная причина кризиса психотехники?
5. Как повлияли особенности социально-экономического раз
вития России начала XX в. на развитие психологи труда?
6. Чем известен И. Н. Шпильрейн?
Рекомендуемая литература
1. Ацюковский В. А., Ермилов Б.Л. Коммунизм — будущее человечества.
Кризис социализма и коммунистическая перспектива. — М., 1998.
2. ИонинЛ.Г. Основания социокультурного анализа. — М., 1996.
3. Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. —
М., 1992.
4. Кравченко А. И. Социология труда в XX веке: Историко-критический
очерк. - М., 1987.
5. Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная
психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестома
тия. - М., 1995.
6. Михайлов И. В. О профориентационной работе во Франции // Воп
росы психологии. — 1975. — № 5.
7. Носкова О. Г. История психологии труда в России (1917—1957). —
М., 1997.
8. Федосеев А. С. Коллективизм в управлении: еще одна японская ле
генда // ЭКО. - 1980. - № 2.
9. Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. — М.; Ростов н/Д,
1996.
Вопросы для самопроверки
1. Чем принципиально отличаются философское и психологи
ческое представления о труде?
2. Учитель химии в средней школе — это профессия, специаль
ность, трудовой пост или должность? А директор средней школы?
3. Что определяет субъективную значимость труда?
4. Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -
Ростов н/Д., 1996.
11 Климов Е А. Введение в психологию труда. — М., 1УУ6.
\2. Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. -^ 1992.— С. 221.
'13 Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.
14 Леонова А. Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организацион
ная психология: Современное состояние и перспективы развития: Хрес
томатия. - М., 1995.
15 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
16. Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха. - М.; Воронеж, 1999. 17 Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
18. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде. -
М., 1984. ..
19. Пряжников Н. С. 5 * $, или Личность в эпоху продажности. - М.,
Воронеж, 2000.
20. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.; Воронеж, 2001).
21. РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.
22 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.
23. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. — М., 1993. 24 Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.
25. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти
и бессмертии / Под ред. И.Т.Фролова и др. - М., 1991.
26. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея
тельности. — М., 1982.
1. 2. 3. 4. 5. 1983.
Рекомендуемая литература
Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997. Аргайл М. Психология счастья. — М., 1990. Афоризмы, шутки и каламбуры. — Алма-Ата, 1991. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.— М., 1988. Замфир К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога. — М.,
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.
7. Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотиваци-
онных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора //
Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 4.
8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
И ПРОФОТБОРА
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «оптация» и кто такой «оптант»?
2. Как формируются профессиональные цели и мотивация?
3. Как формируется индивидуальный стиль труда?
4. В чем суть профессионального кризиса?
5. Чем характеризуется кризис профессионального выбора у
подростка?
6. В чем суть профессиональных деструкции?
7. Приведите примеры профессиональных деструкции в психо
лого-педагогических профессиях.
Рекомендуемая литература
1. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры. - М., 1988.
4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристи
ки и условия достижения. — М., 1998.
5. Дрейкурс-Фергюссон Е. Психология, которая принесет вам пользу:
Введение в теорию Альфреда Адлера. — Минск, 1995.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.
7. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.
8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
П. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. —
Ростов н/Д, 1996.
12. К.1имов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996.
13. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
И. К.1имов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. — М., 1992.
15. Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспи
тании и обучении / Сост. В.С.Озерская. — М., 1982.
16. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994.
17. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. — М., 1976.
18. Маркова А. X. Психология профессионализма. — М., 1996.
20. Мерлин В. С. Очерк интегрального иследования индивидуальности. —
М-, 1986.
21. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда: Учеб. пособие. —
м-; Воронеж, 1997.
22. Психологический словарь / Под ред. В. В.Давыдова, А. В.Запороа
ца, Б.Ф.Ломова и др. — М., 1983.
23. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я.Райг
родский. — Самара,2000.
24. Решетова З.А. Психологические основы профессионального
чения. — М., 1985.
25. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия!
Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. — Самара, 2000.
26. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, год
хотехнологии. — М., 1996.
27. Сталин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.
28. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — СШ
1999.
29. ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1978.
30. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000.
Психологии
Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: «Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек—машина"(СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии» [8, с. 7]. Но в психологии труда предметом изучения является субъект труда. И тогда можно сказать, что предмет инженерной психологии — система «человек как субъект — сложная техника» (главное в субъекте — это его спонтанность, т. е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).
В инженерной психологии главный субъект труда — это «оператор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.
Как отмечает Ю. К. Стрелков, «изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)» [9, с. 3]. «...Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психолог опирается не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение Длительного (десятки лет) времени», — пишет далее Ю. К. Стрел-Ков [там же, с. 7].
Многое в работе инженерного психолога зависит не только от
его умения наблюдать и осмысливать происходящее, «но и от его
способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но
При этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательно-
г° отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни
Коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя.
РУппа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо
"подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоват ся возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определ* уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных челов ческих качеств (например, чувство юмора)» [там же, с. 8]. Та* образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труд Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно вклн чает и труд самого психолога...
Традиционно выделяются следующие основные задачи инз нерной психологии [8, с. 13—17]:
1. Методологические задачи — определение предмета и за
исследования (т.е. уточнение предмета); разработка новых мет
дов исследования; разработка принципов исследования; устано|
ление инженерной психологии в системе наук о человеке (и |
науке вообще).
2. Психофизиологические задачи — изучение характеристик оп|
ратора; анализ деятельности оператора; оценка характерист»
выполнения отдельных действий; изучение состояний оператор
3. Системотехнические задачи: разработка принципов пострс
ния элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разрабс
принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффектш{
ности СЧМ.
4. Эксплуатационные задачи — профессиональная подготовк
операторов; организация групповой деятельности операторов; ра
работка методов повышения работоспособности операторов.
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженер ных психологов со смежными науками: управлением, техниче<| ким конструированием, психогигиеной труда, кибернетиков эргономикой.
Основными методологическими принципами инженерной пси логин являются [там же, с. 18—23]:
принцип гуманизации труда (важно исходить из особенное и интересов работника; ориентироваться на творческий харак труда);
принцип активности оператора (предполагается, что операт не просто перерабатывает информацию, а именно действует);
принцип проектирования деятельности (предполагается, 41 сначала необходимо спроектировать деятельность самого челов ка, а затем и технические устройства);
принцип последовательности (работа инженерного психоло| важна на всех этапах — проектирования, производства и эксг атации СЧМ);
принцип комплексности (необходимость развития междисцШ] линарных связей с другими науками).
Условно можно выделить основные теоретико-методологиче кие концепции инженерной психологии, по А.А. Крылову [цит. П| 11, с. 27-39]:
Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой кон-пегшии на первом этапе в основном использовался опыт других на\'К «Для выработки рекомендаций по учету человеческого фактора в конструировании средств труда» (преимущественно при проектировании пультов и постов операторов автоматизирован-ных систем управления — АСУ). На втором этапе все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как «звено АСУ»). Б. Ф.Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии: 1) на начальных этапах господствовал «машиноцентрический» подход (основная линия разработок: «от машины к человеку», где и сам человек описывается в терминах техники — как элемент, придаток машины); 2) позже на первое место выходит «антропоцентрический» подход (меняется вектор разработок: «от человека к машине», где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника — как средство его же труда).
Главная идея основной концепции — общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах (как в кибернетике). Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а реализация этих функций — преобразование информации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается <