Психологическая теория поэтапного формирования умственных действий.
Разработчики: П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. Эта теория возникла на базе общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и теории интериоризации Л.С. Выготского. Гальперин установил, что переход внешнего, практического действия во внутреннее, умственное действие есть сложный многоэтапный процесс и чтобы сформировать у учащихся полноценные умственные действия, необходимо развернуть процесс образования действия и провести их через все этапы этого процесса. В результате исследований было выделено шесть этапов, через которые необходимо провести ребенка, чтобы сформировать полноценное действие. Первый этап – предварительное ознакомление с целью действия, создание необходимой мотивации у обучаемого. Второй этап– составление схемы ориентировочной основы действия (ООД). Это система ориентиров и указаний, пользуясь которой человек выполняет данное действие. Система указаний и ориентиров может быть разного характера и в различном виде дана ученику или составлена им самим. Но это только представление о предстоящем действии, о способе его выполнения, но еще не само действие. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
Третий этап – выполнение действия в материальном или материализованном виде. На этом этапе усваиваемое действие выполняется как внешнее, практическое действие с реальными предметами (тогда оно называется материальным) или с помощью каких-либо моделей: схем, чертежей и т. п. (тогда оно называется материализованным). Четвертый этап – формирование действия как внешнеречевого (в форме громкой речи или в письменном виде) без опоры на материальные или материализованные средства. На этом этапе учащиеся проговаривают своими словами (устно или письменно) все операции, выполняемые ими в соответствии с ООД. При этом действие сначала осваивается в развернутом виде без пропуска каких-либо операций и лишь на заключительной стадии, по мере освоения, некоторые операции выполняются молча.
На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом, этаперечевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается.
П
Понятие «метод обучения». Классификация традиционных методов обучения.
Метод(от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — способ достижения цели, способ приобретения знаний. В педагогической литературе нет единого мнения о роли и определении понятия - "метод обучения"".Ю. К. Бабанский считал, что «методом обучения называют способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т. А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся». Метод обучения — это система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все активнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. Согласно данной классификации выделяют пять методов: • практический (опыты, упражнения, учебно-производительный труд); • наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся); • словесный (беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, диспут, инструктаж, дискуссия); • работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плаца, конспектирование); • видеометод (просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль).
П