Основные отрасли психологической науки

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возник­новение и развитие ее конкретных отраслей.

Общая психологияизучает содержание, особенности и общие за­кономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.

Социальная психологияисследует психологические явления и про­цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общ­ностям.

Зоопсихология(или сравнительная психология) раскрывает осо­бенности и закономерности психики животных на разных этапах раз­вития животного мира.

Педагогическая психологиязанимается исследованием психологи­ческих особенностей и закономерностей процессов обучения и воспи­тания подрастающего поколения. В задачи педагогической психоло­гии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, пси­хическое обоснование методов, приемов и способов обучения и вос­питания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном кол­лективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и др.

Возрастная психологияизучает своеобразие психики людей раз­ного возраста, процесс формирования их личности и умственного раз­вития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.

Инженерная психологияставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психи­ческих возможностей человека — быстроты и точности процессов вос­приятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусстваизучает психологическую специфику твор­ческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музы­ке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

Психология спортазанимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психологиявключает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме че­ловека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необ­ходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Юридическая психологияисследует психологию правонарушите­лей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в су­дебной практике.

Военная психологияизучает психологию личности воина, психо­логию воинского коллектива ипсихологические особенности их про­фессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Медицинская психологиязанимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболевани­ях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихологияуделяет основное внимание особенностям нару­шений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихологияисследует аномальные индивидуально- и социаль­но-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационали­зации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологи­ческих закономерностей (полученных в результате исследований, на­пример, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы пси­хологии и раскрыты общие и частные психологические закономерно­сти. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии боль­шое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических за­дач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в свя­зи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследо­ваний для совершенствования этих видов деятельности.

4. Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом впсихологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент,наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования) - специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях)переживания клиентом собственного опыта.

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

· Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

· При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).

· В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.

· Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[1].

Предмет наблюдения

· Вербальное поведение

· Содержание речи

· Продолжительность речи

· Интенсивность речи

· И др.

· Невербальное поведение

· Экспрессия лица, глаз, тела,

· Выразительные движения

· И др.

· Перемещения людей

· Дистанция между людьми

· Физические воздействия

· Касания

· Толчки

· Удары

· И др.

Психологическое тестирование (psychological testing) — термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий [1]. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».

Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.

Правила организации и проведения психологического тестирования описываются в рамках соответствующей области психологии — психологической диагностики.

5. Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.

Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.

Классификация

В различных концепциях и отраслях психологии существуют различные типологии и классификации мышления. Чаще мышление делят следующим образом[22]:

1. Теоретическое

1. Понятийное;

2. Образное;

2. Практическое:

1. Наглядно-образное;

2. Наглядно-действенное.

Основные формы

1. Понятие[23] - отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам;

2. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике;

3. Умозаключение[24] - вывод.

Основные этапы мышления

Основные виды умственных операций[29]:

1. Сравнение;

2. Анализ;

3. Синтез;

4. Абстракция;

5. Конкретизация;

6. Индукция;

7. Дедукция;

8. Классификация;

9. Обобщение.

6. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающийсубъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств инастроений.[1]

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.[1]

Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.[1]

Формы эмоций

В зависимости от длительности, интенсивности, предметно­сти или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разде­лить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н. Мясищев).

Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникнове­ния и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно вы­раженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрица­тельная эмоция), интенсивностью и предметностью. Под предметностью эмоци­ональной реакции, понимается ее более или менее однозначная связь с вызвавшим ее событием или предметом. Эмоциональная реакция в норме всегда возникает по поводу событий, произведенных в конкретной ситуации чем-то или кем-то. Это может быть испуг от внезапного шума или крика, радость от ус­лышанных слов или воспринятой мимики, гнев в связи с возникшим препят­ствием или по поводу чьего-то поступка и т.д. При этом следует помнить, что эти события — лишь пусковой стимул для возникновения эмоции, причиной же является либо биологическая значимость либо субъективное значение этого со­бытия для субъекта. Интенсивность эмоциональных реакций может быть раз­личной — от едва заметной, даже для самого субъекта, до чрезмерной — аффек­та. Степени аффекта могут достигать только некоторые эмоции — гнев, радость, горе, тревога, страх, и тогда они принимают форму соответственно ярости, вос­торга, отчаяния, растерянности и ужаса. Аффект и есть та бурно протекающая эмоция большой интенсивности, которая оказывает выраженное дезорганизующее действие на протекание, в частности, познавательных психических процессов.

Эмоциональные реакции часто являются реакциями фрустрации каких-то выраженных потребностей. Фрустрацией (от лат. frustatio— обман, разрушение планов) в психологии называют психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи. Тип фрустрационной реакции зависит от многих обстоятельств, но очень часто яв­ляется характеристикой личности данного человека. Это мо­жет быть гнев, досада, отчаяние, чувство вины.

Фрустрация — психическое состоя­ние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непрео­долимого препятствия на пути удовлетворе­ния

какой-то потреб­ности, достижения цели или решения задачи.

Чувства — устойчи­вые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека.

Наши рекомендации