Практическая работа в семьях
1. Составьте семейную геннограмму знакомой Вам семьи. Проведите беседу по генограмме. Сформулируйте заключение.
2. Предложите нескольким членам семьи выполнить методику «Семейная социограмма». Сформулируйте общее заключение.
3. Сделайте психологическое заключение по результатам выполнения методики «Рисунок семьи».
4. Проведите диагностическую беседу с семьей.
5. Сформулируйте семейный диагноз в одной из теоретических моделей семейного консультирования.
Тема 20
Нарушения привязанности. Влияние материнской депривации на развитие ребенка
Контрольные вопросы
- Нарушения привязанности
- Психологические отклонения при разрушенной или несформированной привязанности.
- Психологическая помощь депревированному ребенку.
Тема 21
Развод. Супружеская измена. Неполная семья. Влияние структурных нарушений на развитие ребенка
Контрольные вопросы
1. Динамика развода
1. Последствия развода
2. Психологическая характеристика неполной семьи
3. Психология повторного брака
4. Развод в Семейном кодексе РФ
Тема 22
Проблемы зависимости и созависимости в семье. Воспитание ребенка в созависимой семье
- Общие представления о созависимости
- Характеристика созависимой личности
- Созависимая семья
- Проблемы ребенка в созависимой семье
Тема 23
Семейное насилие
1. Категории насилия
2. Механизмы насилия в семье
3. Диагностика насилия в семье
4. Психологическая помощь ребенку, подвергшемуся насилию в семье
5. Профилактика насилия
Тема 24
Психологические проблемы усыновления
Воспитание в приемной семье
1. Правовые аспекты усыновления
2. Психологические особенности детей в условиях сепарации
3. Критические периоды в жизни приемного ребенка
4. Институт приемной семьи
Тема 25
Влияние семейных нарушений на развитие невротических, психических и психосоматических расстройств.
1. Семейные механизмы в развитии эмоциональных и невротических расстройств
2. Семейное консультирование и семейная психотерапия при эмоциональных и невротических расстройствах
3. Особенности семьи с психически больным
4. Семейное консультирование в оздоровлении ближайшей социальной среды пациента
5. Психосоматический симптом как результат дисфункции семейной системы
Итоговый контрольосуществляется в форме экзамена, с учетом участия студента во всех видах работ:
1.подготовка к занятиям;
2.выполение самостоятельной работы;
3.оценка за рефераты, контрольные работы;
4.оценка за промежуточное тестирование;
5.промежуточный зачет.
Вопросы для подготовки к экзамену
- Понятие о семье. Структура семьи. Семья в современных научных исследованиях. Междисциплинарные подходы к изучению семьи. Семья в культурно-историческом и социальном контексте. Особенности современной семьи.
- Функции семьи. Реализация семейных функций на различных системных уровнях.
- Сущность брака. Исторические формы брака. Мотивы вступления в брак. Правовое регулирование брачных отношений.
- Семейные отношения: привязанность как основа семейных отношений. Психологический климат.
- Культура отношений в семье. Семейный уклад. Семейные традиции. Стили семейных отношений.
- Семья как система. Системный подход в исследовании семьи (М.Боуэн)
- Динамика семьи. Представления о динамике семьи в различных теоретических моделях семейного консультирования: структурной, системной, гуманистической, психодинамической.
8. Функциональная и дисфункциональная семья. Представления о нормальной и дисфункциональной семье в различных теоретических моделях: структурной, системной, гуманистической, психодинамической, поведенческой .
- Семейный диагноз (интегративная модель).
- Классификация методов семейной диагностики. Методы семейной диагностики применяемые в различных моделях семейного консультирования: структурной, системной, гуманистической, психодинамической, поведенческой.
11. Понятие о семейном кризисе. Семейные стрессоры. Нормативные и ненормативные кризисы семьи. Коппинг-стратегии и стратегии помощи семье в условиях кризиса.
- Понятие половой идентичности. Формирование гендерной идентичности. Гендерные различия. Андрогиния (концепция С.Бэм).
- Психология интимных отношений.
- Привязанность и автономность – важнейшие условия развития. Стадии формирования связи (Д.Пирс). Основные теории привязанности. Нарушения привязанности. Психотерапевтические приемы, направленные на реконструкцию привязанности.
- Перестройка семьи в связи со смертью одного из ее членов. Феноменология кризиса. Особенности адаптации и помощи семье.
- Супружеские отношения Динамика супружеских отношений. Проблемы супружества на разных стадиях развития семьи. Супружеское консультирование. Профилактика супружеских конфликтов.
- Детско-родительские отношения. Диагностика детско-родительских отношений.
- Проблемы и нормативные кризисы семьи, связанные с детьми. Феноменология кризисов. Особенности помощи семье.
- Воспитание ребенка в семье. Основные параметры воспитания.
- Воспитание ребенка в разных типах семей.
- Классификация дисгармоничных типов воспитания (Э.Г.Эйдемиллер). Влияние дисгармоничного воспитания на развитие личности ребенка.
- Психологические проблемы развода. Развод на разных стадиях семейного цикла. Динамика развода. Структурный подход в изучении развода. Последствия развода. Развод в Семейном кодексе РФ.
- Влияние развода на детей. Психологическая помощь ребенку в ситуации развода. Психологическая характеристика неполной семьи. Психологические проблемы повторного брака. Психологическая помощь семьям при разводе
- Понятие и категории насилия. Психологические корни и последствия насилия в семье. Влияние насилия на развитие личности ребенка. Психологическая помощь и профилактика насилия.
- Выявление насилия в семье. Психологическая помощь ребенку, подвергшемуся насилию в семье. Групповые формы работы с лицами, пережившими насилие. Профилактика насилия
- Механизмы регуляции рождаемости. Психологические характеристики многодетных семей. Современная государственная политика России в сфере репродуктивного здоровья.
27. Бездетность. Виды бездетности. Бесплодие. Психологические характеристики бездетных семей. Причины бесплодия и диагностика бесплодия. Психологическая адаптация к установлению факта бесплодия. Психологические особенности бесплодных мужчин, женщин. Лечение бесплодия. Психологическая помощь.
28. Правовые аспекты усыновления. Психологические особенности детей в условиях сепарации. Критические периоды в жизни приемного ребенка. Институт приемной семьи. Нормативная база усыновления.
- Общие представления о созависимости. Основные черты созависимой личности. Диагностика созависимости и преодоление созависимости.
- Ребенок в условиях созависимой семьи.
Практическое задание к экзамену:
Исследование семьи с применением не менее 4 методик (Геннограмма, «Семейная социограмма», «Рисунок семьи», опросники по изучению детско-родительских и супружеских отношений). Постановка семейного диагноза в трех основных теоретических моделях. Интегративный диагноз. Обоснование стратегии помощи семье в рамках выбранных Вами теоретических моделей семейного консультирования.
Для печати