Тема 5. Темперамент и характер.
Основная литература:
1. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психол. журн., 1981, №1.
2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973.
3. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. Методическое пособие. – Л., 1991.
4. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека// Вопр. психол., 1985, №1.
5. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 1981.
6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982.
Дополнительная литература:
1. Ильин Е.П. Соотношение темперамента и характера// Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. – с. 96-98 (Серия «Мастера психологии»).
2. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М.: Наука, 1995.
3. Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.
4. Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии// Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.
5.Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: ИД «БАХРАХ», 1998. – 640с.
6.Русалов В.М. Измерение темперамента человека// Психол. журн., 1992, №2.
7.Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей// Вопр. психол., 1995, №6.
Планы семинарских занятий:
Тема 1. Общее понятие о личности
1. Понятие личности. Модели личности. Диагностика личностных черт.
2. Социализация личности. Я-концепция.
3. Психическое здоровье личности. Стресс, его последствия и профилактика.
Рекомендуемая литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 367с.
2. Бодалёв А.А. О психологическом понимании Я человека// Мир психологии, 2002, №2. – с.12-17.
3. Брушлинский А.В. Гуманистичность психологической науки// Психол. журн., 2000, №3. – с. 43-48.
4. Габдреева Г.Ш. Половые различия толерантности к стрессу// Психология психических состояний: Сб. статей. Вып. 4/Под ред. проф. А.О. Прохорова. – Казань: Изд-во ЦИТ, 2002. – с. 400-410.
5. Гуревич К.М., Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики// Психол. журн., 2001, №5. – с.29-37.
6. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. – М.: МПСИ: Флинта, 1999. – 160с.
7. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии//Мир психологии, 2002, №2. – с.17-30.
8. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983. – с. 5-44.
9. Леонтьев Д.А. Гордон Олпорт – архитектор психологии личности// Психол. журн., 2002, №3. – с.23-30.
10. Психология личности в трудах отечественных психололгов/Сост. Л.В. Куликов. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – 480с.
Тема 2. Мотивационно-потребностная сфера личности.
1. Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации.
2. Теории мотивации в зарубежной психологии (бихевиоризм, необихевиоризм, психоанализ, типологическая и когнитивная психология).
3. Влияние мотивации на деятельность. Закон Иеркса-Додсона.
4. Физиология и психология потребностей.
Рекомендуемая литература:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
2. Бундулс Я. Индивидуальная психология Альфреда Адлера// Вопр. психол., 1982., №2.
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – с.3-10; 23-40.
4. Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ// Вопр. психол., 1985, №5. – с.162-168.
5. Занюк С. Психология мотивации. – Киев: Эльга – Н, Ника – Центр, 2001. – 352 с. (Серия «Новейшая психология»).
6. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. – М., 1981. – с.18-32.
7. Иванников В.А. Проблема потребности в теории деятельности// Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология, 1983, №2. – с. 20-26.
8. История зарубежной психологии. Тексты. – М., 1986. – с. 75-95; 142-170.
9. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.
10. Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей.// Вопр. психол., 1987, №5. – с. 121-129.
11. Обуховский К. Психология влечений человека. – М, 1992. – с.11-22.
12. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека Вопр. психол., 1996, №4. – с. 116-132.
Тема 3. Способности.
1. Современные подходы к изучению способностей.
2. Способность и одаренность. Составляющие одаренности. Талант, гениальность.
3. Интеллект. Структура интеллекта.
4. Понятие творчества. Творческие способности. Творческая личность.
Рекомендуемая литература:
1. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте// Вопр. психол., 2003, №6. – с. 17-31.
2. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности// Психол. журн., 1998., №2.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 368с. (Серия «Учебник нового века»).
4. Исследование проблем психологии творчества// Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1983. – 336с.
5. Колесов Д.В., Соколова Е.Н. О психофизиологии творчества// Психол. журн., 1992, №6. – с. 43-53.
6. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности// Психол. журн., 2001, №2. – с.75-85.
7. Первая Международная конференция «Одаренность: рабочая концепция»// Психол. журн., 2001, №3. – с. 134-138.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества// Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1989. – с. 21-34.
9. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека// Психол. журн., 1991, №1. – с. 3-11.
10. Ушаков Д.В. Творчество и «дарвиновский» способ его описания// Психол. журн., 2000, №3. – с. 104-111.