Классификация методов психологии развития

Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Психология
развития использует общенаучные и общепсихологические методы модифицируя их и дополняя специально разработанными в рамках данной дисциплины. Естественно, что следуя пониманию предмета психологии развития (еще П.П. Блонский отмечал, что поведение должно исследоваться как история развития поведения), методический аппарат должен обеспечивать основную задачу дисциплины — поиск возрастных особенностей психики и определение движущих сил развития. Поэтому не удивительно, что предпочтение отдается тем приемам исследования, которые были бы адекватными в изучении временных измене­ний психических функций и процессов. Подбор методов исследования связан с особенностями психологических фактов.

Понимание психики как результата культурно-исторического развития, принятое в отечественной психологии, привело к разработке Л.С. Выготским эксперименталъно-генетического метода, позволяющего воспроизвести главные моменты становления высших психических функций. Для реализации метода им были предложены варианты методики «двойной стимуляции». Так, изучая опосредствованное запоминание, Л.С. Выготский на первом этапе эксперимента предлагал детям ряд картинок (стимулы-объекты), на предъявление каждой из которых они должны реагировать нажатием на соответствующий ключ. На первом этапе дети, наивно принявшие инструкцию, часто ошибаются. На втором этапе эксперимента детям предлагаются дополнительные картинки (сти­мулы-средства), которые связаны по смыслу с объектами и наклеены на клави­ши ключа, которые следует нажимать. На третьей стадии ребенок сам упорядо­чивает картинки, данные ему беспорядочно, и устанавливает связи, которые затем помогут ему воспроизвести нужное движение. Эта стадия называется стадией внешнего употребления знаков. Затем эта реакция переходит вовнутрь, а время ее осуществления сильно сокращается [5].

Другим вариантом экспериментально-генетического метода является известная методика Выготского—Сахарова, позволяющая изучать генезис понятий [4]. По своему типу эти методики занимают промежуточное поло­жение между экспериментом и моделированием.

Во-первых, они недоступны непосредственному наблюдению. Поэтому в их изучении могут использоваться методы, фиксирующие внешние проявления психических феноменов, сами же феномены при этом остаются скрытыми.

Во-вторых, психологические факты многозначны. Поэтому они должны быть изучены в контексте жизнедеятельности че­ловека, для чего часто бывает необходимо сопоставлять отдель­ные события и улавливать контекст жизни человека. (Напри­мер, пятилетний мальчик, придя в детский сад, плачет. Это резуль­тат наблюдений. Однако более глубокое исследование при помощи беседы, интервью и других методов позволяет понять, плачет ли он оттого, что плохо себя чувствует в начале болезни, оттого, что поссорился с бабушкой, сестрой, оттого, что боится агрессии со стороны воспитательницы и детей, не хочет расставаться с ма­мой или просто от природы обладает дистимическим темпера­ментом, при котором настроение всегда несколько понижено.)

В-третьих, психология судит о психологических явлениях по их внешним проявлениям — действиям, речи, выразительным дви­жениям, в дальнейшем подвергая наблюдения интерпретации.

Все эти особенности психологических фактов ставят особые тре­бования к валидности, надежности и репрезентативности методов психологии развития. Валидностъ (соответствие целей, методов и результатов исследования) представляет собой большую проблему в силу специфики объекта науки, который не всегда может быть изу­чен точно. Например, Д.Б. Эльконин анализируя опыты В.И. Лени­на, обратил внимание на то, что дети младшего возраста легче реша­ли задачу, чем более взрослые, потому что последние считали вер­ное решение слишком простым и стремились обнаружить более сложные решения, соответствующие их уровню сообразительности и ловкости, т.е. в этом случае нарушалась очевидная валидностъ [20].

Большие проблемы валидности возникают в случае исследо­вания младенцев из-за отсутствия у них способности говорить. Так, например, Т. Бауэр, анализируя эксперименты по изучению восприятия пространства у младенцев, справедливо отметил тот факт, что одним из признаков наличия у младенцев способности распознавать приближение предмета считается реакция моргания. Однако «нет никаких доказательств, что взрослые закрывают гла­за, когда видят приближающийся предмет, кроме разве что тех слу­чаев, когда они теряют всякую надежду на спасение» [3, с. 104]. Так что выделенный индикатор не совсем адекватен. Вообще при рабо­те с неговорящими испытуемыми возникает множество методичес­ких проблем. Так, при исследовании восприятия младенцев неред­ко используют метод привыкания (предъявляют несколько раз один и тот же стимул, а затем — новый) или метод зрительного предпоч­тения (предъявляют два стимула одновременно и фиксируют про­должительность фиксации), но единственный индикатор воспри­нимаемой ребенком новизны стимула — это увеличение времени реакции, что само по себе не вполне убедительно. Еще один индика­тор реакции «удивления» у младенцев — это прекращение сосать молоко из бутылочки при появлении стимула; однако очевидно, что эта реакция может иметь и другой психологический смысл [3].

Стремление сделать исследование более валидным приводит нередко к потере другого важного качества — репрезентативно­сти (возможности обобщать результаты, перенося их на другие популяции и ситуации). Например, можно движущийся предмет отгородить от лица младенца пластиковой пластинкой, но ведь в реальности приближение предмета обычно заявляет о себе ком­плексом изменений [3]. Репрезентативность в исследованиях по психологии развития страдает еще и потому, что невозможно освободиться от культурно-исторического контекста, в котором протекает жизнь человека, его взросление и старение: иными сло­мами, результаты не обладают кросскультурной устойчивостью. И, конечно, репрезентативность практически отсутствует во всех вариантах применения метода отдельных случаев (дневниково­го, самонаблюдения, автобиографического).

Наконец, в психологии развития в силу самой специфики предмета трудно получить надежные данные (надежность — это устойчивость результатов во времени). Точный контроль над пе­ременной фона — задача практически нерешаемая.

Дети, над которыми изо дня в день в течение нескольких недель будут про­изводиться опыты по распознаванию и называнию красок, не дадут карти­ну естественного развития осознания красок и интереса к ним... В большин­стве случаев, впрочем, явное отвращение ребенка или его пассивное сопро­тивление удержат наблюдателя от продолжения систематических длитель­ных опытов [17, с 18].

Итак, поиск максимально пригодных методов исследования в психологии развития является очень актуальной проблемой.

На естественнонаучном этапе своего развития возрастная пси­хология следовала в разработке методов следующим принципам:

1. Изучение психики должно быть объективным, — не прово­дить параллелей между душевной жизнью детей и взрослых (принцип объективности).

2. Нужно дать не только описание, но и объяснение происходя­щих явлений (принцип причинности).

3. Изучать психику следует в процессе ее целенаправленного формирования (только при активном воздействии и наблюдении результатов можно изучать механизмы явлений) [20]. На этом этапе предпочтение отдавалось количественным стан­дартизованным методам (эксперименту, стандартизованному наблюдению, тестам).

На гуманитарном этапе развития науки чаще стали применяться качественные методы, создающиеся под влиянием психо­логической герменевтики (науки о понимании), которые реали­зуют собой принцип контекстуальности изучаемого явления. Согласно этому принципу, каждый факт может быть адекватно понят не через устойчивое повторение переменных, при которых он появляется, а посредством открытия смысла ситуации, в ко­торой он проявился — при каких обстоятельствах, в ответ на ка­кие воздействия и т.д. При этом нет необходимости в том, чтобы данное событие повторялось (значимые жизненные события все­гда единичны), а вместо понятий и значений нередко использу­ются символы (аффективно заряженные знаки). На этом этапе большое внимание уделяется методу отдельного случая (case-method) и чаще используются качественные методы (пиктограм­мы, метод анализа продуктов деятельности человека — сказок, рисунков и так далее) [1, 2, 8, 10, 15, 19].

Методы возрастной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к по­явлению идиографического подхода, объяснение — к эксперимен­тальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтении методического аппарата, которым пользуется исследователь, но в настоящее время это противостояние смягчается [12]. Поскольку особенности различных сфер психической жизни и деятельности на разных этапах онтогенеза требуют разработки особых, специальных методик, адекватных возрастной стадии и задачам исследования, то и перечень применяемых в психологии развития средств также отличается необыкновенным богатством. Для того чтобы упорядочить это многообразие, можно попытаться сгруппировать методы по следующим дихотомиям.

· По виду используемого опыта выделяют методы интроспек­тивные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

· По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент.

· По историчности изучаемого явления выделяют продольные исследования, или лонгитюды (в которых на протяжении неко­торого времени изучались одни и те же люди) и поперечные (воз­растные) срезы, в которых исследование ведется на отдельных различных по возрасту группах людей.

«Поперечные» срезы использовались А. Гезеллом для получения норм пси­хического развития детей. Важен возрастной интервал, выбираемый для про­ведения исследования: чем выше темп развития, тем меньше должны быть вре­менные промежутки между отдельными «срезами», т.е. у маленьких детей их нужно проводить чаще. Метод подвергался острой критике со стороны отече­ственных психологов за отсутствие историчности. «Продольные» (лонгитюдные) исследования использовались Н.М. Щеловановым и Н.Л. Фигуриным при изучении ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные стороны поведения (например, развитие улыбки). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы, в которых содержатся результаты наблюдений детей с рождения до некоторого этапа. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты, достоинство заключается в раскрытии ди­намики развития. Наиболее продолжительное исследование проводилось в Германии известным геронтопсихологом Г. Томэ на протяжении шестиде­сяти лет и получило название «Боннского лонгитюда».

Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале прово­дятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах — более под­робное продольное исследование [20].

· По стабильности—изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

· По уровню обобщенности полученных закономерностей выделяют методы номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

· По способу взаимодействия с полученными данными разделяют эксперимент (в котором используется объяснение) и гер­меневтику (в которой используется понимание и интерпре­тация).

· По способу обработки данных выделяют количественные и качественные методы.

Как правило, методы психологии развития разрабатывались в рамках определенного научного направления, впрочем, иногда покидая его границы. Поэтому существует много методик, отве­чающих очень частным задачам. Нередко также, ввиду большой практической ориентированности возрастной психологии, метод, вначале предназначенный для исследования, позже начинал ис­пользоваться для психодиагностических целей.

Методы, используемые психологией развития, можно услов­но разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетичес­кие, психофизиологические, исторические и собственно психо­логические.

Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию приме­нительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

Наблюдение — это целенаправленное систематическое изу­чение человека, по результатам которого дается экспертная оцен­ка. Этот метод часто лежит в основе других приемов исследова­ния (например, дневникового, автобиографического и пр.). Наблюдение нацелено в первую очередь на изучение спонтанных проявлений ребенка. Существует несколько видов наблюдения (табл. 1)

Таблица 1.

Наши рекомендации