Диагностическая деятельность
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор (первый проректор) БарГУ
____________________________________
________________ ___________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-ПС 660 12р.ПФ
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
(ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА
для специальности:
1-03 04 04 Практическая психология Дополнительная специальность:
1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)
Барановичи
РИО БарГу
2012 г.
Составители:
С. А. МАРТЫНЕНКО, преподаватель кафедры психологии УО «Барановичский государственный университет»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой психологии
(протокол № 11 от 15.05.2012г.)
Заведующий кафедрой
_______________ Л. И. Станиславчик
(подпись) (И.О.Фамилия)
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом педагогического факультета
(протокол № 12 от 28.05.2012 г.)
Председатель
Совета факультета
______________ З.Н. Козлова
(подпись) (И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Образовательного стандарта (ОСРБ 1 -03 04 04-02-2008) по специальности 1-03 04 04 «Практическая психология». Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)» и Положения о практике студентов, курсантов, слушателей (утверждено постановлением СМ РБ 03.06.2010 г. №860).
Программа психологической практики по организации и проведению практики студентов, обучающихся по специальности «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)» является частью образовательного процесса подготовки психолога высокой квалификации.
Производственная (психологическая) практика проводится в домах ребенка, детских дошкольных учреждениях, средних учебных заведениях (средних школах, гимназиях, лицеях, колледжах, медицинских, педагогических училищах, ПТУ), психиатрических клиниках.
Практика способствует развитию мотивации профессионального становления, формирует когнитивные потребности личности. Содержание и структура психологической практики позволяют студентам прогнозировать свое профессиональное становление, наметить пути личностного и профессионального самосовершенствования.
Производственная (психологическая) практика проводится на 5 курсе в десятом семестре в течение четырех недель в соответствии с учебным планом специальности дневной формы обучения.
Цель производственной (психологической) практики заключается в развитии профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-значимых личностных качеств в деятельности педагога-психолога. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
¾ применение теоретических знаний по фундаментальным и прикладным психологическим дисциплинам в процессе практической деятельности в качестве педагога-психолога в учреждениях образованиях;
¾ развитие способности к выявлению сути психологического запроса и определения путей и методов его выполнения в соответствии с нормативно – правовой документацией;
¾ формирование навыков профессионального межличностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;
¾ формирование психолого-педагогической культуры личности будущего педагога;
¾ формирование навыков и умений самостоятельной работы по основным
направлениям профессиональной деятельности психолога в учреждениях образования;
¾ - формирование положительной мотивации к будущей профессии и
творческой активности;
¾ развитие профессиональных и личностных качеств будущего педагога -психолога;
¾ воспитание и стимулирование стремления к изучению специальных психологических дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1 Структурно-содержательный компонент практики
Содержание и структура практики позволяют студентам: 1) прогнозировать свое профессиональное становление; 2) наметить пути личностного и профессионального самосовершенствования; 3)закрепить знания, умения и навыки подготовки и проведения психопрофилактической работы, психодиагностического исследования, консультирования, ведения психологического тренинга; 4) интенсифицировать формирование профессиональной культуры.
Производственная (психологическая) практика проводится на 5 курсе в десятом семестре в соответствии с планом в течение 4 недель и направлена на освоение в практических условиях принципов организации социально-психологических центров и служб, анализа деятельности психологов в различных сферах и учреждениях, осуществление преподавательской деятельности в системе образования, апробацию психодиагностических методик, приемов психологического консультирования, немедицинской психотерапии; изучение требований к разработке проектных решений, ознакомление с конкретными проектами в различных областях психологии, освоение принципов применения теоретических знаний в практической деятельности.
2.2 Основные виды деятельности студентов
Содержание психологической практики включает 5 основных видов деятельности, соответствующих направлениям деятельности практического психолога:
1) диагностическая деятельность;
2) профилактическая деятельность;
3) консультативная деятельность;
4) коррекционная деятельности;
5) развивающая деятельность.
Работа по каждому из направлений является обязательным условием выполнения практики.
Коррекционная деятельность
Цель: овладение основными понятиями и принципами организации коррекционной работы в деятельности профессионального психолога.
Задачи:
1. развивать умения использования методик и техник коррекционной работы при организации различных форм (индивидуальной или групповой) занятий;
2. формировать умения для создания доверительных отношений и эффективного психологического климата в психокоррекционной работе;
3. формировать умения и навыки, а также активизировать знания, необходимые для составления и проведения психокоррекционных программ;
4. развивать личностные и профессиональные качества студентов-психологов.
Коррекционная деятельность включает в себя оказание психологической помощи детям, в виде индивидуальных занятий или групповой (тренинг) работы.
Важно отметить, что психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
Коррекционная деятельность организуется студентом в рамках рабочего плана психолога для накопления практического опыта.
ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Организовать активное взаимодействие практического психолога с детьми, родителями, педагогами, направленное на преодоление отклонения в их развитии, нарушении в обучении и поведении.
Задание 2. Разработать программу коррекции, направленную на устранение отклонений в психическом развитии.
Задание 3. Разработать программу психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Задание 4. Провести психокоррекционную работу с отдельными детьми или группами детей с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Развивающая деятельность
Цель: овладение основными понятиями и принципами организации развивающей работы в деятельности профессионального психолога.
Задачи:
1. развивать умения использования методик и техник развивающей работы при организации различных форм (индивидуальной или групповой) занятий;
2. формировать умения и навыки, а также активизировать знания, необходимые для составления и проведения развивающих программ;
3. развивать личностные и профессиональные качества студентов-психологов.
Развивающая деятельность предполагает активное воздействие практического психолога на формирование личности детей, определяемое ориентацией на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам и индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей.
Развивающая деятельность организуется студентом в рамках рабочего плана психолога для накопления практического опыта.
ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Организовать мероприятия в рамках развивающей деятельности, носящей широкий педагогический характер, с одной стороны, что позволит обеспечить детям, родителям педагогам условия всестороннего развития и, с другой стороны, вовлекающий их в сферу саморазвития и самовоспитания.
Задание 2. Организовать мероприятия в рамках развивающей деятельности, носящей узкоспециализированный характер, предполагающий индивидуальную или групповую работу с детьми, родителями, педагогами по развитию и воспитанию отдельных личностных или поведенческих особенностей (тренинговые занятия).
Задания по каждому направлениюопределяются в соответствии с рабочим планом психолога базы практики. Затем разрабатывается и обосновывается программа мероприятий, обеспечивающих их решение. Для каждого из мероприятий составляется свой план, приводится отчет по его проведению и оценивается эффективность данного мероприятия. По итогам проведения программы мероприятий готовится общий отчет, включающий статистическое описание и оценку результатов стандартизации, а также раскрывающий результаты, достоинства и недостатки программы: как в части планирования, так и в части реализации.
Подведение итогов практики
3.3.1 Документация студента-практиканта
По окончании практики студенты представляют руководителю практики от кафедры следующие материалы:
1. Дневник практики.
2. Отчет по результатам производственной (педагогической) практики.
3. Характеристику, составленную руководителем практики от учебного заведения и заверенную руководителем учреждения (руководителем структурного подразделения).
4. Психологический портрет личности учащегося младшего школьного возраста, включающий протоколы всех проведенных исследований, четыре вида заключений и коррекционную либо развивающую программу.
5. Психологический портрет личности учащегося подросткового возраста, включающий протоколы всех проведенных исследований, четыре вида заключений и коррекционную либо развивающую программу.
6. Психологический портрет личности учащегося юношеского возраста, включающий протоколы всех проведенных исследований, четыре вида заключений и коррекционную либо развивающую программу.
7. Протоколы проведенных психологических исследований.
8. Тему и краткое содержание выступления перед учителями, родителями или учащимися по результатам проведенных исследований.
9. Предложения по совершенствованию и организации учебной (психологической) практики.
10. Методическую копилку
В дневнике студент каждый день записывает содержание учебной (психологической) практики и представляет его на подпись руководителю практики и психологу.
3.3.2 Требования к подготовке материалов практики, представляемых на аттестацию.
Студенты должны провести психодиагностическое обследование одного учащегося каждой возрастной группы и подготовить заключение. По результатам психодиагностического обследования должна быть составлена коррекционная либо развивающая программа. Полученные результаты должны быть представлены:
1. Руководителю практики;
2. Практическому психологу школы;
3. Классному руководителю;
4. Ученику, который проходил психодиагностическое обследование;
5. Родителям ученика, проходившего психодиагностическое обследование.
Материалы обследования испытуемых для трех возрастов выполняются студентами в двух экземплярах: один передается психологу школы, второй остается в качестве выполненного контрольного задания у преподавателя, ведущего практику.
Учащиеся для психодиагностического обследования подбираются по рекомендации практического психолога школы.
Все материалы (дневник психологической практики, отчет и др.) сшиваются (брошюруются) в папку (скоросшиватель) с оформлением титульного листа (приложение В).
3.3.3 Требования к отчету. Письменный отчет является основным документом, который характеризует работу студента во время прохождения практики. Для оформления отчета студентам предоставляется в конце практики 2 – 3 дня. Отчет должен быть написан грамотно и состоять из введения, глав в соответствии с содержанием практики, заключения, списка литературы и приложения. Он печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4, иллюстрируются схемами, таблицами. (если это необходимо). Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа Times New Roman размером 14 пунктов. Межстрочный интервал ¾ 1,5. Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего ¾ 2 мм, левого ¾ 30 мм, правого ¾ 10 мм [1]. Общий объем отчета составляет для студентов 6 – 10 страниц.
3.3.4 Содержание отчета по практике. В отчете дается описание базы, где проходила психологическая практика, характеризуется состав учреждения (подразделения), возрастные особенности, пол, официальная структура, общая характеристика отношений в трудовом коллективе. Затем дается характеристика лиц, с которыми проводились исследования, представляется обоснование выбора испытуемых, а также обосновывается выбор методов изучения. Дается обобщенный анализ результатов изучения личности, который основывается на эмпирических материалах, и делаются выводы. Аналогично дается общая характеристика малых групп и межличностных отношений в них. К отчету прилагаются первичные материалы изучения. Срок сдачи отчета на кафедру психологии – на второй день после окончания практики.
К отчету прилагаются первичные материалы изучения и составленная информационно-диагностическая картотека.
3.3.5 Оценка результатов психологической практики.По окончании практики в течение первых двух недель студенты сдают зачет. По психологической практике зачет является дифференцированным и оценивается по десятибалльной системе на основе результатов проверки дневника, отчетной документации, защиты отчета. Отметка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Она приравнивается к отметкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости, назначении стипендии в соответствующем семестре [1].
Отметка за практику может быть снижена:
¾ за несвоевременный выход на практику;
¾ за нарушение трудовой дисциплины (пропуск часов / дней по неуважительным причинам);
¾ за неаккуратное и несвоевременное оформление документации;
¾ за неточное выполнение записей, рисунков;
¾ за подмену понятий в определениях основных понятий, формулировках и т. д.;
¾ за неумение применять теоретические знания в профессиональной деятельности;
¾ за неумение выделять главное, делать выводы и обобщения;
¾ за сдачу документации в неполном объеме;
¾ если отчет не соответствует требованиям.
3.4 Права и обязанности студентов во время прохождения практики[1]
Студент-практикант обязан соблюдать следующие требования:
- присутствовать на организационном собрании (конференции);
- знать сроки проведения практики;
- изучить программу практики, получить индивидуальное задание и рекомендации руководителя от кафедры психологии о методике прохождения практики;
- получить бланк направления на практику;
- прибыть своевременно к месту практики и начать ее в установленный срок;
- пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности;
- по прибытии явиться к руководителю практики от учреждения и согласовать с ним календарно-тематический план практики. Он может носить краткий или развернутый (подробный) характер. В плане должны найти отражение основные виды работ, предусмотренные программой. Последовательность их выполнения корректируется руководителем практики в соответствии со сроками возможного их выполнения на предприятии;
- выполнять программу практики в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом, полностью осуществлять предусмотренные работы, стремясь приобрести как можно больше практических навыков по своей специальности;
- подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка. При нарушении правил руководитель учреждения может налагать на студента взыскания с последующим сообщением ректору университета. В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
- ежедневно заполнять дневник практики с изложением проделанной работы;
- участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры психологии;
- оказывать практическую помощь учреждению образования (по возможности).
По окончании практики необходимо:
- представить руководителю практики от кафедры психологии письменный отчет о выполнении всех заданий с приложением составленных им документов;
- сдать дифференцированный зачет по практике.
Студенты-практиканты имеют право:
- по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики обращаться к руководителям университета и учреждения;
- участвовать в работе органов самоуправления учреждения образования, в конференциях и совещаниях;
- оказывать практическую помощь предприятию по изысканию и использованию резервов производства и совершенствованию его организации;
- пользоваться библиотекой, кабинетами и т. д.
Продолжительность рабочего дня для студентов во время прохождения практики регламентируется Трудовым кодексом Республики Беларусь и составляет не более 40 часов в неделю для студентов старше 18 лет (статья 112 Трудового Кодекса Республики Беларусь) и не более 35 часов в неделю для студентов в возрасте от 16 до 18 лет (статья 114 Трудового Кодекса Республики Беларусь) [1].
Примерный перечень вопросов к зачету по психологической практике
1. Сферы деятельности практического психолога. Специализация психолога.
2. Профессиональные умения и навыки. Подготовленность специалиста.
3. Виды деятельности практического психолога и основные задачи деятельности.
4. Права и обязанности практического психолога.
5. Оценка деятельности практического психолога.
6. Рабочее место практического психолога.
7. Принципы профессиональной этики психолога.
8. Значимость работы практического психолога в современном обществе.
9. Психологический анализ урока.
10. Классификация методов психологического исследования. Принципы психодиагностики.
11. Процедуры и методы получения эмпирической информации.
12. Основные методы психологии и особенности их использования в условиях практической работы (например, в школе).
13. Тестирование и опрос как методы психологического исследования.
14. Виды тестов по изучению индивидуально-психологических особенностей личности, особенности их использования.
15. Виды тестов по изучению познавательной сферы учащихся, особенности их использования.
16. Проективные методы, особенности их использования.
17. Социометрия. Основные понятия. Специфика социометрических методов в изучении взаимодействия в малых группах.
18. Психологическое консультирование как сфера профессиональной деятельности психолога.
19. Особенности организации первой встречи и установления консультативного контакта.
20. Особенности организации и использования психологического консультирования.
21. Психологическое просвещение как форма повышения психологической культуры. Задачи психологического просвещения.
22. Требования к психологическому просвещению. Методы и формы.
23. Назначение коррекционной и развивающей работы. Основные этапы
24. Формы и методы проведения коррекционных занятий.
25. Особенности оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.
26. Повышение квалификации психолога как одно из направлений деятельности.
27. Значение взаимодействия психолога с др. специалистами смежных специальностей.
Список литературы
1. Сборник нормативных документов. – 2006. – № 19 – 20.
2. Сборник нормативных документов. – 2007. – № 1.
3. Альманах психологических тестов. – М., 1996. – С. 86-330.
4. Божович, Е. Д. Психологическая служба в структуре педпроцесса / Е. Д . Божович // Вопросы психологии. – 1986. – № 2. – С. 100 – 103.
5. Диагностика психических состояний и свойств личности / Метод. Материалы. – Мн., 1993.
6. Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка / Под ред. Я. Л. Коломинского, С. С. Харина. – Мн., 1999. – С. 27 – 38.
7. Дубровин, Д. Н. О психологической поддержке школьников / Д. Н. Дубровин // Детский практический психолог. – 1994. – № 11. – С. 29 – 32.
8. Ермакова, Л. Д. Системная организация деятельности психологической службы органов образования / Л. Д. Ермакова // Психология. – 1986. – № 3. – С. 80 – 85.
9. Иванов, Н. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков /Н. Я Иванов, А. Е. Личко // Краткое руководство. – М., 1994. – 64 с.
10. Изучение личности школьника и составление на него психолого-педагогической характеристики: Метод. указания для студентов. – Мн., 1983.
11. Изучение эмоциональной сферы личности ребенка / Метод. пособ. – Мн., 1994.
12. Карандышев, Ю. Н. Оценка межличностных отношений методом масок / Ю. Н. Карандышев // Народная асвета. – 1988. – № 8. – С. 79.
13. Карандашев, Ю. Н. Психологическая служба в системе образования: метод. рек. / Ю. Н. Карандышев, Т. В. Сенько. – Мн., 1998. – С. 73 – 97.
14. Кораблик, Е. Л. Психологическая помощь в развитии личности / Е .Л. Кораблик. – СПб., 1994.
15. Кухарев, Н. В. Как формировать и диагностировать познавательные интересы и умственную самостоятельность учащихся: метод. Рекомендации / Н. В. Кухарев. – Гомель, 1989.
16. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями обучения / Н. Г. Лусканова. – М., 1993. – 64 с.
17. Метелица, А. С. Обогащение знаний психологов и их подготовка к исследовательской работе / А. С. Метелица // Адукацыя и выхаванне. – 1995. – № 12. – С. 47 – 52.
18. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. – М., 1993. – С. 87 – 147, 174 – 242.
19. Сенько, Т. В. Психология взаимодействия / Т. В. Сенько. – Мн., 2000.
20. Сенько, Т. В. Фундаментальность образования при подготовке практического психолога в высшей школе / Т. В. Сенько // Возрастная, педагогическая коррекционная психология: Сб. науч. тр. – Мн., 2000. – Вып. 3. – С. 29 – 32.
22. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов, 2000.
1.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Примерная схема индивидуального плана практиканта
Дни работ | Содержание работы | Количество часов | Отметка о выполнении |
1-й день | Знакомство с местом прохождения практики, с психологом и психологическим кабинетом, со спецификой работы психолога на данной базе, в частности, с особенностями, направлениями и содержанием психодиагностической работы. Первичное знакомство с респондентами предстоящего диагностического обследования личности | ||
2-й день | … | … | … |
Предпоследний день | Подведение итогов практики. Проводится в следующем составе: группа студентов, психолог, руководитель-методист, представитель администрации учебного заведения и др. Слушается отчет студентов о проделанной работе. Проводится анализ работы студентов на практике, вносятся предложения по совершенствованию практики на базе данного учреждения | ||
Последний день | Оформление отчетной документации. Подготовка материалов к итоговой конференции по практике |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Образец оформления структурных элементов дневника по практики
Титульный лист дневника
Дневник
Психологической практики
студента ____ курса ______________________ факультета
специальности ___________________________________________
группы ___________________________
___________________________________________________________
фамилия, имя, отчество студента-практиканта
Руководитель практики от предприятия О. М. Сидорова
Руководитель практики от кафедры психологии Т. В. Петрова
1-я страница
Учет посещения студента руководителем практики от кафедры психологии[2]
Дата | Вид деятельности | Отметка, подпись |
… | … | … |
2-я и последующие страницы
Учет и содержание деятельности студента-практиканта[3]
Дата | Класс (группа) | Тема и цель занятия | Анализ занятия | Подпись и отметка |
… | … | … | … | … |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Оформление титульного листа отчета по практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет ______________________________________________________________________
Кафедра ________________________________________________________________________
ОТЧЕТ
о прохождении __________________________________________________________ практики
_______________________________________________________________________________
(Ф. И. О.)
студента _____________ курса ______________________________________________ группы
специальности ___________________________________________________________________
Место прохождения практики ______________________________________________________
________________________________________________________________________________
Руководитель практики от предприятия, учреждения __________________________________
________________________________________________________________________________
(Ф. И. О.)
от кафедры ______________________________________________________________________
(Ф. И. О.)
Отчет проверен и (не) допущен к защите:
руководитель практики от предприятия _____________________ _____________________ (дата, подпись, печать) | |
руководитель практики от кафедры _____________________ _____________________ (дата, подпись) | |
Отчет защищен с оценкой ____________ _____________ (дата, подпись) |
Барановичи 20___
[1] Составлены на основе Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений РБ, утвержденного СМ РБ 30.11.2000г. и Положения об учебной и производственной практике студентов УО «Барановичский государственный университет» от 22.12.2004г.
[2] Заполняется руководителем практики от кафедры
[3] Заполняется студентом и руководителем практики от учреждения образования, где проходит практика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор (первый проректор) БарГУ
____________________________________
________________ ___________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-ПС 660 12р.ПФ
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
(ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА
для специальности:
1-03 04 04 Практическая психология Дополнительная специальность:
1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)
Барановичи
РИО БарГу
2012 г.
Составители:
С. А. МАРТЫНЕНКО, преподаватель кафедры психологии УО «Барановичский государственный университет»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой психологии
(протокол № 11 от 15.05.2012г.)
Заведующий кафедрой
_______________ Л. И. Станиславчик
(подпись) (И.О.Фамилия)
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом педагогического факультета
(протокол № 12 от 28.05.2012 г.)
Председатель
Совета факультета
______________ З.Н. Козлова
(подпись) (И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Образовательного стандарта (ОСРБ 1 -03 04 04-02-2008) по специальности 1-03 04 04 «Практическая психология». Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)» и Положения о практике студентов, курсантов, слушателей (утверждено постановлением СМ РБ 03.06.2010 г. №860).
Программа психологической практики по организации и проведению практики студентов, обучающихся по специальности «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)» является частью образовательного процесса подготовки психолога высокой квалификации.
Производственная (психологическая) практика проводится в домах ребенка, детских дошкольных учреждениях, средних учебных заведениях (средних школах, гимназиях, лицеях, колледжах, медицинских, педагогических училищах, ПТУ), психиатрических клиниках.
Практика способствует развитию мотивации профессионального становления, формирует когнитивные потребности личности. Содержание и структура психологической практики позволяют студентам прогнозировать свое профессиональное становление, наметить пути личностного и профессионального самосовершенствования.
Производственная (психологическая) практика проводится на 5 курсе в десятом семестре в течение четырех недель в соответствии с учебным планом специальности дневной формы обучения.
Цель производственной (психологической) практики заключается в развитии профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-значимых личностных качеств в деятельности педагога-психолога. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
¾ применение теоретических знаний по фундаментальным и прикладным психологическим дисциплинам в процессе практической деятельности в качестве педагога-психолога в учреждениях образованиях;
¾ развитие способности к выявлению сути психологического запроса и определения путей и методов его выполнения в соответствии с нормативно – правовой документацией;
¾ формирование навыков профессионального межличностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;
¾ формирование психолого-педагогической культуры личности будущего педагога;
¾ формирование навыков и умений самостоятельной работы по основным
направлениям профессиональной деятельности психолога в учреждениях образования;
¾ - формирование положительной мотивации к будущей профессии и
творческой активности;
¾ развитие профессиональных и личностных качеств будущего педагога -психолога;
¾ воспитание и стимулирование стремления к изучению специальных психологических дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1 Структурно-содержательный компонент практики
Содержание и структура практики позволяют студентам: 1) прогнозировать свое профессиональное становление; 2) наметить пути личностного и профессионального самосовершенствования; 3)закрепить знания, умения и навыки подготовки и проведения психопрофилактической работы, психодиагностического исследования, консультирования, ведения психологического тренинга; 4) интенсифицировать формирование профессиональной культуры.
Производственная (психологическая) практика проводится на 5 курсе в десятом семестре в соответствии с планом в течение 4 недель и направлена на освоение в практических условиях принципов организации социально-психологических центров и служб, анализа деятельности психологов в различных сферах и учреждениях, осуществление преподавательской деятельности в системе образования, апробацию психодиагностических методик, приемов психологического консультирования, немедицинской психотерапии; изучение требований к разработке проектных решений, ознакомление с конкретными проектами в различных областях психологии, освоение принципов применения теоретических знаний в практической деятельности.
2.2 Основные виды деятельности студентов
Содержание психологической практики включает 5 основных видов деятельности, соответствующих направлениям деятельности практического психолога:
1) диагностическая деятельность;
2) профилактическая деятельность;
3) консультативная деятельность;
4) коррекционная деятельности;
5) развивающая деятельность.
Работа по каждому из направлений является обязательным условием выполнения практики.
Диагностическая деятельность
Цель: овладение основными понятиями и принципами психодиагностики в деятельности профессионального психолога.
Задачи:
1. развивать умения использования психодиагностических методик при проведении индивидуального и группового психодиагностического обследования;
2. формировать умения самостоятельно определять и подбирать дополнительные методики, необходимые для полноценного психодиагностического обследования детей;
3. закрепить на практике умения составлять психодиагностические заключения.
Диагностическая деятельность направлена на психолого-педагогическое обследование детей на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявления индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушения личности и интеллекта.
Диагностическая деятельность организуется студентом в рамках рабочего плана психолога.
ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Провести в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормам.
Задание 2. Организовать изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении.
Задание 3. Провести диагностику психологических причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего возраста, причин нарушений поведения, определять уровень овладения необходимыми навыками и умениями.
Задание 4. Провести диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявлять психологические причины нарушения общения.