Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров

Поведение лидера в группах, как правило, обусловлено его психологическим типом.

Социальные психологи (Р. Зиллер и др.) разработали следующую психологическую типологию личности лидеров на основе исследования самооценки и сложности Я-концепции.

Аполитичные лидеры — это деятели с высокой самооценкой и вы­сокой сложностью Я-концепции, которые ассимилируют новую информацию, касающуюся их, без угрозы для их Я-концепции.

Лидеры-прагматики. Это лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции, способные прислушиваться к мнениям других людей и модифицировать свое поведение на основе обратной связи.

Лидеры-идеологи. Лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, слабо реагирующие или не реагирующие на мнения других. Их познавательные процессы и поведение очень жестки, а самооценка чрезвычайно стабильна («упертые»).

Недетерминированные лидеры — это деятели с низкой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, интенсивно реагирующие на узкий круг социальных стимулов.

Широко известен и активно используется в психологической практике подход Д. Кейрси ч пониманию психологических типов. Основываясь на знании особенностей темперамента, он выделяет следующие четыре типа лидера.

Интуитивно-эмоциональный тип. Это — катализатор, его основной, чертой является ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. Это самый демократичный из лидеров. Он внимателен к личным проблемам и интересам сотрудников и занимается прежде всего решением этих проблем, реализацией потендиала каждого члена команды, а уж потом думает о документации и архитектуре системы. В возглавляемой им организации — атмосфера свободы, самостоятельности и инициативы, которую он постоянно " культивирует и поддерживает.. Он гибок в общен ни и перевоплощении и преуспевает в создании атмосферы взаимопонимания. Он оптимист по природе, неутомим в стремлении развивать и совершенствовать способности своих сотрудников, умеет отмечать лучшие стороны их профессиональных и личностных качеств, оценивать их по заслугам. Вместе с тем он очень чувствителен к непониманию, болезненно реагирует на отсутствие обратной связи, бывает по этому поводу обескуражен и расстроен. Он не в состоянии понять, почему «слишком свободные» или недисциплинированные его сотрудники надлежащим образом не исполняют своих обязанностей. Негативные отзывы о работе всей системы он принимает на свой счет, что приводит его к разочарованию и ощущению дезинтеграции. Его сила — в способности убеждать и сотрудничать. Его слабость — в чрезмерном личностном подходе к проблемам и порой в нежелании идти навстречу,

Интуитивно-логический тип. Этому лидеру свойственно стремле­ние разрабатывать концепции развития руководимой им организации: набрасывать основные положения проекта, составлять идейный скелет предстоящей программы действий, проявлять изобретательность в области интеллектуального творчества и прогнозировать эффективное использование ресурсов. Все это доставляет ему огромное удоволь­ствие. Сложности его не пугают, он всегда готов отстаивать верность принципов сзоей системы против оппонентов любого ранга. Он обладает способностью планировать будущее своей организации (правда, не вдаваясь в ненужные ему детали) и движется вперед так быстро, что зг. ним буквально не успеваютего последователи. Умение бесстрастно изменять сложившийся порядок be щей, отказ от рутины и опора на собственные недюжинные интеллектуальные спосо­бности — вот гарантия его успеха.

Вместе с тем он не способен и принципиально не желает общаться и сотрудничать с интеллектуально маловыразительными людьми. Он недостаточно внимателен к чувствам окружающих и чрезмерно погружен в работу. Не способен расслабляться. Быстро теряет интерес к уже созданному в концептуальном плане проекту и меньше всего желает тратить свое время на претворение его в жизнь. Его сила — в умении рассуждать логически и стратегически. Его слабость — представлять вещи сложнее, чем они есть на самом деле, а также нетерпимо относиться к некомпетентности. Он не боится остаться «один против толпы».

Сексорно-решающий тип. Исключительно жесткий и надежный партнер. Его слово — закон, и все действия будут исполнены точно в срок, как было спланировано по предварительной договоренности. Он способен учесть многочисленные существенные подробности и детали операции или технологии, крайне серьезно относится к сохранению материальных ресурсов., а также традиций и сбычаев, заведенных в его системе. Устоявшийся за многие годы проверенный порядок на предприятии представляет для него самостоятельную ценность, особенно в сравнении с сомнительными и всегда рискованными перспективами изменений и реформ. Он гарант стабильности предприятия. Он прекрасно вписывается в деятельность силовых структур, систему образования и медицины, производство, сферу услуг.

Этот тип лидера может стать камнем преткновения для развивающейся организации, когда каждое вводимое новшество будет наталкиваться на его жесткое сопротивление. Он с недоверием относится ко всякого рода «психологическим штучкам» и «гонким материям», хотя именно ему, как никому другому, нужны рекомендации опытного психолога и неустанная работа над собственной личностью. Его преимущество - в сильном чувстве ответственности. Его слабость — в жесткости и узком взгляде на выполнение правил и инструкций.

Сенсорно-воспринимающий тип. Наиболее яркая черта этого типа лидера — способность жить, руководствуясь принципом «здесь и сейчас*. Такой лидер незаменим в ситуации, где необходимо мгновенно реагировать на следующие одно за другим изменения; в момент риска и опасности, когда успех предприятия висит на волоске и все зависит от безупречной точности действий; в организации, страдающей из-за разбухшего бюрократического аппарата, или в атмосфере усложнившихся межличностных отношений, мешающих эффективно работать. Лишенные сентиментального романтизма, практичные, здравомыслящие лидеры такого типа ориентируются на критерий целесообразности и доверяют только собственным импульсам, Области, где они прекрасно реализуют свои спосо­бности, — силовые структуры, профессиональный спорт, поисково-спасательные службы.

Вместе с тем рутинная обыденная деятельность — не для них, пунктуальное следование детально проработанному плану — не их амплуа. Они могут быть невнимательны к букве закона, неважно, к чему этот закон относится — к. природе или социуму. Будучи немногословными, ориентированными на четкие действия, они не вникают в сложную и нередко противоречивую область духовной жизни своих последователей — у них просто нет на это времени. Их сила — в способности легко выполнять разнообразные задания; их слабость в том, что им неинтересна ежедневная будничная работа, что они не умеют мыслить широко.

В рамках иного подхода социальные психологи выделяют сле­дующие десять типов лидерства.

Суверен — иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца. Способен подавить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.

Вожак — в нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель таких стандартов. Ему стараются подражать члены

группы.

Тиран — становится лидером, потому что внушает последователям чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран — это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются eiv.y.

Организатор — объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каждого. Умеет снимать чувство вины и тревоги. Его уважают.

Соблазнитель — становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям других людей. Предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недостатков.

Герой — лидер, жертвующий собой ради других. Чисто 1 выразительно проявляется в ситуациях группового протеста. Его

храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других..

Дурной пример — выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.

Кумир — влечет, притягивает, заряжает последователей положительной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.

Изгой и Козел отпущения — это, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, благодаря чему развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, и стоит ему исчезнуть, как группа распадается, так как пропал обще групповой стимул.

Общий психологический тип лидера складывается из компонен­тов. К ним относятся:

—эмоциональность 'эмоциональный лидер);

—деловитость(деловой лидер);

—информированность (информационный лидер).
Эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому

каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться е жилетку».

Деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

Информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Поведение лидера в группах характеризуется определенными
стилями, некоторые из них считаются классическими. ;

Авторитарный стиль— жесткое единоличное принятие лидером всех решений (минимум демократии), жесткий постоянный контроль за выполнением решений (максимум контроля); подавление инициативы последователей, отсутствие и даже игнорирование интереса к последователям, как к личностям, их потребностям, их индивидуальным особенностям. Выраженная ориентация на задачу, надело.

Кооперативный (коллегиальный, партисипативный, демократи­ческий) стиль — принятие решений на основе обсуждения проблемы, с учетом мнений и инициативы последователей (максимум демократии); выполнение решений — обеими сторонами, т.е. лидером и последователями (максимум контроля); интерес лидера и доброжелательное внимание к личности последователей, учет их интересов, потребностей, психологических особенностей. Выраженная ориентация на людей.

Психологический практикум

Игра « Кораблекрушение-1» п I II II

Цель игры: игра комплексно-целевая. В данном случае акцент делается на выявление лидерского поведения.

Группа дрейфует на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара яхта тонет. Точные координаты судна определить не удается из-за поломки навигационных приборов. Примерное местонахождение — около тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.

Экипаж сумел спустить на воду прочный надувной плоте весла­ми. На плоту оказались всего полтора десятка предметов:

1. Секстант.

2. Зеркало для бритья.

3. Канистра с водой.

4. Противомоскитная сетка.

5. Коробка с армейским рационом.

6. Карта Тихого океана.

7. Надувная подушка.

8. Канистра нефтегазовой смеси.

9. Портативный транзисторный приемник.

10. Порошок для отпугивания акул.

11. Лист фанеры (10 м2).

12. Бушлка рома крепостью 80°.

13. Нейлоновый шнур (10 м).

14. Две пачки шоколада.

15. Рыболовная снасть.

Нужно расположить названные предметы по степени их значимости для выживания людей в этих условиях. Цифрой 1 обозначается самый важный предмет, цифрой 2 — второй по значению и так далее — до пятнадцатого. Список предметов раздается участникам игры. Игра идет в три этапа.

Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

Этап 3. Задание выполняется болылой группой.

Чтобы достичь согласия, группа должна прийти к единому мнению. Добиться этого нелегко, ибо не каждая оценка получает полное одобрение всех. Группа должна выбирать такие оценки, с которыми соглашаются все хотя бы отчасти. Тянуть время нельзя — можно погибнуть.

Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:

— Какова была атмосфера в группе?

— Что мешано достижению согласия?

— Какие выявились признаки лидерства?

— Кто проявлял активность?

— Кто был пассивным?

— Кто доминировал?

— За счет чего оказывалось влияние?

— Какие индивидуальные стили общения можно было выявить —
уход, подавление, переход на личности, психологический шантаж,
поиск единомышленников, что-то другое?

— Какие виды поведения помогали, а какие мешали достижению
согласия?

Игра «Катастрофа на воздушном шаре»

Цель игры: аналогична цели игры «Кораблекрушенке». Однако здесь усиливается эмоциональная нагрузка, что может существенно повлиять на поведение членов группы при совместной работе.

Группа находится в корзине воздушного шара, который летит над океаном. Неожиданно шар начинает терять высоту. Вдалеке, по

направлению ветра, несколько необитаемых островов. Есть шанс спастись и долететь до острова, если освободиться от менее важных вещей, находящихся в корзине шара. Вопрос в том, что конкретно выбросить? Какие-то вещи могут пригодиться для жизни на островах, правда, сколько там придется пробыть, никто не знает. Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара:

1. Миски, кружки, ложки.

2. Ракетницы с сигнальными ракетами.

3. Географические карты, компас.

4. Консервы мясные.

5. Топоры, ножи, лопаты.

6. Канистра с питьевой водой.

7. Аптечка.

8. Винтовка с запасом патронов.

9. Шоколад.

10. Золото, драгоценности.

11. Собака породы водолаз.

12. Рыболовные снасти.

13. Туалетные принадлежности.

14. Соль, сахар, набор витаминов.

15. Медицинский спирт.

Надо расположить названные предметы по степени их значимости для выживания людей в этих условиях. Первым номером отмечается предмет, который решено выбросить в первую очередь, вторым номером — то, что выбрасывается во вторую и т.д. Пятнадцатым номером отмечается самый важный предмет — его выбросят в последнюю очередь. Список вещей раздается участникам игры. Игра идет в три этапа.

Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

Этап 3. Задание выполняется большой группой.

Ради достижения согласия, группа должна прийти к единому мнению. Достичь этого нелегко, ибо не каждая оценка получает полное одобрение всех. Группа должна выбирать такие оценки, с которыми согласятся все хотя бы отчасти. Тянуть время нельзя — можно погибнуть.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

— Какова была атмосфера в группе?

— Что мешало достижению согласия » группе?

— Какие выявились признаки лидерства?

— Кто проявлял активность?

— Кто был пассивным?
, — Кто доминировал?

— За счет чего оказывалось влияние?

—Какие индивидуальные стили общения можно было выявить —
уход, подавление, перечод на личности, психологический шантаж,
поиск единомышленников, что-то другое?

—Какие виды поведения помогали, а какие мешали достижению
согласия?

Игра «Слепые и поводырь»

5 Цель игры: развитие невербальных способов общения, в том числе

; и управления другими.

Группа разбивается на подгруппы по 5—7 человек, которые встают в колонну, каждый плотно прижимается к находящемуся впереди человеку, держась за его пояс. Стоящий первым — лидер, он должен провести по помещению свою группу, члены которой идут с закрытыми глазами. Лидер подает необходимые команды, обеспечивает «слепым» безопасность, удобство передвижения, даже рассказывает какие-нибудь истории, анекдоты, предлагает группе петь песню и т.п. Каждый участник должен побывать в роли лидера.

По команде ведущего все разбиваются на пары и учатся быть лидером и ведомым уже в парах.

Обсуждение:члены группы обмениваются впечатлениями и отве­чают на вопросы:

—Кому было приятнее быть лидером, а кому — ведомым?

—Насколько сложно довериться лидеру?

- В чем были сложности движения за лидером?

- Повлияло ли (и если - да, то как именно) лидерство того или
иного участника на поведение ведомого, когда он сам стат лидером?

Игра «Треугольник власти»

Цель игры: выяснить источник личной власти, определить, что делает человека сильной личностью.

Ведущий говорит о том, как много людей интересуется проблемой власти одного человека над другим. Как в общении возникают власть, влияние, сила? Участникам игры предлагается вспомнить характерные роли в известных кинофильмах, телесериалах и сочинить короткие сценки, где действовали бы соответствующие персонажи

Тренерский стиль— систематическое выяснение лидером сильных и слабых сторон последователей, попытка научить их самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и уст­ранять недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Ориентация на людей.

Нейтральный (либеральный\ попустительский) стиль — с одной стороны, максимум демократии, с другой — минимум контроля. Выраженное безразличие как к делам группы (к задачам), так и к последователям, к их интересам, потребностям, к индивидуальным особенностям (людей).

Поведение лидера в группе проявляется в различных тактических приемах. К ним, в частности, относятся следующие.

Рациональное убеждение — лидер используетлогические аргументы и факты, чтобы убедить последователей в выполнимости поставленных задач.

Вдохновляющий призыв— лидер выдвигает предложение, которое вызывает энтузиазм у последователей в силу того, что оно соот­ветствует их ценностям, идеалам и ожиданиям или усиливает их веру в собственные силы.

Обращение за советом— лидер стремится привлечь последователей к планированию стратегии, к активному проведению изменений и ждет от людей поддержки.

Обмен — лидер предлагает последователям обмен услугами или различные блага.в ответ на их участие в выполнении задачи.

Личный призыв — лидер апеллирует к чувствам лояльности и дружбы людей как мотиву их участия в выполнении задачи.

Коалиционирование — лидер ищет помощи у других, чтобы убедить своих последователей принять участие в выполнении задачи.

Легитимизация — лидер оправдывает свое предложение ссылками на собственный авторитет или доказывает соответствие предложения практике, правилам, традициям, нормам.

Принуждение—лидер использует требования, жесткие напомина­ния или угрозы, чтобы заставить последователей выполнить задачу так, как он того требует.

• А) Мучитель.

Мире восприятие: «Я в порядке, ты не в порядке. Во всем вино­ваты Вы сами».

Характеристика: Способен добиться краткосрочного успеха. Долгосрочные отношения обычно полны проблем.

Б) Спаситель.

Мировосприятие: «Я в порядке, Вы не в порядке. Люди нуждают­ся в моей помощи».

Характеристика: Часто первым предлагает свою помощь и нередко оказывается отверженным или невознагражденным.

В) Жертва.

Мировосприятие: «Я не в порядке, Вы в порядке. Я не могу исправить положение и нуждаюсь помощи».

Характеристика: Крайне зависим. Недоволен жизнью. Низкая са­мооценка.

Обсуждение: проводится посредством ответов на вопросы: ■

—Какую роль в жизни играет власть? '\

—Кто имеет власть над участником игры? ?

—Над кем участник игры имеет власть?

—По отношению к каким людям участник игры чувствует егбя
сильным?

—По отношению к каким людям участник игры чувствует себя
слабым?

Тест «Лидер ли Вы?»

Предлагается 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответа. Отметьте выбранный вариант и с помощью ключа к тесту подсчитайте свои баллы.

1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да;

б) нет.

2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей зани­
мают более высокое положение в обществе, пользуются большим ува­
жением, чем Вы?

а) да;

б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных Вам по общественному
положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мне­
ния, даже когда это необходимо?

а) да;

б) нет. ■

4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам руководить играми
Ваших маленьких друзей?

а) да;

б) нет.

5. Испытываете ли Вы большое удовольствие, когда Еам удастся
убедить кого-либо, кто до этого Вам возражал?

а) да;

б) нет.

6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

а) да;

б) нет.

7. Согласны ли Вы с утверждением «Все самое полезное в мире
есть творение небольшого числа выдающихся личностей»'.'

а) да;

б) нет.

8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике,
который бы мог направлять Вашу профессиональную активность?

а) да;

б) нет.

9. Теряете ли Вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да;

б) нет.

10. Доставляет ли Вам удовольствие, видеть, что окружающие
побаиваются Вас?

а) да;

б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская
компания) стараетесь ли Вы сесть таким образом, чтобы легче всего
было контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое
внимание?

а) да;

б) нет.

12. Считаете ли Вы, что Ваша внешность производит впечатление
на сверстников?

а) да;

б) нет.

13. Считаете ли Вы себя мечтателем?

а) да;

б) нет.

14. Легко ли Вы теряетесь, если окружающие не согласны с Вашим мнением?

а) да;

б) нет.

15. Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься органи­
зацией рабочих (спортивных, развлекательных й"т. п.) групп?

а) да;

б) нет.

16. Если мероприятие, которым Вы занимаетесь, не дает наме­
чавшихся результатов:

а) Вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) Вы сумеете взять на себя всю ответственность за решение,
которое было принято?

П.КакоеГиздвух мнений приближается к Вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в ме­
лочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18. С кем Вы предпочитаете работать, сотрудничать:

а) с людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

19. Стараетесь ли Вы избегать горячих дискуссий, споров?

а) да;

б) нет.

20. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с
властностью Вашего отца или матери?

а) да;

б) нет.

21. Умеете ли Вы в профессиональной дискуссии уговорить тех,
кто раньше с Вами был не согласен?

а) да;

б) нет.

22. Представьте себе ситуацию: во время прогулки с друзьями в
лесу вы потеряли дорогу. Нужно принять решение:

а) Вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее
компетентный в группе;

б) Вы просто полагаетесь на решение других.

23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым
в городе». Если бы Вы делали выбор, что бы Вы предпочли?

а) быть первым в деревне;

б) быть вторым в городе.

24. Считаете ли Вы себя человеком, сильно влияющим на других
людей?

а) да;

б) нет.

25. Может ли неудачный прошлый опыт в определенном вопросе
заставить Вас никогда больше не проявлять значительной личной
инициативы в данном деле?

а) да;

б) нет.

26. С Вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) самый компетентный;

б) у кого самый сильный характер?

27. Всегда ли Вы стараетесь входить в положение людей?

а) да;

б) нет.

28. Соблюдаете ли Вы дисциплину?

а) да;

б) нет.

29. Какой из двух типов руководителей кажется Вам
предпочтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который постоянно советуется.

30. Какой из двух типов руководства, по Вашему мнению, явля­
ется более благоприятны м для хорошей работы предприятия?

а) коллегиальный тип;

б) авторитарный тип.

31. Часто ли у Вас бывает впечатление, что другие Вами зло­
употребляют?

а) да; -

б) нет.

32. Какой из двух портретов больше приближается к Вашему
образу?

а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман
не полезет;

б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты,
задумчивый взгляд.

33. На собрании у Вас одного сложилось мнение, противоположное
мнению других, но Вь: уверены в своей правоте. Как Вы поведете
себя?

а) будете молчать;

б) будете отстаивать свою точку зрения.

* 34. Хотя бы иногда называли Вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) да;

б) нет.

35. Если на Вас возлагается очень большая ответственность за какое-
то дело, испытываете ли Вы при этом чувство тревоги?

а) да;

б) нет.

36. Что Вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо.

37. Как Вы относитесь к такому утверждению: «Семейная жизнь
удачна там, где важные решения принимаются одним из супругов»?

а) это верно;

б) это неверно.

38. Случалось ли Вам покупать что-то, в чем Вы не испытывали
нужды, — лишь под влиянием мнения других лиц?

а) да;

б) нет.

39. Считаете ли Вы, что Ваши организаторские способности вы­
ше средних?

а) да;

б) нет.

40. Как Вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) трудности обескураживают, подавляют Вас:

б) трудности заставляют Вас действовать активнее.

41. Часто ли Вы делаете резкие упреки своим знакомым, когда
они их заслуживают?

а) да;

б) нет.

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система успешно выдер­
живает напряженность жизни?

а) да;

б) нет.

43. Если Вам предстоит произвести реорганизацию, то как Вы
поступаете?

а) ввожу изменения немедленно; ,

б) осуществляю медленные, эволюционные изменения.

44. Если это необходимо, сумеете ли Вы прервать слишком
болтл и во го собесед н и ка?

а) да;

б) нет.

45. Согласны ли Вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым,
надо жить незаметно»?

а) да;

б) нет.

46. Считаете ли Вы, что каждый человек, благодаря своим
способностям, должен сделать что-то выдающееся?

а) да;

б) нет.

47. Кем в ранней юности Вам хотелось етать?

а) известным художником, композитором, поэтом, космонавтом;

б) руководителем коллектива (уважаемым, солидным человеком)

48. Какую музыку Вам приятней слушать?

а) торжественную, могучую;

б) тихую, лирическую.

49. Испытываете ли Вы некоторое волнение при встрече с важ­
ными личностями?

а) да;

б) нет.

50. Часто ли Вы встречаете человека с более сильной волей, чем у
Вас?

а) да;

б) нет.

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

а X X - X X - X - -XXX-
6--Х--Х-ХХ---Х
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
а-Х- - - -ХХХХХ-Х
6Х-ХХХХ-----Х-
27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
а-Х- -ХХХХ- -Х-Х
6X-XX----XX-X-

40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

а-ХХХХ-Х-Х--

6Х----Х-Х-ХХ

Баллы: Цх), 0(-).

Степень выраженности лидерства:

до 25 баллов — лидерство выражено слабо,

26—35 баллов - средняя выраженность лидерства,

36—40 баллов — лидерство выражено в сильной степени,

свыше 40 баллов — склонность к диктату.

РАЗДЕЛ 3

Наши рекомендации