Игра «Расскажу историю партнера»
Цель игры: научиться внимательно слушать, запоминать и точно
воспроизводить услышанную информацию.
Все участники объединяются в пары. Каждый по очереди рассказывает своему партнеру какую-то историю с законченным сюжетом, в котором раскрываются чувства, переживания, психологические проблемы рассказчика. Ведущий отводит на рассказ примерно 3-5 минут. Затем в каждой из пар (по часовой стрелке) один партнер переходит к другому, образуя новые пары. В них каждый рассказывает ту историю, которую слышал от своего партнера в
предыдущей паре. После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг и каждый рассказывает ту историю, которую услышал во второй раз.
Обсуждение: участники обмениваются мнениями о том, как полно и точно повторена рассказанная история, что оказалось упущенным, что было искажено, что появилось нового в пересказах.
Игра «Поговорим.., поговорим...»
Цель игры: приобрести один из важных навыков собеседования —
повторять сказанное партнером.
Участники объединяются в малые группы по три человека.
Проводятся три беседы -диалога на какие-то конкретные темы, при этом каждый поговорит с каждым попарно, а третий выступает в качестве наблюдателя. Темы для диалогов участники выбирают сами, в трудных ситуациях им помогает ведущий. Во время беседы обязательно соблюдается правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то; что сказал собеседник, начиная словами: «Ты думаешь...», «Ты говоришь...». Наблюдатель следит за выполнением этого правила и в необходимых случаях
вмешивается в беседу, напоминая о нем.
Обсуждение:участники обмениваются мнениями по вопросам:
— Как влияло на беседу повторение слов партнера?
— Помогает или нет этот прием:
* проверить правильность понимания партнера;
* держаться в русле обсуждения;
* лучше запоминать сказанное собеседником;
* улучшить эмоциональный контакт;
* лучше понимать самого себя.
Игра «Мои рисунки»
Цель игры: приобрести навыки анализа перцептивной (восприни-
мающей) стороны общения посредством проективного материала.
Каждый участник может выполнить два рисунка: «Я такой, как есть»
и «Я такой, каким" хочу быть». Рисунки не подписываются, техническая сторона изображения не важна. Все рисунки перемешивают, затем произвольно берут один из них и кладут так, чтобы всем было видно.
Каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке, но не
формальное его описывает, а передает свои ощущения от рисунка, например, каким, по его мнению, рисовавший видит себя, что хотел бы изменить в себе. Автор рисунка на этом этапе себя не объявляет. После того,, как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем он объявляется сам и рассказывает, что хотел выразить этим рисунком, отмечает понравившиеся ему высказывания о рисунке, близкие его собственным ощущениям. Так обсуждаются и другие рисунки.
Обсуждение: анализируются ответы на вопросы:
— Какие отзывы о рисунках понравились, а какие - нет?
— Что показалось интересным или необычным в дополнениях к
рисункам?
— Какие стороны личности авторов раскрываются в их дополнениях
к рисункам?
Тест «Какой Вы собеседник»
Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение,
досаду или раздражение при беседе с любым человеком. Для этого отметьте соответствующий номер утверждения (каждый отмеченный номер ~ один балл).
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться. У меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно прерывает меня.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня,
4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.
7. Собеседник постоянно отвлекает меня вопросами и своими комментариями,
8. Какую бы мысль я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9. Собеседник постоянно старается опровергнуть меня.
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в
них иное содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид. что не
рассл ы шал.
13. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается пос-
торонним: играет ручкой, протирает стекла очков и т.д., и я твердо
уверен, что он слушает невнимательно.
14. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь
затем, чтобы согласиться.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повее вование.
17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что
он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется
разговором, слишком часто кивает, ахает, поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные
истории, шуточки, анекдоты.
22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.
24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его
высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»
Степень выраженности качества:
1— 8 баллов — высокая степень. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. У Вас эффективный стиль общения.
9~ 14 баллов — средняя степень. Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему возможность раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи, и общение с Вами будет еще приятнее.
15—17 баллов — степень ниже среднего. Вам присущи некоторые недостатки, например, Вы критически относитесь к чужим высказываниям. Вам недостает некоторых качеств хорошего собеседника. Избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на чужой манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
18—25 баллов - низкая степень. Вы совсем неважный собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.