Психопрофилактика и просвещение школьников, их родителей

Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога и педагога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Профилактика:

- Оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии

- Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития

- Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания

Психопрофилактика – это система работы, обеспечивающая предотвращение возможного неблагополучия в психическом развитии ребенка, в развитии его личности, а также предполагающая своевременное создание психологических условий, безопасных для этого развития.

Условия профилактики:

1) Одним из важнейших условий успешности такой работы выступает психологическое здоровье окружающих людей, «значимых взрослых».

Образовательная среда предполагает такое взаимодействие субъектов, в которых раскрытие и реализация безграничных возможностей ребенка является ценностью.

2) отношение ребенка к своему здоровью, как физическому, так и психологическому

- знания об отношении детей к своему здоровью помогут построить всеобъемлющую концепцию укрепления их здоровья, проводить эффективную профилактику;

- отношение к здоровью как сторона «Я-концепции» субъекта;

- отражает самопознание, стремление к Я-идеальному. Отношение включает такие компоненты: перцептивно-аффективный (чувствительность к состоянию, гедония), когнитивный (информационная компетентность, готовность воспринимать информацию о ЗОЖ); практический (готовность вести ЗОЖ и реальная забота о себе); поступочный (степень проявления отношения к здоровью)

3) Знание специалистом возрастной нормы

Для подросткового возраста:

Характер общения со сверстниками и друзьями

Уровень освоения средствами общения

Уровень овладения способами эмоциональной регуляции

Особенности мотивации и освоения стратегий преодоления трудностей

Индивидуально-типологические особенности

Особенности самосознания

В старшем школьном возрасте:

Особенности мотивации и степени готовности к личностному и жизненному самоопределению

Характер общения со сверстниками

Характер общения со взрослыми

Особенности психосексуального развития

Особенности интеллектуальных свойств

Психологическая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение в учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень

Выделяются первичная, вторичная и третичная психопрофилактика.

Первичная – просвещение населения о причинах психических расстройств, отклонений в психическом развитии и адаптации, что позволяет людям организовать ЗОЖ и своевременно обращаться к специалисту. Задачи на этом этапе: диагностика развития личности и неблагоприятных тенденций; создание и поддержание психолого-педагогических условий, гарантирующих безопасность психологического здоровья.

Контингент: все дети

Вторичнаяпрофилактика – предупреждение нежелательного развития у детей психологических трудностей, которые уже наблюдаются. Задачи: обнаружить признаки имеющегося психологического неблагополучия в развития личности; изменять условия, угрожающие безопасности психологического здоровья; предотвратить усугубление (углубление, закрепление и рецедив) психологической проблемы

Контингент: отдельные дети, имеющие трудности

Третичнаяпсихопрофилактика – работа по обратимости нарушений. Задача: не дать выявленным у ребенка глубоким, серьезным психологическим проблемам перейти в разряд дефекта, патологии. Требуется помощь специалиста.

Психологическое просвещение школьников – деятельность педагога и психолога, ориентированная на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

- направляется на своевременное и адресное распространение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в освоении деятельности, в общении детей.

Вопрос: в какой форме преподать информацию, чтобы ученики были готовы ее воспринять и переработать?

1) Просвещение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьников по определенной проблеме (мир профессий, как выйти из конфликта)

2) Включение ситуации усвоения социально-психологических знаний в привлекательные или значимые для школьников формы активности (КВН, олимпиады, тематические вечера, Что? Где? Когда?)

Психопрофилактика должна осуществляться систематично, целостно – т.е. встает проблема разработки и внедрения программ психопрофилактической работы в образовании. В них должно быть учтено:

- все, окружает детей,

- во что они включены

- с кем и чем они взаимодействуют

- как это все соответствует их возрастным, половым и индивидуальным особенностям

- как это в целом предохраняет от возможного неблагополучия в их развитии.

Типы программ:

- Программа массовой, собственно первичной психопрофилактики

- Программа «предкризисной психопрофилактики»

- Программа локальной (актуальной, оперативной) психопрофилактики (вследствие изменения среды, реорганизации класса, введения новых технологий)

- Программа индивидуальной профилактики

Принципы построения программ:

- гарантированной безопасности

- раннего вмешательства

- опоры на установленные возрастно-психологические и личностные критерии благополучия в развитии ребенка

- комплексности решаемых задач или неразрывной связи психопрофилактики, диагностики, просвещения и коррекции

- возможности прогнозирования характера «переходных периодов», психологических кризисов

- компетентности

5. Психологи разработали две более адекватные стратегии родительской эффективности, способствующие позитивному развитию детей, - это активное слушание и я-высказывание.

I. Активное слушание

Цель: понять ребенка и выразить свою заботу и заинтересованность, принятие и искреннюю попытку помочь ему.

5 этапов:

  1. Внимательное слушание

Невербальная поддержка, «гм-м», «да», в основном молча: «Я тебя слушаю и слышу»

  1. Понимание чувств

Безусловное принятие ребенка. Чувства не бывают правильными и неправильными. «Что ты чувствовал в этот момент?», «расскажи об этом подробнее».

Обратная связь ребенку

Отражение чувств ребенка в контексте проблемной ситуации.

Техника «Сопереживание»

Основная техника в работе с детьми, основанная на умении слушать.

Сопереживание – способность распознать, что происходит с другим человеком, и выразить ему свое понимание.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Психопрофилактика и просвещение школьников, их родителей - student2.ru Психопрофилактика и просвещение школьников, их родителей - student2.ru

ПОНИМАНИЕ ОТКЛИК

Психопрофилактика и просвещение школьников, их родителей - student2.ru Психопрофилактика и просвещение школьников, их родителей - student2.ru

содержание чувство

(что, где, когда, как, почему)

Цели:

- помощь в раскрытии, понимании собственных чувств и причин поведения;

- умение слушать, расширение возможностей общения;

- создание атмосферы безусловного принятия.

«Сопереживающие формулы»:

Звучит так, как будто ты _____________, потому что__________________.

Ты выглядишь______________________, потому что__________________.

Может, ты________________________ из-за_________________________.

Похоже, что ты____________________ из-за_________________________.

(чувства) (содержание)

Упр. Вспомните ситуацию из недавнего прошлого, когда можно было выразить сопереживание и сформулируйте это.

  1. Поиск альтернатив и предвосхищение последствий

Помочь ребенку самостоятельно увидеть альтернативы или последствия

- Что ты думаешь предпринять? Что ты планируешь?

- Как решал подобные проблемы в прошлом?

- Какие возможные последствия могут иметь те или иные решения?

- Что можно сделать, чтобы изменить данную ситуацию?

  1. Реализация решения

Смог ли ребенок активно реализовать решение? Привело ли решение к желаемым результатам?

! Вознаграждение и поощрение на этапе выполнения

II. Я-высказывания

Если проблема возникает у взрослого, а ребенок не чувствует вины, ему приятно это делать или не делать, то можно использовать технику Я-сообщений. Это позволит ребенку понять и осознать эмоциональное состояние взрослого и их реакцию на его поведение.

Наши рекомендации