Психопрофилактика и просвещение школьников, их родителей
Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога и педагога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
Профилактика:
- Оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии
- Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития
- Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания
Психопрофилактика – это система работы, обеспечивающая предотвращение возможного неблагополучия в психическом развитии ребенка, в развитии его личности, а также предполагающая своевременное создание психологических условий, безопасных для этого развития.
Условия профилактики:
1) Одним из важнейших условий успешности такой работы выступает психологическое здоровье окружающих людей, «значимых взрослых».
Образовательная среда предполагает такое взаимодействие субъектов, в которых раскрытие и реализация безграничных возможностей ребенка является ценностью.
2) отношение ребенка к своему здоровью, как физическому, так и психологическому
- знания об отношении детей к своему здоровью помогут построить всеобъемлющую концепцию укрепления их здоровья, проводить эффективную профилактику;
- отношение к здоровью как сторона «Я-концепции» субъекта;
- отражает самопознание, стремление к Я-идеальному. Отношение включает такие компоненты: перцептивно-аффективный (чувствительность к состоянию, гедония), когнитивный (информационная компетентность, готовность воспринимать информацию о ЗОЖ); практический (готовность вести ЗОЖ и реальная забота о себе); поступочный (степень проявления отношения к здоровью)
3) Знание специалистом возрастной нормы
Для подросткового возраста:
Характер общения со сверстниками и друзьями
Уровень освоения средствами общения
Уровень овладения способами эмоциональной регуляции
Особенности мотивации и освоения стратегий преодоления трудностей
Индивидуально-типологические особенности
Особенности самосознания
В старшем школьном возрасте:
Особенности мотивации и степени готовности к личностному и жизненному самоопределению
Характер общения со сверстниками
Характер общения со взрослыми
Особенности психосексуального развития
Особенности интеллектуальных свойств
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень
Выделяются первичная, вторичная и третичная психопрофилактика.
Первичная – просвещение населения о причинах психических расстройств, отклонений в психическом развитии и адаптации, что позволяет людям организовать ЗОЖ и своевременно обращаться к специалисту. Задачи на этом этапе: диагностика развития личности и неблагоприятных тенденций; создание и поддержание психолого-педагогических условий, гарантирующих безопасность психологического здоровья.
Контингент: все дети
Вторичнаяпрофилактика – предупреждение нежелательного развития у детей психологических трудностей, которые уже наблюдаются. Задачи: обнаружить признаки имеющегося психологического неблагополучия в развития личности; изменять условия, угрожающие безопасности психологического здоровья; предотвратить усугубление (углубление, закрепление и рецедив) психологической проблемы
Контингент: отдельные дети, имеющие трудности
Третичнаяпсихопрофилактика – работа по обратимости нарушений. Задача: не дать выявленным у ребенка глубоким, серьезным психологическим проблемам перейти в разряд дефекта, патологии. Требуется помощь специалиста.
Психологическое просвещение школьников – деятельность педагога и психолога, ориентированная на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
- направляется на своевременное и адресное распространение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в освоении деятельности, в общении детей.
Вопрос: в какой форме преподать информацию, чтобы ученики были готовы ее воспринять и переработать?
1) Просвещение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьников по определенной проблеме (мир профессий, как выйти из конфликта)
2) Включение ситуации усвоения социально-психологических знаний в привлекательные или значимые для школьников формы активности (КВН, олимпиады, тематические вечера, Что? Где? Когда?)
Психопрофилактика должна осуществляться систематично, целостно – т.е. встает проблема разработки и внедрения программ психопрофилактической работы в образовании. В них должно быть учтено:
- все, окружает детей,
- во что они включены
- с кем и чем они взаимодействуют
- как это все соответствует их возрастным, половым и индивидуальным особенностям
- как это в целом предохраняет от возможного неблагополучия в их развитии.
Типы программ:
- Программа массовой, собственно первичной психопрофилактики
- Программа «предкризисной психопрофилактики»
- Программа локальной (актуальной, оперативной) психопрофилактики (вследствие изменения среды, реорганизации класса, введения новых технологий)
- Программа индивидуальной профилактики
Принципы построения программ:
- гарантированной безопасности
- раннего вмешательства
- опоры на установленные возрастно-психологические и личностные критерии благополучия в развитии ребенка
- комплексности решаемых задач или неразрывной связи психопрофилактики, диагностики, просвещения и коррекции
- возможности прогнозирования характера «переходных периодов», психологических кризисов
- компетентности
5. Психологи разработали две более адекватные стратегии родительской эффективности, способствующие позитивному развитию детей, - это активное слушание и я-высказывание.
I. Активное слушание
Цель: понять ребенка и выразить свою заботу и заинтересованность, принятие и искреннюю попытку помочь ему.
5 этапов:
- Внимательное слушание
Невербальная поддержка, «гм-м», «да», в основном молча: «Я тебя слушаю и слышу»
- Понимание чувств
Безусловное принятие ребенка. Чувства не бывают правильными и неправильными. «Что ты чувствовал в этот момент?», «расскажи об этом подробнее».
Обратная связь ребенку
Отражение чувств ребенка в контексте проблемной ситуации.
Техника «Сопереживание»
Основная техника в работе с детьми, основанная на умении слушать.
Сопереживание – способность распознать, что происходит с другим человеком, и выразить ему свое понимание.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
ПОНИМАНИЕ ОТКЛИК
содержание чувство
(что, где, когда, как, почему)
Цели:
- помощь в раскрытии, понимании собственных чувств и причин поведения;
- умение слушать, расширение возможностей общения;
- создание атмосферы безусловного принятия.
«Сопереживающие формулы»:
Звучит так, как будто ты _____________, потому что__________________.
Ты выглядишь______________________, потому что__________________.
Может, ты________________________ из-за_________________________.
Похоже, что ты____________________ из-за_________________________.
(чувства) (содержание)
Упр. Вспомните ситуацию из недавнего прошлого, когда можно было выразить сопереживание и сформулируйте это.
- Поиск альтернатив и предвосхищение последствий
Помочь ребенку самостоятельно увидеть альтернативы или последствия
- Что ты думаешь предпринять? Что ты планируешь?
- Как решал подобные проблемы в прошлом?
- Какие возможные последствия могут иметь те или иные решения?
- Что можно сделать, чтобы изменить данную ситуацию?
- Реализация решения
Смог ли ребенок активно реализовать решение? Привело ли решение к желаемым результатам?
! Вознаграждение и поощрение на этапе выполнения
II. Я-высказывания
Если проблема возникает у взрослого, а ребенок не чувствует вины, ему приятно это делать или не делать, то можно использовать технику Я-сообщений. Это позволит ребенку понять и осознать эмоциональное состояние взрослого и их реакцию на его поведение.