Краткая характеристика ранней юности (15–17 лет)
Социальная ситуация развития | устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности | |
Генетическая задача | Осуществление процесса самоопределения – личностного, профессионального, социального, духовного и практического | |
Ведущая деятельность | учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, профессиональное самоопределение | |
Характер общения | В отношениях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей | |
Базовая потребность | формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. | |
Психологические новообразования | умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания | |
Содержание кризиса 17 лет | начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «не-я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. | |
Сензитивность | Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной активности в самых разнообразных и современных областях науки и техники: в труде интеллектуальном, физическом. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование. | |
Возможные психологические проблемы: Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что произошла непоправимая катастрофа: все их жизненные планы рухнули, поставленные цели недостижимы. Крушение надежд переживается очень тяжело - необходимо снова начинать работу по самоопределению. Часть юношей и девушек настаивают на своем выборе и откладывают поступление в вузы на следующий год. Другие выбирают учебные заведения, где меньше конкурс, меняют свой первоначальный выбор. Однако этот путь таит в себе опасность последующего разочарования. Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы. Достижение первоначальной цели приносит удовлетворение. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора вуза. |
Список использованной литературы:
См.Лысенко Е.М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов/Е.М.Лысенко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. (с.155-156 табл.13)
Таблица 8
Краткая характеристика поздней юности (18–21 год)
Социальная ситуация развития | устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер | |
Генетическая задача | Поиск способов установления конструктивных отношений с широким кругом людей в новом статусе взрослого человека (в семье и коллективе) | |
Ведущая деятельность | центральным моментом развития личности в юности является развитие самосознания, динамика саморегуляции образов «я» | |
Характер общения | две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы - с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление - с другой | |
Базовая потребность | Потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой - в признании, защищенности в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании. | |
Психологические новообразования | приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает юношу самостоятельной личностью для трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации | |
Содержание кризиса 21 года | начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «не-я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяют квалифицировать этот период как критический - кризис юности. | |
Сензитивность | Человек наиболее способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, максимально работоспособен, поэтому прогресс в разных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи. Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной активности в самых разнообразных и современных областях науки и техники: в труде интеллектуальном, физическом. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование | |
Возможные психологические проблемы:Эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Проблемы столь важны и столь интимны, что для решения их, для «изживания» юности необходимо найти человека, который понял бы ее проблемы. С возрастом потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого обуревают те же проблемы и те же переживания. |
Список использованной литературы:
В. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ