Раздел ii. основные периоды жизни человека
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СТАРОСТИ
Цель: усвоение о возрастных особенностях человека в периоды детства, отрочества, юности, молодости, взрослости, зрелости и старости.
Требования к знаниям:студент должен знать основные закономерности развития субъективной реальности в онтогенезе, логику смены одних периодов развития другими, основные позиции и программы действий взрослого в отношениях с ребенком на разных ступенях онтогенеза, механизмы психического развития в отдельные периоды жизни, закономерности развития различных видов детской деятельности, развития сознания, эмоций и чувств, воли, познавательной деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; возрастные нормы психического развития, индивидуальные варианты развития.
Требования к умениям:студент должен уметь анализировать и оценивать педагогические ситуации, используя теоретико-методологические схемы и понятия; планировать подготовку и реализацию образовательных программ, ориентируясь на закономерности развития субъективности; программировать и организовывать совместную с ребенком деятельность и общение, проектировать и конструировать развивающие образовательные условия и ситуации.
Форма проведения: собеседование, тестовый контроль знаний.
А. ДЕТСТВО
Тема 1. Психологические особенности детей младенческого возраста
Составить таблицы 1-9 «Общая характеристика возраста: детство, отрочество, юность, взрослость» по учебным пособиям возрастной психологии (с указанием использованных источников)
Таблица 1
Таблица 2
Краткая психологическая характеристика младенческого возраста (2 мес. – 1 год)
Социальная ситуация развития | Психологический симбиоз с матерью, ситуация «Мы» | |
Генетическая задача | Противоречие между потребностью ребенка в общении и отсутствием специфических средств воздействия на взрослого и взаимодействия с ним – речи | |
Ведущая деятельность | Непосредственно-эмоциональное общение с матерью– это основной путь, источник и основа проявления детской активности. | |
Характер общения | 2 – 6 месяцев – непосредственно – эмоциональное общение с близким взрослым, 6 – 12 месяцев – ситуативно-личностное общение с близким взрослым | |
Базовая потребность | Потребность ребенка в защищенности (проявляется в чувстве доверия или недоверия к окружающему миру) | |
Психологические новообразования |
| |
Содержание кризиса одного года – кризиса автономизации | Физическое отдаление от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка с началом прямохождения и появлением речевой деятельности. Кризис одного года возникает как итог нормального психологического развития младенца на фоне его резко возросшей самостоятельности. Симптомы кризиса: первые протестные действия ребенка против близкого взрослого, капризы, истерики, неистовые крики в ситуациях ограничения независимости и попыток управлять его поведением, настырность, непослушание, повышенная чувствительность к порицаниям, рост попыток осуществления самостоятельных действий; автономная речь | |
Сензитивный период | Развитие потребности в общении; интенсивное развитие сенсорных систем, возникновение предметного восприятия | |
Возможные психологические проблемы | Отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка; в условиях госпитализма страдает речевое развитие, познавательные функции, эмоциональное развитие |
Список использованной литературы:
1. Би, Х. Развитие ребенка. – СПб., 2004.
2. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004.
3. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1999.
4. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2002.
5. Смирнова, Е. О. Психология ребенка. – М., 1997.
Тема 2. Психологические особенности детей раннего возраста (1-3 года)
Задание.Заполнить таблицу 3: (см.выше)
Таблица 3
Краткая психологическая характеристика раннего возраста (1–3 года)
Социальная ситуация развития | Ребенок-предмет-взрослый | |
Генетическая задача | Освоение предметного мира, развитие речевого аппарата и первичных функций высших психических процессов | |
Ведущая деятельность | Предметно-манипулятивная или орудийно-предметная деятельность | |
Характер общения | Ситуативно – деловое общение с взрослым. Начальные формы общения со сверстниками, взаимное подражание | |
Базовая потребность | Любовь близких. Ведущая роль в удовлетворении принадлежит родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры | |
Психологические новообразования | Отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми, новая форма организации сознания - «Я-действие». Благодаря речи ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает и выделяет свои собственные действия, отделяет их от действий взрослого | |
Содержание кризиса трех лет | Симптомы кризиса: негатизм, упрямство, спроптивость, своеволие, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм. В период кризиса трех лет наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых) создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбоpa, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения. | |
Сензитивный период | Сензитивен для развития речи. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. | |
Возможные психологические проблемы | Симптомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка, то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются . |
Примечание:
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
В дальнейшем, предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Список использованной литературы:
1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007.- 349с.
2. и т.д.
Таблица 4
Таблица 5
Б. ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ
Таблица 6
Задание: Заполнить таблицы 7-8: (см.выше)
Таблица 7
Таблица 8
Краткая характеристика поздней юности (18–21 год)
Социальная ситуация развития | устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер | |
Генетическая задача | Поиск способов установления конструктивных отношений с широким кругом людей в новом статусе взрослого человека (в семье и коллективе) | |
Ведущая деятельность | центральным моментом развития личности в юности является развитие самосознания, динамика саморегуляции образов «я» | |
Характер общения | две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы - с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление - с другой | |
Базовая потребность | Потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой - в признании, защищенности в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании. | |
Психологические новообразования | приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает юношу самостоятельной личностью для трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации | |
Содержание кризиса 21 года | начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «не-я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяют квалифицировать этот период как критический - кризис юности. | |
Сензитивность | Человек наиболее способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, максимально работоспособен, поэтому прогресс в разных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи. Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной активности в самых разнообразных и современных областях науки и техники: в труде интеллектуальном, физическом. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование | |
Возможные психологические проблемы:Эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Проблемы столь важны и столь интимны, что для решения их, для «изживания» юности необходимо найти человека, который понял бы ее проблемы. С возрастом потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого обуревают те же проблемы и те же переживания. |
Список использованной литературы:
В. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ
Таблица 9
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СТАРОСТИ
Цель: усвоение о возрастных особенностях человека в периоды детства, отрочества, юности, молодости, взрослости, зрелости и старости.
Требования к знаниям:студент должен знать основные закономерности развития субъективной реальности в онтогенезе, логику смены одних периодов развития другими, основные позиции и программы действий взрослого в отношениях с ребенком на разных ступенях онтогенеза, механизмы психического развития в отдельные периоды жизни, закономерности развития различных видов детской деятельности, развития сознания, эмоций и чувств, воли, познавательной деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; возрастные нормы психического развития, индивидуальные варианты развития.
Требования к умениям:студент должен уметь анализировать и оценивать педагогические ситуации, используя теоретико-методологические схемы и понятия; планировать подготовку и реализацию образовательных программ, ориентируясь на закономерности развития субъективности; программировать и организовывать совместную с ребенком деятельность и общение, проектировать и конструировать развивающие образовательные условия и ситуации.
Форма проведения: собеседование, тестовый контроль знаний.
А. ДЕТСТВО