Тема 11. Темперамент, способности, характер и направленность личности

Темперамент является одним из наиболее значимых биологически обусловленных свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий людей, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения, неповторимостью социальных связей и контактов.

Темперамент (лат. temperamentum, являющийся переводом греч. krasis – надлежащее соотношение частей) – это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.

В Древней Греции (Гиппократ в V в. до н. э.) предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма (крови: лат. sanguis – сангвиник, желчи – лат. chole – холерик, черной желчи – лат. melaina chole – меланхолик, слизи – лат. phlegma – флегматик) является причиной различий в психике и поведении человека. Эти названия темпераментов (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик) сохранились до сих пор, но прежние представления об органической основе психологических различий между людьми имеют теперь чисто исторический интерес.

Представления о биологических основах темперамента менялись на протяжении веков. Согласно конституционной типологии Э. Кречмера (XIX в.), темперамент человека объясняется особенностями его телосложения, и в соответствии с этим выделяются следующие названия темпераментов: шизотимик, иксотимик, циклотимик. Американские исследователи У. Шелдон, С. Стивенс (40-е годы XX в.) продолжили попытку вывести из типа телосложения определенный темперамент, оценивая телосложение по степени развития трех основных тканей человека (согласно эмбриологии): экто-, мезо-, эндоморфии. Согласно их теории, темперамент является функцией структуры тела, и каждой соответствует тип темперамента: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный. Русский анатом и врач П. Ф. Лесгафт (начало XX в.) объяснял проявления темперамента свойствами системы кровообращения человека (толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, их диаметр, строение и форма сердца влияют на быстроту и силу кровотока и, как следствие, на меру возбудимости организма и продолжительность реакций в ответ на различные стимулы). Данная точка зрения нашла частичное подтверждение в современных эндокринологических исследованиях.

Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел благодаря работам И. П. Павлова. Он доказал, что в основе темперамента лежат особенности функционирования нервной системы. Его работы явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента В. Д. Небылицыным, Б. М. Тепловым, В. М. Русаловым. И. П. Павлов однозначно связывал свойства нервной системы – комбинацию силы, уравновешенности и подвижности – с тем или иным темпераментом (схема 11).

 
  Тема 11. Темперамент, способности, характер и направленность личности - student2.ru

Схема 11

При дальнейшем исследовании вопроса о темпераменте Б. М. Теплов сделал вывод, что: 1) свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида; 2) темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения развиты В. М. Русаловым (1980 г.) следующим образом: темперамент – это психобиологическая категория, свойства которой представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств», т.е. психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Для западных психологов, исследующих биологические основы темперамента, характерно изучение свойств отдельных морфофункциональных образований мозга. Английский психолог Г. Айзенк предложил нейрофизиологическую интерпретацию основных измерений темперамента:

1. Экстраверсия – интраверсия.

Экстраверсия – характеристика индивидуально-психологических различий, которая соответствует направленности человека на взаимодействие с внешним миром, поиску новых впечатлений, импульсивности, общительности, его повышенной речевой и двигательной активности.

Интраверсия – характеристика индивидуально-психологических различий, которая соответствует замкнутости человека на своем внутреннем мире, склонности к самоанализу, затруднениям в социальной адаптации, некоторой заторможенности.

2. Эмоциональная устойчивость (уровень нейротизма).

Для эмоциональной устойчивости человека характерно постоянство настроений, уверенность в себе; для эмоциональной неустойчивости – резкая смена настроения, обидчивость, раздражительность.

Представления о темпераменте, методы его оценки широко применяются в педагогической практике, в системе профотбора, в медицине и других сферах общественной практики. Во многих прикладных исследованиях темперамент рассматривается как важнейший фактор трудовой, учебной и спортивной деятельности. Показана роль темперамента как важнейшего компонента индивидуального стиля деятельности, который обеспечивает оптимальную «сопряженность» требований деятельности и индивидуально-психологических особенностей человека. Установлено, что наиболее явно роль темперамента выступает в тех трудовых, учебных и спортивных ситуациях, где наблюдается высокий уровень нервно-психического напряжения (стресс). Для некоторых профессий установлен профиль темпераментальных свойств, который является оптимальным для данной профессии.

В процессе приспособления темперамента к требованиям конкретной деятельности наблюдается следующее:

1) от психологических условий деятельности одни и те же свойства темперамента проявляются различным способом: они могут либо усиливаться, либо тормозиться;

2) от особенностей темперамента успешность выполнения одной и той же деятельности в разных условиях различна.

Второй уровень личности, зависящий как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования, и влияющий на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при помощи понятия «способности». Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в различных областях практики, наличие в психологической литературе многих его определений, неоднозначен.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес русский ученый Б. М. Теплов. Согласно ему, понятие способности включает следующие идеи:

1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие способности не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности (ряда деятельностей), обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, однако не сводимые к знаниям умениям и навыкам.

В психологии принято выделять:

общие способности – способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);

специальные способности – способности,определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т.д.).

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот, причем они взаимно дополняют друг друга. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено разными способами.

Способности существуют только в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Предпосылкой развития способностей являются задатки.

Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

В качестве задатков могут выступать: общая активность нервной системы и ее уравновешенность, повышенная чувствительность нервных структур, специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению временных связей и отношений, к обобщениям и т.д. Наличие определенных задатков у человека не означает присутствия соответствующих способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Потенциальные способности – это способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении соответствующих социальных условий.

Актуальные способности – это способности, которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью.

Одаренность – уровень развития общих и специальных способностей, определяющий диапазон различных видов деятельности, в которых человек может достичь высоких успехов.

Отдельно взятая изолированная способность не может быть аналогом одаренности, даже если она ярко выражена и достигла высокого уровня развития.

В результате изучения одаренных детей (Н. С. Лейтес) удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности:

1) внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;

2) трудолюбие (готовность к труду перерастает в склонность к труду);

3) особенности мышления (быстрота мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и синтеза, систематичность ума).

Проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо, поэтому свести одаренность людей, занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным.

Характеризуя специальные способности человека, выделяют такой уровень их развития, как мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности; следующий уровень развития и сочетания способностей человека – талант. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

На развитие способностей оказывают благоприятное влияние:

1) обогащенная внешняя среда;

2) высокий эмоциональный тон (положительный);

3) сензитивные периоды (лат. sensus – чувство, ощущение) – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности; периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики;

4) собственная активность, увлеченность, мотивация.

Мешают развитию способностей:

1) обедненная внешняя среда (отсутствие впечатлений);

2) частые психические травмы.

3) неправильное обращение с мотивацией (принуждение).

Развитие способностей (С. Л. Рубинштейн) совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития.

Третий уровень структуры личности отражает познание социальной организации общества, и традиционно обозначается как процесс социализации. В результате приобретения им индивидуального социального опыта формируется характер.

Социализация(лат. solialis – общественный) – это особый процесс включения индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства им социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Понятие «социализация» было введено в 40-е годы XX в. А. Доллардом и Дж. Миллером. В разных научных школах оно получило различную интерпретацию: как социальное научение (необихевиоризм), как результат социального взаимодействия (символический интеракционизм), как результат самоактуализации Я-концепции (гуманистическая психология).

Посредством социализации человек учится жить совместно с другими людьми, адаптироваться в конкретном обществе. Данный процесс предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации деятельности. Понятие социализации касается качеств, которые человек приобретает, и психологических механизмов, посредством которых достигаются их желаемые изменения. Процесс социализации может происходить как стихийно, так и целенаправленно (в результате воспитания и самовоспитания).

Понятие «характер» списывает индивидуальные качества человека и его поведение.

Характер (греч. charakter – чеканка, примета, особенность) – это совокупность устойчивых психических свойств и особенностей человека, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер человека проявляется в деятельности: 1) как человек относится к другим людям (общительность, принципиальность, правдивость, тактичность); 2) как человек относится к себе (себялюбие, эгоцентризм, самоотверженность); 3) как человек относится к делу (добросовестность, исполнительность, энтузиазм, ответственность); 4) как человек относится к вещам (аккуратное обращение, неаккуратное обращение).

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся: к воле (решительность, уверенность, неуверенность); к чувствам (жизнерадостность, угнетенность); к особенностям мышления (легкомыслие, вдумчивость). Следовательно, различают в структуре характера (по Н. Ф. Фиденко):

1) интеллектуальные черты (сообразительность, любознательность);

2) эмоциональные черты (впечатлительность);

3) волевые черты (решительность).

Черта характера– психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных ситуациях.

Черты характера обладают определенной побуждающей (тормозной) мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях, при необходимости осуществить выбор действий, преодолеть значительные трудности. Каждая черта – это поляризованная характеристика (например: аккуратность – неаккуратность). Число сочетаний различных черт характера у одного человека достаточно велико.

Черты характера группируются естественным образом в симптомокомплексы, или факторы. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера – это чрезмерная выраженность отдельной черты (или отдельных черт) характера на фоне других, как результат усиления одних черт и ослабления других.

Понятие «акцентуация» было введено в психологию К. Леонгардом. Классификация типов акцентуаций характера представляет значительную сложность и не совпадает у разных авторов (А. Е. Личко, Э. Фромм).

Характер формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека, являясь одним из основных проявлений личности. Оценки характера и оценки личности одного и того же человека могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует.

В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев).

Направленность – это совокупность устойчивых потребностей и мотивов личности, ориентирующих ее деятельность и определяющих главное направление ее поведения.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность личности – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.

Установка – готовность, предрасположенность личности к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Желание – состояние осознанной, актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Склонность – специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая предрасположенность личности к какой-либо определенной деятельности.

Убеждение – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Наши рекомендации