Понятие нейропсихологического симптома, синдрома, фактора. Подходы к изучению нейропсихологического синдрома.
Экспертиза
Принципы психологической экспертизы:
1. Исследовать не только нарушение , но и сохранную сторону психики.
2. Соотносить психический статус с требованиями того действия, в отношении которого ведется экспертиза.
Существует 4 вида экспертизы:
1. Врачебно – трудовая (психолог должен оценить насколько сохранны психические функции после болезни, не оставила ли болезнь следов.)
2. Военно – медицинская (психолог определяет психический статус, прогнозирует возможные отклонения.)
3. Судебно – психиатрическая (определение был ли человек в состоянии аффекта, интеллект социальный и реальный), так же психолого – психиатрическая (постановка и уточнение диагноза, вменяемости - невменяемости ).
4. Психолого – педагогическая (устанавливает аномалии развития, поведения, трудностив обучении).
Реабилитация – восстановление психофизеологических возможностей, способностей человека на оптимальном уровне после болезни, его социально – трудовая адаптация.
Нейропсихология раскрыла новые возможности для такой важнейшей облатси практики как восстановление функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Данное направление, исходя из общих нейропсихологических представлений, разрабатывает принципы и методы восстановительного обучения больных, перенесших локальные заболевания. Этой проблемой занимались такие ученые как Лурия, Цветкова, Рубинштейн, Ананьев и др. Центральное положение нейропсихологической реабилитации в том, что восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает ее новую мозговую организацию.
Выделяют 3 задачи клинического психолога:
1. Восстановление ВПФ
2. Восстановление и нормализация отношений в среде.
3. Коррекция риска суицида или инвалидизации, коррекция тревожности, возобновления риска заболевания после болезненного синдрома.
Профилактика
Включает в себя 3 этапа:
- первичная профилактика. Психолог формирует представления о ЗОЖ, ценности здоровья.
- Вторичная профилактика. Выявляется группа риска, проводится работа с группой риска, происходит коррекция фактора риска и образа жизни.
- Третичная профилактика. Проводится работа с переболевшими людьми.
5)История развития нейропсихологии. Вклад Выготского, Хомской Лурия, Цветковой и др.
Успехи психологической науки, нейрофизиологии и медицины подготовили почву для формирования новой отрасли психологической науки – нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 30- 40 гг. ХХ века в различных странах и особенно интенсивно в Советском Союзе.
Первые нейропсихологические исследования в нашей стрвне проводились еще в 20 –х гг. Л.С. Выготским, который сформулировал основные положения о развитии ВПФ и смысловом системном строении сознания. Исходя из этих теоретических положений , он обратился к исследованию изменений возникающих в ВПФ при локальных поражениях мозга.. Принципы, сформулированные Л.С. Выготским, послужили началом целенаправленных многолетних исследований, проводившихся Лурия А.Р. и его сотрудниками, что привело к разработке нейропсихологии человека как одной из важных отраслей современной психологической науки.
Решающий вклад в формирование нейропсихологии как самостоятельной научной дисциплины внес А. Р. Лурия, на протяжении почти 50 лет разрабатывавший различные проблемы нейропсихологии и создавший теорию мозговой организации высших психических функций человека. Если Л. С. Выготский стоял у истоков советской нейропсихологии, то А. Р. Лурия, последовательно развивая его идеи, превратил нейропсихологию в самостоятельную отрасль психологической науки. Заслугой А. Р. Лурия является создание советской нейропсихологической школы, которая занимает одно из ведущих мест в этой области знания.
В создание советской нейропсихологии определенный вклад внесли и те патопсихологические исследования, которые проводились в ряде психиатрических клиник Советского Союза. К ним относятся исследования психиатра Р. Я. Голант, посвященные описанию мнестических расстройств при локальных поражениях мозга, в частности при поражениях диэнцефальной области мозга [71]. Большое значение имели работы по изучению основных форм нарушения сознания при локальных поражениях мозга, которые были проведены известными советскими психиатрами М. О. Гуревичем и А. С. Шмарьяном. М. О. Гуревич детально описал психосенсорные расстройства, возникающие при различных поражениях мозга, и дал их тщательный неврологический и психоневрологический анализ [74]. А. С. Шмарьян, изучая больных с локальными поражениями мозга (опухолями), описал синдромы изменения сознания при диэнцефальных, базально-височных и лобных поражениях мозга [240]. Эти работы сохранили свое значение и в настоящее время.
Киевский психиатр А. Л. Абашев-Константиновский многое сделал для разработки проблемы общемозговых и локальных симптомов, возникающих при локальных поражениях мозга. Им описаны характерные изменения сознания, возникающие при массивных поражениях лобных долей мозга, и выделены те условия, от которых зависит появление этих расстройств [3].
Важный вклад в советскую нейропсихологию сделала Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками. Ими были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга. Описаны основные типы патологии мыслительных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления — в одних случаях, и нарушений динамики мыслительных актов (дефектов мотивации, целенаправленности мышления и т. д.) — в других. Большой интерес для нейропсихологии представляют работы Б. В. Зейгарник и ее сотрудников, посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических поражениях мозга [86; 87], которые нашли свое продолжение в исследованиях психиатра Т. А. Доброхотовой об особенностях нарушений эмоционально-волевой сферы у больных с различными локальными поражениями мозга [78].
Безусловный интерес с позиций нейропсихологии имеют и работы грузинской школы психологов, исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных пораж< ниях мозга (при эпилепсии, поражении лобных долей мозга, диэнцефальной области; [216]).
Важные экспериментально-психологические исследования проводились и на базе неврологических клиник. К ним относите прежде всего работы Б. Г. Ананьева, посвященные проблеме пар ной работы полушарий головного мозга. В исследования: Б. Г. Ананьева и его сотрудников получен большой фактически] материал, показывающий многообразие взаимодействия обои; полушарий в таких видах психической деятельности, как осяза ние, пространственная ориентировка, сложные виды праксисг и др. [10; 11; 12]. Эти работы внесли важный вклад в построенж современных нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов.
Большую ценность для построения нейропсихологии представляют и нейрофизиологические исследования, которые проводились и проводятся в ряде лабораторий страны. К ним относятся исследования Г. В. Гершуни и его сотрудников, направленные на анализ слуховой системы [70], установившие, в частности, два режима ее работы: анализ длинных и коротких звуков, что позволило по-новому подойти к симптоматике поражения височных отделов коры у человека [27], а также многие другие нейрофизиологические исследования сенсорных процессов. Большой вклад в современную нейропсихологию внесли исследования таких крупных советских физиологов как Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева и др. Концепция Н. А. Бернштейна об уровневой организации движений [33] послужила основой для формирования нейропсихологических представлений о мозговых механизмах движений и их нарушений при локальных поражениях мозга. Положения Н. А. Бернштейна о физиологии активности [34] явились одним из логических «блоков», из которых была построена нейро-психологическая модель целесообразного поведения человека. Концепция П. К. Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных [13; 14] была использована А. Р. Лурия для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека. Работы Е. Н. Соколова, посвященные изучению ориентировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологией (вместе со всеми другими достижениями физиологии в этой области) для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов (концепции о трех блоках мозга, объяснения модально-неспецифических нарушений высших психических функций и др.). Большую ценность для нейропсихологии представляют исследования Н. П. Бехтеревой, В. М. Смирнова и др. (Институт экспериментальной медицины АМН СССР), в которых впервые в нашей стране методом вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов, как когнитивных, так и эмоциональных [36; 37; 38; 204]. Эти исследования открывают новые широкие перспективы изучения мозговых механизмов психических процессов.
6) Современные анатомические представления о структурно-функционвльном строении мозга.
Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую систему, состоящую однако из различных дифференцированных отделов, которые выполняют различную роль в реализации психических функций.
Важнейшим достижением современных нейроморфологических исследований является разработка нового подхода к изучению принципов организации мозга. Этот подход объединяет тщательное изучение микроструктуры различных образований (клеток, синапсов и др.) и использует полученные данные для построения общих представлений о системной работе мозга как целого.
Понимание соотношения мозга и психики существенно зависит от уровня анатомических знаний, от успехов нейроморфологии.
Как известно, у человека по сравнению с другими представителями животного мира существенно больше развиты новые отделы мозга, и прежде всего, новая кора.
В пределах новой коры наибольшее развитие получили ассоциативные отделы коры. Одновременно у человека отмечается усложнение и дифференцировка ассоциативных таламических ядер, подкорковыхз узлов, а так же новых отделов мозгового ствола. Существенно более развиты у человека лобные доли мозга – как и корковые отделы. Так и подкорковые связи.
Ассоциативные отделы коры больших полушарий у человека не только больше по занимаемой площади, но и характеризуются более тонким архитектоническим и нейронным строением. На основании анализа новых экспериментальных данных, а так же обобщении литературного материала О.С. Адриановым была разработана концепция о структурно –системной организации мозга как субстрата психической деятельности. В соответствии с этой концепцией структурно – системная организация мозга включает проекционные, ассоциативные, интегративные, пусковые и лимбико – ретикулярные системы, каждая из которых выполняет свои функции. Проекционные системы обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации в качественно новую форму деятельности, направленную на быстрейший выход возбуждений на периферию(реализуют конечную стадию приспособительного поведения), лимбико –ретикулярные системы обеспечивают энергетические , мотивационные и эмоционально – вегетативные влияния. Все системы работают в тесном взаимодействии, по принципу либо одновременно, либо последовательно возбужденных структур.
Работа каждой системы имеет динамический характер. Эта динамика определяется особенностями поступающих афферерентных импульсов и спецификой реакции организма.. Динамичность этих взаимоотношений проявляется на поведенческом, нейронном, синаптическом и молекулярном уровне. Согласно концепции Адрианова различным образованиям и системам мозга свойственны 2 формы строения и деятельности: инвариантные, генетически обусловленные и и подвижные, вероятностно –обусловленные. Таким образом несмотря на жесткую врожденную организацию макроконструкций и макросистем, этим системам присуща определенная приспособительная изменчивость, которая проявляется на уровне микроструктур (микроансамблей микросистем) мозга.
Число исходных типов нервных клеток сравнительно невелико, однако характер объединения нейронов в микро- и макроансамбли, их расположение, связи друг с другом и другими ансамблями формируют огромное количество вариантов связей, входящих в различные макросистемы с индивидуальными характеристиками. Т.е. существуют как общие принципы строения и функционирования, присущие всем макросистемам, так и динамически изменяющиеся индивидуальные особенности этих систем, определяемые индивидуальными особенностями составляющих их микросистем .
Важным принципом структурной организации мозга как субстрата психической деятельности является принцип иерархической соподчиненности различных систем мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждой системы и осуществляется управление одного уровня иерархии над другими, а так же осуществляется контроль за этим управлением на основе прямых и обратных связей. Принцип иерархии систем, как и другие принципы организации мозга, обеспечивает его интегративную целостную деятельность.
Так же Адрианов выдвигает одним из важнейших принципов структурно- системной организации мозга принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (подкорково-корковых и горизонтальных корковых) путей проведения возбуждения, что дает широкие возможности для различных типов переработки афферентных сигналов и является так же одним из механизмов интегративной работы мозга.
Данная концепция дает анатомическое обоснование двум основным принципам теории локализации ВПФ: принципу системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно – функциональные системы мозга)и принципу динамической локализации функций (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию у разных людей и в разные возрасты их жизни )
Левое правое
вербальное невербальное
оценка времени оценка пространства
аналитическое синтетическое
последовательное одновременное
абстрактное конкретное
Действительно ли это так?
Левое полушарие - вербальное, последовательное. Почему ему приписываются такие функции? Левое полушарие связано с анализом речевой информации. Речевая информация поступает последовательно. Первое слово еще не говорит о том, что будет в конце. Но здесь есть и одномоментный процесс - когда информация предложения воспринимается полностью, осмысливается то, что произносилось. Зрительное восприятие традиционно считается одномоментным. Мы открыли глаза и увидели все, что находится перед нами. Но если вы закроете глаза, вы вряд ли сумеете описать полную картину. Для этого, вам нужно обратить особое внимание на все, что открывается в зрительном поле. Поэтому проблема которая стоит о взаимодействии полушарий, связывается с выделением основных характеристик любого психического процесса, для выделения которых, соответственно, необходима работа и левого и правого полушария.
Возьмем такую характеристику как произвольность и непроизвольность. Это общие характеристики любого психического процесса. Если мы по этим характеристикам попытается выяснить есть ли различия между правым и левым полушарием, то выясняется что есть. Как правило левое полушарие обеспечивает произвольную сторону, для правого полушария характерна непроизвольная сторона. Это видно в клинической практике. Так, при поражении левого полушария, при выполнении правой рукой нарушаются не автоматизированные формы письма, а при поражении правого полушария - нарушаются автоматизированные формы письма.
Непосредственное и отсроченное выполнение действия. Непосредственные формы соотносятся с работой правого полушария, а отсроченные с работой левого. Таким образом, проблема правого и левого полушария - это выявить, какими конкретно характеристиками, тактиками и т.д. работает каждое из полушарий и как эти тактики, характеристики взаимодействуют в совместной работе двух полушарий.
Проблема левшества.
Существуют разные теории, которые пытаются выяснить причину.
1. Генетическая теория. Согласно этой теории левшество передается генетически. То есть обусловлено генными механизмами, и более того, левшшество может проявляться в морфологических строениях мозга.
2. Социо-культурная теория. Формирование праворукости связано с культурно-историческими условиями, то есть в основе формирования праворукости лежит не морфология, а социальное давление и тренировка. Ребенок рождается, ему сразу начинают вкладывать в правую руку и т.д.
3. Патологическая теория. Левшество - результат травмы на разных этапах преднатальной и постнатальной жизни. Пример: родовая травма.
Очевидно, что истина лежит где-то посередине, в каждой теории есть достоверная часть.
С точки зрения нейропсихологии интересно следующее: левши являются специфической группой населения, для левшей характерно специфическое протекание психических процессов. Факты:
Нет прямой зависимости между рукой и речевой доминантностью. Брока ранее говорил, что речь располагается в том полушарии, противоположном ведущей руке. Современные исследования показали, сто нет такой прямой зависимости. Речь нарушается как при поражении правого полушария, так и при поражении левого полушария. Афазия (нарушение речи) у левшей наблюдается при поражении левого полушария в 40%, правого полушария в 20% и латерально в 40% случаев. У правшей эти нарушения протекают сложней имеют меньшую скорость обратного развития, чем у левшей.
У левшей, в других исследованиях, наблюдается неспецифический характер расстройства этих функций. То есть нет такого четкого соотнесения с локализацией поражения как у правшей. Поражение может находится в одном месте, а симптомы будут такими, как у правшей при поражении другого участка.
В целом правши составляют 90% популяции. Левши от 8%. В возрастном аспекте динамика правшества и левшести выглядит следующим образом.
до 1 года 52% правши, 47% левши.
до 2 лет - 70% правшей 25% левшей
к 7 годам 85% правши 12% левшей
То есть как бы динамика меняется.
В связи с проблемой левшества возникает проблема обучения левшей: нужно ли переучивать леворуких детей?. Нет нельзя, если ребенок самостоятельно не проявляет такой инициативы. Если у ребенка складывается функциональная система, где ведущей становится левая рука, то переучивание означает ломку функциональной системы - неполноценное развитие функциональной системы плюс стрессовая ситуация, которая возникает у ребенка.
Проблема правостороннего мира.
Наш мир приспособлен для праворуких людей. Начиная от открывания двери, заканчивая письмом - контроль регуляция деятельности письма (ребенок не видит, что он пишет).
Проблема расщепленного мозга.
Впервые, когда был исследован мозг с рассеченным мозолистым телом был открыт способ исследования функций левого и правого полушарий, то есть предъявление информации раздельно в левое и правое полушарие. Синдром расщепленного мозга, который был исследован на основании этой методики распадается на два основных синдрома. Синдром аномии (нарушение номинации), и синдром дископии-дисгрофии (копирование и графика). Синдром аномии - невозможность называть стимулов поступающих в правое полушарие. То есть при предъявление стимула в левое полуполе зрения или в левую руку.
14) Проблема межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия
Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из актуальных проблем современного естествознания.
В настоящее время получено большое количество данных о неравнозначности левого правого полушарий головного мозга. К ним относятся и анатомические и физиологические данные и материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий.
Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый материал о функциональной неравномерности полушарий.
В данный момент можно считать установленными несколько основных положений, касающихся функциональной асимметрии
Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравномерное по значению участие левого и правого полушария в осуществлении психической функции, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из этих асимметрий подразделяется на множество более парциальных видов. Внутри моторной асимметрии могут быть выделены ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и др. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная, однако другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной изучены недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. В «психическом» – асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).
Анализируя соотношение лишь трех видов асимметрии (рука, глаз, ухо) А. Чуприков и др. выделили в нормальной популяции 8 вариантов функциональной асимметрии мозга. При учете других видов моторных и сенсорных асимметрий их число должно быть во много раз больше.
Таким образом, существует множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий при оценке даже только элементарных моторных и сенсорных процессов. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии будет выявлено, если будут учтены особенности всех высших психических функций. Представление о правшах (с ведущей правой рукой) как об однородной группе населения неправомерно. Еще более сложными и неоднородными являются группы левшей ( с ведущей левой рукой) и амбидестров (с ведущими обеими руками).
Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме по видимому, очень сложна. Профили асимметрий весьма разнообразны.
Каждая конкретная форма функциональной асимметрии характеризуется определенной степенью (мерой). Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой (моторной или сенсорной) асимметрии. Некоторые авторы пользуются показателем коэффициент асимметрии.
Функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные ни детях основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Эти показатели фиксируются электроэнцефалографом, способным фиксировать и дихотомическим прослушиванием.
В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарных асимметрий мозга.
Первое направление. Это эксперименты изучения специфики нарушения отдельных (вербальных не невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних очагах поражения позволяет выявить нейропсихологические симптомы характерные для поражения только левого, или только правого полушария. Подобное сопоставление показало, что различные звенья мнестической деятельности связаны с различными полушариями, Так, звено отсроченного воспроизведения связано с работой левого полушария, а непосредственного воспроизведения – с работой правого полушария. Произвольный уровень регуляции психическими функциями реализуется преимущественно структурами левого полушария, а непроизвольным, автоматизированный – структурами правого.
Второе направление изучения проблемы межполушарной асимметрии мозга состоит в сопоставлении целостных нейропсихических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий.
Систематическое изучение нейропсихологических синдромов началось сравнительно недавно.
Различие левополушарных и правополушарных нейропсихологических синдромов очевидна, однако точная качественная квалификация и точная количественная оценка нарушений различных ВПФ, возникающих при поражении тех или иных структур правового полушария, встречаются еще с рядом трудностей, которые связаны с разработкой новых методов, адекватных поставленной проблеме функциональной специфичности правого полушария.
Изучение межполушарной асимметрии и межполушарных различий мозговой организации различных психических функций составляют одну проблему функциональной специализации полушарий. Второй проблемой является проблема межполушарного взаимодействия как основы осуществления различных психических функций. Наибольший интерес представляют данные о расщепленном мозге, т.е. о психических функциях с перерезанными мозолистым телом. Характерными проявлениями этого синдрома является аномия – нарушение способности давать отчет о всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие, особые нарушения письма и конструктивной деятельности, которые возникают лишь при их выполнении одной (левой или правой) рукой (синдром дископии – дисграфии)
Модель «расщепленного мозга» впервые показала, что оба полушария представляют собой единый парный орган, и что нормальное функционирование возможно лишь при их взаимодействии.
Симптоматика поражения мозгового тела в целом обнаруживает различия в нарушениях ВПФ. Для всех больных с частичной перегрузкой мозолистого тела характерны явления аномии (невозможность называния предметов, воспринимаемых левой половиной поля зрения или левой половины зрительного пространства, явления дископии – дисграфии. Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности (зрительной, тактильной, слуховой). Модально специфический характер этих нарушений зависит от объема и места перерезки волокон мозолистого тела (передние, средние, задние отделы). При перерезке задних отделов возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при их тактильном восприятии левой рукой ( при сохранности называния тех же объектов при ощупывании правой рукой), что объясняет разобщение задних отделов больших полушарий.
При заднем расположении аневризмы нарушения проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с правосторонней гомонимной гемианопсией. Называние объектов, инфомация о которых поступает в правое полушарие, невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать – только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять обе операции обеими руками (синдром дископии – дисграфии). Нарушение взаимодействия слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотомического прослушивания), что наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. При частичном поражении координации движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева – направо и наоборот при его оценке по методике, разработанной С.Блинковым.
Ствол мозга.
РФ играет важную роль в оценке информации. Нейроны РФ неспецифичны, т.к. не реагируют на модальную информацию, но реагируют на любую сенсорную информацию, в которой усматривается признак новизны.
Есть зоны в коре мозга, непосредственно связанные с эмоциями: участок РФ ― голубое пятно. Он связан с выделением норадреналина и играет важную роль в запуске эм. реакций. Недостаток норадреналина приводит к депрессиям, а избыточное накопление ― к появлению стрессорных состояний. Черная субстанция связана с выделением медиатора дофамина, приводящее к возникновению приятных ощущений, чувства эйфории.
Лимбическая система. 2 гиппокампа и таламус(круг). Поток эмоций, вся информация, поступающая к человеку, проходит через эти структуры и получает определенную эмоциональную окраску. Эти структуры связываются с присвоением той или иной информации нейронам, замыкающимся в дугу.
Зрительная агнозия. Виды.
Человек видит, но не может узнать то, что он видит. Лурия определял агнозии, как расстройство синтеза изолированных элементов разных видов восприятия.
Сетчатка – набор рецепторов, выстилающих дно глазного яблока.
При поражении сетчатки возникают такие нарушения: скотомы(выпадение полей зрения при разрушении определенных участков сетчатки), нарушение светоразличения (куриная слепота-нарушения палочкового зрения, в сумерках человек плохо видит), нарушения цветового зрения –дальтонизм, ахромозия- отсутствие колбочек (черно-белое зрение).
Зрительный нерв – та часть зрительных путей, которая расположена до хиазмы.
При поражении: снижение остроты зрения, сужение поля зрения, при разрушении зрит. нерва-потеря зрения на один глаз.
Хиазма – перекрест зрительных путей. Правое в ЛП, левое полуполе в ПП, связь м/у ними осуществляется через мозолистое тело. При поражении возникают различные, чаще симметричные нарушения полей зрения на обоих глазах- гемианопсии, м.б. выпадение одноименных или разноименных полей зрения.
Зрительный тракт (от хиазмы до первичных ядерных зон мозга).Разрушение зрительного тракта с левой стороны или разрушение зрительного тракта с правой стороны- одноименные гемианопсии.
Первичные ядерные зоны зрительного анализатора. Осуществляют анализ физических параметров стимула. При разрушении нервной ткани –центральные скотомы, при разрушении всей зоны в одном из полушарий –центральные одноименные гемианопсии, при разрушении обеих зон в двух полушариях –центральная слепота.
Расстройства, возникающие при поражении вторичных гностических зон носят название агнозии. Зрительная агнозия- это рас-во зрител. Гнозиса, кот. возникают при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных зрительных функций(острота зрения, поля, цветоощущение). В рамках зрит.агнозии выделяют нарушения в ядерных зонах: центральная слепота- нарушена вся область мозга, куда приходит инф-ия от зрит. Анализатора; фотопсии- связанны с раздражением различных участков ядерной зоны- у больного ощущение вспышек перед глазами; скотомы-поражение ядерной зоны.
1. Предметная агнозия – нарушение целостного восприятия предмета при возможности опознания отдельных его признаков (отсутствие процесса узнавания). На ощупь узнает. Может ложно опознать на основе выделенного признака(лампа, змея- по шнуру). При поражении широкой зоны зрительного анализатора. Поражение ЛП ведет к восприятию объектов лишь по отдельным признакам, ПП- отсутствию акта идентификации.
2.Буквенная агнозия (встречается редко). Невозможность синтеза отдельных признаков (сочетания ÉÌ-/ï\ и т.д.) в целостное восприятие буквы, цифры. Локализация: нарушение связано с поражением левой теменно-затылочной области. Больные правильно копируют буквы, но не могут их назвать- распадается навык чтения.
3.Цветовая агнозия. Нарушение синтеза цвета в целостном восприятии объекта. Нарушение ассоциации цвета с предметом.
Локализация: левая и правая затылочные области.
4.Симультантная агнозия - невозможность одновременного восприятия нескольких объектов или ситуации в целом. Воспринимается лишь один объект(не может поставить точку в круге), отслеживает один объект, который попал в поле зрения. Возникает при двустороннем или правостороннем поражении затылочных отделов.
5.Лицевая агнозия. Больной не запоминает лица в спец. Заданиях, не узнает знакомых лиц или их изображение, не узнает себя в зеркале. Нарушено восприятие выражения лица. Локализация: поражения правой височной области – средних и задних ее отделов.
6.Односторонняя пространственная агнозия или левостороннее зрительное игнорирование. Дефект – невозможность синтеза информации от левого и правого полуполей зрения. Предполагается, что оно связано с нарушением фиксации взгляда, либо с нарушением взаимодействия ЛП и ПП головного мозга. Локализация недостаточно изучена, предполагается поражение затылочной доли ПП, лобных долей и подкорковых образований (все в ПП). Аналогичные расстройства могут быть при поражении ЛП, если ПП доминантно по речи.
7. Оптико-пространственная. Синдром нарушения зрительного восприятия и движения. Нарушение синтеза признаков в целое в их пространственной взаимосвязи. Самолет над облаками. Нарушение действий, требующих пространственной ориентировки. Больные рисуют отдельные атрибуты, изображая человека- не знают как их совместить. Локализация: верхние отделы Л и П затылочной области на стыке с теменной.
8.Псевдоагнозия. Относится ко всем видам агнозий, которые возникают при поражении лобных отделов головного мозга. Основной дефект – распад восприятия как произвольной деятельности с нарушением программирования, регуляции и контроля деятельности восприятия.
При любой форме агнозий больной не может синтезировать отдельные признаки в целостный образ.
Разные формы зрительных агнозий возникают при поражениях ЛП, ПП или их одновременного поражения (все – в затылочной области).
Пирамидная система.
Начало она свое берет моторной зоне. На уровне продолговатого мозга часть волокон переходит на противоположную сторону. Остальные идут в составе проводящих путей на этой же стороне. Таким образом нейроны мышц иннервирующих туловище и верхнюю треть лица получают информацию из обоих полушарий, а нейроны иннервирующие конечности и нижние две трети лица получают иннервацию из контрлатерального полушария. Поражения пирамидной системы приводит к параличам или парезам конечностей.
Экстрапирамидная система.
Основным субстратом экстрапирамидной системы являются подкорковые образования - стриопаллидарная система, состоящая из ряда подкорковых ядер. Центральным образованием является бледный шар, т.к. в нем конвергируют все импульсы идущие от всех подкорковых структур.
Поражения экстрапирамидной системы приводит к двум типам нарушений: 1). различного рода патологические движения. 2) нарушению тонуса мышц. Корковые нарушения произвольных движений и действий получили название апраксий. Лурией выделены 4 формы апраксий.
Апраксия - это утеря способности производить целенаправленные движения при отсутствии параличей или парезов.
1.Кинестетическая апраксия –это невозможность осуществления нужных движений, при сохранности потенц. силы мышц. Информация, кот. должна идти от мышц и сухожилий не находит своего адресата. Человек не чувствует своего тела в пространстве. Нарушение праксиса позы( обследуемый должен повторить различные комбинации из пальцев), нарушение предметных движений. Возникает при поражении задней центральной части постценральных отделов коры.
2.Пространственная апраксия. Возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры. Если дальше к затылочным областям, то на первое место выходит синдром зрительно-пространственной агнозии, когда