Понятие нейропсихологического симптома, синдрома, фактора. Подходы к изучению нейропсихологического синдрома.

Экспертиза

Принципы психологической экспертизы:

1. Исследовать не только нарушение , но и сохранную сторону психики.

2. Соотносить психический статус с требованиями того действия, в отношении которого ведется экспертиза.

Существует 4 вида экспертизы:

1. Врачебно – трудовая (психолог должен оценить насколько сохранны психические функции после болезни, не оставила ли болезнь следов.)

2. Военно – медицинская (психолог определяет психический статус, прогнозирует возможные отклонения.)

3. Судебно – психиатрическая (определение был ли человек в состоянии аффекта, интеллект социальный и реальный), так же психолого – психиатрическая (постановка и уточнение диагноза, вменяемости - невменяемости ).

4. Психолого – педагогическая (устанавливает аномалии развития, поведения, трудностив обучении).

Реабилитация – восстановление психофизеологических возможностей, способностей человека на оптимальном уровне после болезни, его социально – трудовая адаптация.

Нейропсихология раскрыла новые возможности для такой важнейшей облатси практики как восстановление функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Данное направление, исходя из общих нейропсихологических представлений, разрабатывает принципы и методы восстановительного обучения больных, перенесших локальные заболевания. Этой проблемой занимались такие ученые как Лурия, Цветкова, Рубинштейн, Ананьев и др. Центральное положение нейропсихологической реабилитации в том, что восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает ее новую мозговую организацию.

Выделяют 3 задачи клинического психолога:

1. Восстановление ВПФ

2. Восстановление и нормализация отношений в среде.

3. Коррекция риска суицида или инвалидизации, коррекция тревожности, возобновления риска заболевания после болезненного синдрома.

Профилактика

Включает в себя 3 этапа:

- первичная профилактика. Психолог формирует представления о ЗОЖ, ценности здоровья.

- Вторичная профилактика. Выявляется группа риска, проводится работа с группой риска, происходит коррекция фактора риска и образа жизни.

- Третичная профилактика. Проводится работа с переболевшими людьми.

5)История развития нейропсихологии. Вклад Выготского, Хомской Лурия, Цветковой и др.

Успехи психологической науки, нейрофизиологии и медицины подготовили почву для формирования новой отрасли психологической науки – нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 30- 40 гг. ХХ века в различных странах и особенно интенсивно в Советском Союзе.

Первые нейропсихологические исследования в нашей стрвне проводились еще в 20 –х гг. Л.С. Выготским, который сформулировал основные положения о развитии ВПФ и смысловом системном строении сознания. Исходя из этих теоретических положений , он обратился к исследованию изменений возникающих в ВПФ при локальных поражениях мозга.. Принципы, сформулированные Л.С. Выготским, послужили началом целенаправленных многолетних исследований, проводившихся Лурия А.Р. и его сотрудниками, что привело к разработке нейропсихологии человека как одной из важных отраслей современной психологической науки.

Решающий вклад в формирование нейропсихологии как самостоя­тельной научной дисциплины внес А. Р. Лурия, на протяжении почти 50 лет разрабатывавший различные проблемы нейропсихо­логии и создавший теорию мозговой организации высших психи­ческих функций человека. Если Л. С. Выготский стоял у истоков советской нейропсихологии, то А. Р. Лурия, последовательно раз­вивая его идеи, превратил нейропсихологию в самостоятельную отрасль психологической науки. Заслугой А. Р. Лурия является создание советской нейропсихологической школы, которая занима­ет одно из ведущих мест в этой области знания.

В создание советской нейропсихологии определенный вклад внесли и те патопсихологические исследования, которые проводи­лись в ряде психиатрических клиник Советского Союза. К ним относятся исследования психиатра Р. Я. Голант, посвященные описанию мнестических расстройств при локальных поражениях мозга, в частности при поражениях диэнцефальной области мозга [71]. Большое значение имели работы по изучению основ­ных форм нарушения сознания при локальных поражениях мозга, которые были проведены известными советскими психиатрами М. О. Гуревичем и А. С. Шмарьяном. М. О. Гуревич детально опи­сал психосенсорные расстройства, возникающие при различных поражениях мозга, и дал их тщательный неврологический и пси­хоневрологический анализ [74]. А. С. Шмарьян, изучая больных с локальными поражениями мозга (опухолями), описал синдромы изменения сознания при диэнцефальных, базально-височных и лобных поражениях мозга [240]. Эти работы сохранили свое значение и в настоящее время.

Киевский психиатр А. Л. Абашев-Константиновский многое сделал для разработки проблемы общемозговых и локальных симптомов, возникающих при локальных поражениях мозга. Им описаны характерные изменения сознания, возникающие при мас­сивных поражениях лобных долей мозга, и выделены те условия, от которых зависит появление этих расстройств [3].

Важный вклад в советскую нейропсихологию сделала Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками. Ими были изучены нару­шения мышления у больных с локальными и общими органически­ми поражениями мозга. Описаны основные типы патологии мысли­тельных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления — в одних случаях, и нарушений динамики мыслитель­ных актов (дефектов мотивации, целенаправленности мышления и т. д.) — в других. Большой интерес для нейропсихологии пред­ставляют работы Б. В. Зейгарник и ее сотрудников, посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических пора­жениях мозга [86; 87], которые нашли свое продолжение в иссле­дованиях психиатра Т. А. Доброхотовой об особенностях наруше­ний эмоционально-волевой сферы у больных с различными локаль­ными поражениями мозга [78].

Безусловный интерес с позиций нейропсихологии имеют и работы грузинской школы психологов, исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных пораж< ниях мозга (при эпилепсии, поражении лобных долей мозга, диэнцефальной области; [216]).

Важные экспериментально-психологические исследования проводились и на базе неврологических клиник. К ним относите прежде всего работы Б. Г. Ананьева, посвященные проблеме пар ной работы полушарий головного мозга. В исследования: Б. Г. Ананьева и его сотрудников получен большой фактически] материал, показывающий многообразие взаимодействия обои; полушарий в таких видах психической деятельности, как осяза ние, пространственная ориентировка, сложные виды праксисг и др. [10; 11; 12]. Эти работы внесли важный вклад в построенж современных нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов.

Большую ценность для построения нейропсихологии представ­ляют и нейрофизиологические исследования, которые проводились и проводятся в ряде лабораторий страны. К ним относятся иссле­дования Г. В. Гершуни и его сотрудников, направленные на анализ слуховой системы [70], установившие, в частности, два режима ее работы: анализ длинных и коротких звуков, что позволило по-ново­му подойти к симптоматике поражения височных отделов коры у человека [27], а также многие другие нейрофизиологические исследования сенсорных процессов. Большой вклад в современную нейропсихологию внесли исследования таких крупных советских физиологов как Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева и др. Концепция Н. А. Бернштейна об уровневой организации движений [33] послужила основой для формирова­ния нейропсихологических представлений о мозговых механизмах движений и их нарушений при локальных поражениях мозга. По­ложения Н. А. Бернштейна о физиологии активности [34] явились одним из логических «блоков», из которых была построена нейро-психологическая модель целесообразного поведения человека. Концепция П. К. Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных [13; 14] была использована А. Р. Лурия для построения теории системной динамической локализации высших психических функций челове­ка. Работы Е. Н. Соколова, посвященные изучению ориентиро­вочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихоло­гией (вместе со всеми другими достижениями физиологии в этой области) для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов (концепции о трех блоках мозга, объясне­ния модально-неспецифических нарушений высших психических функций и др.). Большую ценность для нейропсихологии пред­ставляют исследования Н. П. Бехтеревой, В. М. Смирнова и др. (Институт экспериментальной медицины АМН СССР), в которых впервые в нашей стране методом вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов, как когнитивных, так и эмоциональных [36; 37; 38; 204]. Эти исследования открывают новые широкие перспективы изучения мозговых механизмов психических процессов.

6) Современные анатомические представления о структурно-функционвльном строении мозга.

Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую систему, состоящую однако из различных дифференцированных отделов, которые выполняют различную роль в реализации психических функций.

Важнейшим достижением современных нейроморфологических исследований является разработка нового подхода к изучению принципов организации мозга. Этот подход объединяет тщательное изучение микроструктуры различных образований (клеток, синапсов и др.) и использует полученные данные для построения общих представлений о системной работе мозга как целого.

Понимание соотношения мозга и психики существенно зависит от уровня анатомических знаний, от успехов нейроморфологии.

Как известно, у человека по сравнению с другими представителями животного мира существенно больше развиты новые отделы мозга, и прежде всего, новая кора.

В пределах новой коры наибольшее развитие получили ассоциативные отделы коры. Одновременно у человека отмечается усложнение и дифференцировка ассоциативных таламических ядер, подкорковыхз узлов, а так же новых отделов мозгового ствола. Существенно более развиты у человека лобные доли мозга – как и корковые отделы. Так и подкорковые связи.

Ассоциативные отделы коры больших полушарий у человека не только больше по занимаемой площади, но и характеризуются более тонким архитектоническим и нейронным строением. На основании анализа новых экспериментальных данных, а так же обобщении литературного материала О.С. Адриановым была разработана концепция о структурно –системной организации мозга как субстрата психической деятельности. В соответствии с этой концепцией структурно – системная организация мозга включает проекционные, ассоциативные, интегративные, пусковые и лимбико – ретикулярные системы, каждая из которых выполняет свои функции. Проекционные системы обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации в качественно новую форму деятельности, направленную на быстрейший выход возбуждений на периферию(реализуют конечную стадию приспособительного поведения), лимбико –ретикулярные системы обеспечивают энергетические , мотивационные и эмоционально – вегетативные влияния. Все системы работают в тесном взаимодействии, по принципу либо одновременно, либо последовательно возбужденных структур.

Работа каждой системы имеет динамический характер. Эта динамика определяется особенностями поступающих афферерентных импульсов и спецификой реакции организма.. Динамичность этих взаимоотношений проявляется на поведенческом, нейронном, синаптическом и молекулярном уровне. Согласно концепции Адрианова различным образованиям и системам мозга свойственны 2 формы строения и деятельности: инвариантные, генетически обусловленные и и подвижные, вероятностно –обусловленные. Таким образом несмотря на жесткую врожденную организацию макроконструкций и макросистем, этим системам присуща определенная приспособительная изменчивость, которая проявляется на уровне микроструктур (микроансамблей микросистем) мозга.

Число исходных типов нервных клеток сравнительно невелико, однако характер объединения нейронов в микро- и макроансамбли, их расположение, связи друг с другом и другими ансамблями формируют огромное количество вариантов связей, входящих в различные макросистемы с индивидуальными характеристиками. Т.е. существуют как общие принципы строения и функционирования, присущие всем макросистемам, так и динамически изменяющиеся индивидуальные особенности этих систем, определяемые индивидуальными особенностями составляющих их микросистем .

Важным принципом структурной организации мозга как субстрата психической деятельности является принцип иерархической соподчиненности различных систем мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждой системы и осуществляется управление одного уровня иерархии над другими, а так же осуществляется контроль за этим управлением на основе прямых и обратных связей. Принцип иерархии систем, как и другие принципы организации мозга, обеспечивает его интегративную целостную деятельность.

Так же Адрианов выдвигает одним из важнейших принципов структурно- системной организации мозга принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (подкорково-корковых и горизонтальных корковых) путей проведения возбуждения, что дает широкие возможности для различных типов переработки афферентных сигналов и является так же одним из механизмов интегративной работы мозга.

Данная концепция дает анатомическое обоснование двум основным принципам теории локализации ВПФ: принципу системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно – функциональные системы мозга)и принципу динамической локализации функций (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию у разных людей и в разные возрасты их жизни )

Левое правое

вербальное невербальное

оценка времени оценка пространства

аналитическое синтетическое

последовательное одновременное

абстрактное конкретное

Действительно ли это так?

Левое полушарие - вербальное, последовательное. Почему ему приписываются такие функции? Левое полушарие связано с анализом речевой информации. Речевая информация поступает последовательно. Первое слово еще не говорит о том, что будет в конце. Но здесь есть и одномоментный процесс - когда информация предложения воспринимается полностью, осмысливается то, что произносилось. Зрительное восприятие традиционно считается одномоментным. Мы открыли глаза и увидели все, что находится перед нами. Но если вы закроете глаза, вы вряд ли сумеете описать полную картину. Для этого, вам нужно обратить особое внимание на все, что открывается в зрительном поле. Поэтому проблема которая стоит о взаимодействии полушарий, связывается с выделением основных характеристик любого психического процесса, для выделения которых, соответственно, необходима работа и левого и правого полушария.

Возьмем такую характеристику как произвольность и непроизвольность. Это общие характеристики любого психического процесса. Если мы по этим характеристикам попытается выяснить есть ли различия между правым и левым полушарием, то выясняется что есть. Как правило левое полушарие обеспечивает произвольную сторону, для правого полушария характерна непроизвольная сторона. Это видно в клинической практике. Так, при поражении левого полушария, при выполнении правой рукой нарушаются не автоматизированные формы письма, а при поражении правого полушария - нарушаются автоматизированные формы письма.

Непосредственное и отсроченное выполнение действия. Непосредственные формы соотносятся с работой правого полушария, а отсроченные с работой левого. Таким образом, проблема правого и левого полушария - это выявить, какими конкретно характеристиками, тактиками и т.д. работает каждое из полушарий и как эти тактики, характеристики взаимодействуют в совместной работе двух полушарий.

Проблема левшества.

Существуют разные теории, которые пытаются выяснить причину.

1. Генетическая теория. Согласно этой теории левшество передается генетически. То есть обусловлено генными механизмами, и более того, левшшество может проявляться в морфологических строениях мозга.

2. Социо-культурная теория. Формирование праворукости связано с культурно-историческими условиями, то есть в основе формирования праворукости лежит не морфология, а социальное давление и тренировка. Ребенок рождается, ему сразу начинают вкладывать в правую руку и т.д.

3. Патологическая теория. Левшество - результат травмы на разных этапах преднатальной и постнатальной жизни. Пример: родовая травма.

Очевидно, что истина лежит где-то посередине, в каждой теории есть достоверная часть.

С точки зрения нейропсихологии интересно следующее: левши являются специфической группой населения, для левшей характерно специфическое протекание психических процессов. Факты:

Нет прямой зависимости между рукой и речевой доминантностью. Брока ранее говорил, что речь располагается в том полушарии, противоположном ведущей руке. Современные исследования показали, сто нет такой прямой зависимости. Речь нарушается как при поражении правого полушария, так и при поражении левого полушария. Афазия (нарушение речи) у левшей наблюдается при поражении левого полушария в 40%, правого полушария в 20% и латерально в 40% случаев. У правшей эти нарушения протекают сложней имеют меньшую скорость обратного развития, чем у левшей.

У левшей, в других исследованиях, наблюдается неспецифический характер расстройства этих функций. То есть нет такого четкого соотнесения с локализацией поражения как у правшей. Поражение может находится в одном месте, а симптомы будут такими, как у правшей при поражении другого участка.

В целом правши составляют 90% популяции. Левши от 8%. В возрастном аспекте динамика правшества и левшести выглядит следующим образом.

до 1 года 52% правши, 47% левши.

до 2 лет - 70% правшей 25% левшей

к 7 годам 85% правши 12% левшей

То есть как бы динамика меняется.

В связи с проблемой левшества возникает проблема обучения левшей: нужно ли переучивать леворуких детей?. Нет нельзя, если ребенок самостоятельно не проявляет такой инициативы. Если у ребенка складывается функциональная система, где ведущей становится левая рука, то переучивание означает ломку функциональной системы - неполноценное развитие функциональной системы плюс стрессовая ситуация, которая возникает у ребенка.

Проблема правостороннего мира.

Наш мир приспособлен для праворуких людей. Начиная от открывания двери, заканчивая письмом - контроль регуляция деятельности письма (ребенок не видит, что он пишет).

Проблема расщепленного мозга.

Впервые, когда был исследован мозг с рассеченным мозолистым телом был открыт способ исследования функций левого и правого полушарий, то есть предъявление информации раздельно в левое и правое полушарие. Синдром расщепленного мозга, который был исследован на основании этой методики распадается на два основных синдрома. Синдром аномии (нарушение номинации), и синдром дископии-дисгрофии (копирование и графика). Синдром аномии - невозможность называть стимулов поступающих в правое полушарие. То есть при предъявление стимула в левое полуполе зрения или в левую руку.

14) Проблема межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из актуальных проблем современного естествознания.

В настоящее время получено большое количество данных о неравнозначности левого правого полушарий головного мозга. К ним относятся и анатомические и физиологические данные и материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий.

Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый материал о функциональной неравномерности полушарий.

В данный момент можно считать установленными несколько основных положений, касающихся функциональной асимметрии

Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравномерное по значению участие левого и правого полушария в осуществлении психической функции, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из этих асимметрий подразделяется на множество более парциальных видов. Внутри моторной асимметрии могут быть выделены ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и др. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная, однако другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной изучены недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. В «психическом» – асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).

Анализируя соотношение лишь трех видов асимметрии (рука, глаз, ухо) А. Чуприков и др. выделили в нормальной популяции 8 вариантов функциональной асимметрии мозга. При учете других видов моторных и сенсорных асимметрий их число должно быть во много раз больше.

Таким образом, существует множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий при оценке даже только элементарных моторных и сенсорных процессов. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии будет выявлено, если будут учтены особенности всех высших психических функций. Представление о правшах (с ведущей правой рукой) как об однородной группе населения неправомерно. Еще более сложными и неоднородными являются группы левшей ( с ведущей левой рукой) и амбидестров (с ведущими обеими руками).

Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме по видимому, очень сложна. Профили асимметрий весьма разнообразны.

Каждая конкретная форма функциональной асимметрии характеризуется определенной степенью (мерой). Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой (моторной или сенсорной) асимметрии. Некоторые авторы пользуются показателем коэффициент асимметрии.

Функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные ни детях основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Эти показатели фиксируются электроэнцефалографом, способным фиксировать и дихотомическим прослушиванием.

В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарных асимметрий мозга.

Первое направление. Это эксперименты изучения специфики нарушения отдельных (вербальных не невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних очагах поражения позволяет выявить нейропсихологические симптомы характерные для поражения только левого, или только правого полушария. Подобное сопоставление показало, что различные звенья мнестической деятельности связаны с различными полушариями, Так, звено отсроченного воспроизведения связано с работой левого полушария, а непосредственного воспроизведения – с работой правого полушария. Произвольный уровень регуляции психическими функциями реализуется преимущественно структурами левого полушария, а непроизвольным, автоматизированный – структурами правого.

Второе направление изучения проблемы межполушарной асимметрии мозга состоит в сопоставлении целостных нейропсихических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий.

Систематическое изучение нейропсихологических синдромов началось сравнительно недавно.

Различие левополушарных и правополушарных нейропсихологических синдромов очевидна, однако точная качественная квалификация и точная количественная оценка нарушений различных ВПФ, возникающих при поражении тех или иных структур правового полушария, встречаются еще с рядом трудностей, которые связаны с разработкой новых методов, адекватных поставленной проблеме функциональной специфичности правого полушария.

Изучение межполушарной асимметрии и межполушарных различий мозговой организации различных психических функций составляют одну проблему функциональной специализации полушарий. Второй проблемой является проблема межполушарного взаимодействия как основы осуществления различных психических функций. Наибольший интерес представляют данные о расщепленном мозге, т.е. о психических функциях с перерезанными мозолистым телом. Характерными проявлениями этого синдрома является аномия – нарушение способности давать отчет о всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие, особые нарушения письма и конструктивной деятельности, которые возникают лишь при их выполнении одной (левой или правой) рукой (синдром дископии – дисграфии)

Модель «расщепленного мозга» впервые показала, что оба полушария представляют собой единый парный орган, и что нормальное функционирование возможно лишь при их взаимодействии.

Симптоматика поражения мозгового тела в целом обнаруживает различия в нарушениях ВПФ. Для всех больных с частичной перегрузкой мозолистого тела характерны явления аномии (невозможность называния предметов, воспринимаемых левой половиной поля зрения или левой половины зрительного пространства, явления дископии – дисграфии. Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности (зрительной, тактильной, слуховой). Модально специфический характер этих нарушений зависит от объема и места перерезки волокон мозолистого тела (передние, средние, задние отделы). При перерезке задних отделов возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при их тактильном восприятии левой рукой ( при сохранности называния тех же объектов при ощупывании правой рукой), что объясняет разобщение задних отделов больших полушарий.

При заднем расположении аневризмы нарушения проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с правосторонней гомонимной гемианопсией. Называние объектов, инфомация о которых поступает в правое полушарие, невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать – только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять обе операции обеими руками (синдром дископии – дисграфии). Нарушение взаимодействия слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотомического прослушивания), что наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. При частичном поражении координации движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева – направо и наоборот при его оценке по методике, разработанной С.Блинковым.

Ствол мозга.

РФ играет важную роль в оценке информации. Нейроны РФ неспецифичны, т.к. не реагируют на модальную информацию, но реагируют на любую сенсорную информацию, в которой усматривается признак новизны.

Есть зоны в коре мозга, непосредственно связанные с эмоциями: участок РФ ― голубое пятно. Он связан с выделением норадреналина и играет важную роль в запуске эм. реакций. Недостаток норадреналина приводит к депрессиям, а избыточное накопление ― к появлению стрессорных состояний. Черная субстанция связана с выделением медиатора дофамина, приводящее к возникновению приятных ощущений, чувства эйфории.

Лимбическая система. 2 гиппокампа и таламус(круг). Поток эмоций, вся информация, поступающая к человеку, проходит через эти структуры и получает определенную эмоциональную окраску. Эти структуры связываются с присвоением той или иной информации нейронам, замыкающимся в дугу.

Зрительная агнозия. Виды.

Человек видит, но не может узнать то, что он видит. Лурия определял агнозии, как расстройство синтеза изолированных элементов разных видов восприятия.

Сетчатка – набор рецепторов, выстилающих дно глазного яблока.

При поражении сетчатки возникают такие нарушения: скотомы(выпадение полей зрения при разрушении определенных участков сетчатки), нарушение светоразличения (куриная слепота-нарушения палочкового зрения, в сумерках человек плохо видит), нарушения цветового зрения –дальтонизм, ахромозия- отсутствие колбочек (черно-белое зрение).

Зрительный нерв – та часть зрительных путей, которая расположена до хиазмы.

При поражении: снижение остроты зрения, сужение поля зрения, при разрушении зрит. нерва-потеря зрения на один глаз.

Хиазма – перекрест зрительных путей. Правое в ЛП, левое полуполе в ПП, связь м/у ними осуществляется через мозолистое тело. При поражении возникают различные, чаще симметричные нарушения полей зрения на обоих глазах- гемианопсии, м.б. выпадение одноименных или разноименных полей зрения.

Зрительный тракт (от хиазмы до первичных ядерных зон мозга).Разрушение зрительного тракта с левой стороны или разрушение зрительного тракта с правой стороны- одноименные гемианопсии.

Первичные ядерные зоны зрительного анализатора. Осуществляют анализ физических параметров стимула. При разрушении нервной ткани –центральные скотомы, при разрушении всей зоны в одном из полушарий –центральные одноименные гемианопсии, при разрушении обеих зон в двух полушариях –центральная слепота.

Расстройства, возникающие при поражении вторичных гностических зон носят название агнозии. Зрительная агнозия- это рас-во зрител. Гнозиса, кот. возникают при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных зрительных функций(острота зрения, поля, цветоощущение). В рамках зрит.агнозии выделяют нарушения в ядерных зонах: центральная слепота- нарушена вся область мозга, куда приходит инф-ия от зрит. Анализатора; фотопсии- связанны с раздражением различных участков ядерной зоны- у больного ощущение вспышек перед глазами; скотомы-поражение ядерной зоны.

1. Предметная агнозия – нарушение целостного восприятия предмета при возможности опознания отдельных его признаков (отсутствие процесса узнавания). На ощупь узнает. Может ложно опознать на основе выделенного признака(лампа, змея- по шнуру). При поражении широкой зоны зрительного анализатора. Поражение ЛП ведет к восприятию объектов лишь по отдельным признакам, ПП- отсутствию акта идентификации.

2.Буквенная агнозия (встречается редко). Невозможность синтеза отдельных признаков (сочетания ÉÌ-/ï\ и т.д.) в целостное восприятие буквы, цифры. Локализация: нарушение связано с поражением левой теменно-затылочной области. Больные правильно копируют буквы, но не могут их назвать- распадается навык чтения.

3.Цветовая агнозия. Нарушение синтеза цвета в целостном восприятии объекта. Нарушение ассоциации цвета с предметом.

Локализация: левая и правая затылочные области.

4.Симультантная агнозия - невозможность одновременного восприятия нескольких объектов или ситуации в целом. Воспринимается лишь один объект(не может поставить точку в круге), отслеживает один объект, который попал в поле зрения. Возникает при двустороннем или правостороннем поражении затылочных отделов.

5.Лицевая агнозия. Больной не запоминает лица в спец. Заданиях, не узнает знакомых лиц или их изображение, не узнает себя в зеркале. Нарушено восприятие выражения лица. Локализация: поражения правой височной области – средних и задних ее отделов.

6.Односторонняя пространственная агнозия или левостороннее зрительное игнорирование. Дефект – невозможность синтеза информации от левого и правого полуполей зрения. Предполагается, что оно связано с нарушением фиксации взгляда, либо с нарушением взаимодействия ЛП и ПП головного мозга. Локализация недостаточно изучена, предполагается поражение затылочной доли ПП, лобных долей и подкорковых образований (все в ПП). Аналогичные расстройства могут быть при поражении ЛП, если ПП доминантно по речи.

7. Оптико-пространственная. Синдром нарушения зрительного восприятия и движения. Нарушение синтеза признаков в целое в их пространственной взаимосвязи. Самолет над облаками. Нарушение действий, требующих пространственной ориентировки. Больные рисуют отдельные атрибуты, изображая человека- не знают как их совместить. Локализация: верхние отделы Л и П затылочной области на стыке с теменной.

8.Псевдоагнозия. Относится ко всем видам агнозий, которые возникают при поражении лобных отделов головного мозга. Основной дефект – распад восприятия как произвольной деятельности с нарушением программирования, регуляции и контроля деятельности восприятия.

При любой форме агнозий больной не может синтезировать отдельные признаки в целостный образ.

Разные формы зрительных агнозий возникают при поражениях ЛП, ПП или их одновременного поражения (все – в затылочной области).

Пирамидная система.

Начало она свое берет моторной зоне. На уровне продолговатого мозга часть волокон переходит на противоположную сторону. Остальные идут в составе проводящих путей на этой же стороне. Таким образом нейроны мышц иннервирующих туловище и верхнюю треть лица получают информацию из обоих полушарий, а нейроны иннервирующие конечности и нижние две трети лица получают иннервацию из контрлатерального полушария. Поражения пирамидной системы приводит к параличам или парезам конечностей.

Экстрапирамидная система.

Основным субстратом экстрапирамидной системы являются подкорковые образования - стриопаллидарная система, состоящая из ряда подкорковых ядер. Центральным образованием является бледный шар, т.к. в нем конвергируют все импульсы идущие от всех подкорковых структур.

Поражения экстрапирамидной системы приводит к двум типам нарушений: 1). различного рода патологические движения. 2) нарушению тонуса мышц. Корковые нарушения произвольных движений и действий получили название апраксий. Лурией выделены 4 формы апраксий.

Апраксия - это утеря способности производить целенаправленные движения при отсутствии параличей или парезов.

1.Кинестетическая апраксия –это невозможность осуществления нужных движений, при сохранности потенц. силы мышц. Информация, кот. должна идти от мышц и сухожилий не находит своего адресата. Человек не чувствует своего тела в пространстве. Нарушение праксиса позы( обследуемый должен повторить различные комбинации из пальцев), нарушение предметных движений. Возникает при поражении задней центральной части постценральных отделов коры.

2.Пространственная апраксия. Возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры. Если дальше к затылочным областям, то на первое место выходит синдром зрительно-пространственной агнозии, когда

Наши рекомендации