Раздел 4. Тема 3. Организация урока в соответствии с принципами различных теорий обучения
Цель:Оценка достоинств и недостатков различных теорий обучения.
Ход:
1. Деловая игра «Школьный урок».
2. Анализ фрагментов уроков, представленных студентами.
3. Проведение сравнения различных теорий обучения.
Литература:
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тексты.- М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 208 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989
3. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. - М., 1990
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – 2-е доп. испр. и перер. – М.: Логос, 2004.
5. Казанская В.Г. Педагогическая психология. – СПб., Питер, 2003.- 366 с.
6. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995
- Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
8. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Под ред. А.И.Щербакова.- М., Просвещение, 1987.
9. Самоанализ педагогической деятельности. /Сост. Протасова И.Н. - Бийск, 2001.
10. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока.- СПб., Речь, 2002.- 148с.
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1996 г.- 736 с.
- Хрестоматия по педагогической психологии. Учеб. пос..- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 416 с.
Методические указания:
Каждый студент должен подготовить фрагмент урока, построенного в соответствии с каким-то одним теоретическим подходом (по согласованию с преподавателем). Время проведения урока приблизительно 15 минут.
Семинарское (практическое) занятие 17-18
Тема: Психологический анализ урока.
Цель:получение навыков самостоятельного психологического анализа урока.
Ход:
2. Обсуждение схемы психологического анализа урока
3. Содержательное обсуждение видеозаписи урока.
4. Составление отчетов.
Схема анализа урока
Психологические особенности учителя.
- общеличностная и профессионально-педагогическая направленность учителя, ее проявление на уроке.
- общепедагогические и специальные способности учителя и их проявление на уроке
- индивидуально-психологические особенности учителя: темперамент, эмоциональность, тревожность, самооценка и т.п., их проявление на уроке.
Психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их возрастных и индивидуально-психологических особенностей
- отношение учащихся к учебному предмету и характер проявления этого отношения на уроке.
- сформированность важнейших учебных действий (выделение существенных и несущественных признаков изучаемых явлений, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии, выдвижению гипотез в процессе решения учебной задачи).
- интеллектуальная активность учащихся на уроке (использование рациональных способов учебной деятельности, использование исследовательских методов, сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока)
- проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей и психических состояний (внимание, стресс, напряженность и пр.) учащихся на уроке.
- развитие познавательной деятельности: как расширяет и углубляет познавательные потребности данный урок, как развивает он интересы и вызывает интеллектуальное напряжение и интеллектуальные чувства, как создает стремление узнать новое, вызывает желание самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, как создает систему знаний (или хотя бы способствует этому).
Учебное взаимодействие в классе и особенности сотрудничества (позиция учителя).
- организация внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, использование игр, групповых и парных упражнений, коллективных форм деятельности
- использование обсуждения при решении проблемных вопросов
- создание ситуаций успеха
- осуществление обратной связи
- индивидуальный стиль поведения: отношение к ученикам, педагогический такт, выдержка, умение выйти из трудной ситуации
- приемы учителя по управлению поведением учащихся на уроке (создание рабочей обстановки).
- отношение учителя к своему учебному предмету. Проявление педагогического творчества учителя на данном уроке (оригинальные решения вопросов обучения и воспитания, педагогические находки).