Нус - всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих
Знаний, накопленных человечеством.
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способно-
Стей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
Онтогенез - процесс формирования основных структур психи-
Ки индивида в течение его детства.
Педология - комплексная наука о ребенке, имеющая практико-
Ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изу-
Чения ребенка и составления целостного представления о его жиз-
Ни и психическом развитии.
Персонализм - направление в психологии, основанное В. Штер-
Ном; его представители рассматривали в качестве предмета иссле-
Дования целостную личность как особую первичную реальность.
Позитивизм - научное направление, в котором доказывалось,
Что источником истинного знания являются эмпирические, кон-
Кретные науки, использующие объективные методы, а не умозри-
Тельные рассуждения. Основатели - О. Конт, а также Д. С. Милль
И Г. Спенсер.
Познавательные (когнитивные) процессы - психические про-
Цессы, отражающие различные стороны действительности в виде
Образов или представлений (восприятие, память), которые впо-
Следствии преобразуются при помощи мышления и воображения.
Эти процессы служат инструментами познания окружающего мира,
Картина которого создается на основе данных, полученных при
Помощи познавательных процессов.
Психоанализ - метод исследования глубинных, бессознательных
Структур психики.
Психология - наука о закономерностях развития и функциони-
Рования психики как особой формы жизнедеятельности.
Развитие психики - закономерное изменение психических про-
Цессов во времени, выраженное в их количественных, качествен-
ных и структурных преобразованиях.
Рационализм - концепция, объясняющая происхождение знания
Из данных, полученных мышлением. При этом знания о частных
Предметах формируются у человека на основе ощущения и воспри-
Ятия, но знания о всеобщих закономерностях и понятиях могут
Быть получены (извлечены) только из разума или при его помощи.
Реализм - направление в средневековой науке, считавшее, что
Общие понятия (универсалии) реально существуют и предшеству-
Ют единичным вещам.
Рекапитуляции теория - теория С. Холла, распространившая
Биогенетический закон и на психическое развитие детей. Предста-
Вители этой теории доказывали, что онтогенез есть краткое по-
Вторение филогенеза.
Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) - процесс самопо-
Знания человеком своих внутренних психических состояний и пе-
Реживаний. Рефлексия является одним из первых методов иссле-
Дования психики.
Речь эгоцентрическая - речь, внешняя по форме и внутренняя
По содержанию, т. е. обращенная к себе.
Сенсуализм - концепция, объясняющее происхождение всех ви-
Дов знания из данных, полученных органами чувств. В этой кон-
Цепции ощущение, восприятие и память являются основой знаний
О частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение это-
Го первичного знания с помощью мыслительных операций приво-
Дит к формированию понятий, знания о всеобщем.
Социализация - процесс и результат активного присвоения че-
Ловеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и
Правил поведения, значимых для его социального окружения.
Социальная ситуация развития - специфическая для каждого
Возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим ми-
Ром, отраженная в его переживаниях.
Способности - индивидуально-психологические особенности,
Обусловливающие легкость и быстроту обучения.
Тест - стандартизированная система заданий, позволяющая бы-
Стро и объективно измерить уровень развития определенного пси-
Хологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты ода-
ренности {креативности), тесты достижений и личностные тесты.
Трансфер - применяемый в психоанализе термин, обозначаю-
Щий перенос на психотерапевта эмоционального отношения па-
Циента к значимым для него людям, прежде всего родителям.
Установка - бессознательная готовность человека действовать
Определенным образом и в определенном направлении.
Филогенез - процесс возникновения и исторического развития
Психики животных и человека.
Фрустрация - психическое состояние человека, вызванное
Трудностями (объективными или субъективными), которые воз-