Исследование структуры восприятия показало, что оно состоит из
перцептивных действий (ориентировки в свойствах предметов),
Сенсорных эталонов (образов, которые определяют и направляют
Процесс восприятия) и действий соотнесения, благодаря которым
Предмет относится к определенному эталону и узнается детьми.
На основании этих работ Л. А.Венгер (1925-1992) доказал сущест-
Вование модельной формы мышления, промежуточной между образ-
Ным и логическим мышлением. Им также были разработаны про-
Граммы развивающего обучения для дошкольников, позволяющие
Сформировать логические операции обобщения, классификации и
Т. д. на образном материале, доступном для детей этого возраста.
К тем же выводам, что и Запорожец, пришел П.Я.Гальперин
(1902-1988), который изучал развитие уже не внешней, но внутрен-
Ней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов
Действия - ориентировки, исполнения и контроля - наибольшее
Значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориен-
Тировочная основа позволяет с первого раза выполнить действие
Безошибочно. Так же как и Скиннер, Гальперин пришел к выводу,
Что при ориентировке и контроле наибольшее значение имеет по-
Этапность действия и возможность внешнего контроля за ходом его
Выполнения. Однако, если у Скиннера процесс решения задачи, так
Же как и контроль за ее выполнением, остается всегда внешним, у
Гальперина происходит постепенная интериоризация действия и
Превращение его во внутреннее, умственное. Поэтому теория Галь-
Перина получила название теории поэтапного формирования умст-
Венных действий. В то же время Гальперин, исследуя разные спосо-
бы задания ориентировочной основы, пришел к выводу о значении
Проблемного обучения; он также изучал условия, способствующие
Автоматизации и интериоризации умственного действия.
Идеи Гальперина были развиты в трудах В.В.Давыдова (1930-
Чьи фундаментальные теоретические исследования содержа-
Ния и строения учебной деятельности, ее связи с развитием созна-
Ния, личности и способностей ребенка привели к изменению педа-
Гогического и психологического подходов к обучению. Совместно
С Д. Б. Элькониным (1904-1984) он создал новое направление в
Отечественной психологии - психологию формирования мыслитель-
Ной деятельности учащихся.
Однако главные работы Эльконина были посвящены проб-
Лемам игровой деятельности и периодизации. Он выделил струк-
Туру игровой деятельности, в число основных элементов которой
входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, во-
Ображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игро-
Вые отношения. По мнению Эльконина, наибольшее значение в
Игре имеет не воображаемая ситуация, как предположил Выгот-
Ский, а роль, которая позволяет ребенку контролировать свое по-
Ведение, так как в роли скрыто правило поведения в данной игре.
Изучение этапов развития игровой деятельности показало, что
Вначале в ней воспроизводятся действия взрослых, а затем их
Взаимоотношения. Эльконин также показал, что развитие проис-
Ходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с
Открытым правилом и скрытой ролью. Исследования Эльконина
Выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее веду-
Щее значение для формирования психических функций и личност-
Ных качеств детей, что позволило доказательно говорить о ведущей
Роли игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Большое значение имела и разработанная Элькониным перио-
Дизация, в которой он выделил две стороны в деятельности - по-
Знавательную и мотивационную, или, как он писал, ребенок-пред-
Мет и ребенок-взрослый. Эти стороны существуют в каждой веду-
Щей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по
Темпу развития в каждом возрастном периоде. Так, в младенчестве
Интенсивно развивается мотивационная сторона (ребенок-взрос-
Лый), эта же сторона лидирует в дошкольном и подростковом пе-
Риодах. В то же время в раннем детстве, так же как у младших
Школьников и юношей, наиболее интенсивно развивается опера-
Ционная сторона (ребенок-предмет). С точки зрения Эльконина,
Кризис как раз совпадает с периодом максимального разрыва меж-
Ду уровнем развития двух сторон деятельности. Его возникновение
Объясняется необходимостью изменить деятельность, чтобы дать