Ческого развития объясняются, по его мнению, многие закономер-
Ности психического становления.
Он также одним из первых начал изучение проблем зрелости и
Старения. В исследованиях, проводимых Ананьевым и его колле-
гами, были получены данные о гетерохронности _________и неравномерно-
Сти психического развития, особенностях протекания психических
Процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало
Психологической акмеологии в нашей стране.
Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л.Ру-
Бинштейна (1889-1960). В работах Рубинштейна обращает на себя
Внимание прежде всего нетрадиционная для советской психоло-
Гии исследовательская позиция - позиция философа (он вышел из
Немецкой философской школы), рассматривающего с точки зрения
Методологии эмпирику психологической науки, пытающегося час-
Тично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос.
Этим он и отличался от большинства современных ему психологов,
В первую очередь обращенных к проблемам экспериментального
Исследования психики. Поэтому в центре его концепции, как пра-
Вило, оказываются прежде всего проблемы гносеологии, познания
Мира. В этом позиция Рубинштейна сближается с позициями пси-
Хологов прежних лет - Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для
Которых также главными оставались философские проблемы бытия
И свободы человеческой личности. Как и их, Рубинштейна волну-
Ют проблемы метода и объективности психологических исследо-
Ваний, места психологии в системе научного знания.
Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубин-
Штейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с
Приверженностью большинства психологов той концепции созна-
Ния, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание
Неизменно трактовалось как область, открытая только для пере-
Живаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он
Выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым
Сознание включается в контекст жизненных связей человека с объ-
Ективным миром, причем основу этих связей образует деятель-
Ность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.
Соответственно предлагается и новый продуктивный метод психо-
логического познания, названный им ≪единство воздействия и изу-
чения≫. Психология раскрывает свои тайны не в созерцании фено-
Менов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюде-
нию, а в процессе преобразования исследуемых объектов посред-
Ством практических действий (включая практику исследователь-
ского труда).
Особое внимание Рубинштейн уделял анализу теории детерми-
Нации психических явлений. Возражая против механистических
Взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние при-
Чины воздействуют на объект посредством внутренних условий.
Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение пси-
Хологии личности с проблемой ее бытия в мире и нравственной
Природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была
опубликована под названием ≪Человек и мир≫ в 1973 г. Он одним
Из первых в советской, марксистской психологии начал говорить о
Проблеме личности. Попытки определить эту категорию с точки зре-
Ния психологии он делал и в более ранних работах, но, естественно,
В то время он не мог дать глубинное определение личности, говоря
Главным образом о способностях человека, его характере, но не об
Интегративной характеристике личности как единого целого.
Путь к исследованию целостной личности Рубинштейн нашел в
Изучении деятельности, в данном случае - в исследовании творче-
Ской деятельности личности. Преодолевая разрыв между субъек-
Тивным и объективным, Рубинштейн подчеркивал, что объектив-
Ность заключается не в одинаковости личного знания для всех (это
И невозможно, знание по природе своей субъективно), а в том, что
Это знание представляет собой завершенное целое, и в этой завер-
Шенности и целостности и проявляется его объективность. Про-
Водя параллель с дискуссией о первичных и вторичных качествах
Предмета, можно сказать, что Лейбниц завершил спор об объектив-
Ности знания, доказав, что субъективность не противоречит истин-
Ности, так как все наши идеи связаны с истиной по принципу взаим-
Но-однозначного соответствия и любое человеческое знание субъ-