Ческого развития объясняются, по его мнению, многие закономер-

Ности психического становления.

Он также одним из первых начал изучение проблем зрелости и

Старения. В исследованиях, проводимых Ананьевым и его колле-

гами, были получены данные о гетерохронности _________и неравномерно-

Сти психического развития, особенностях протекания психических

Процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало

Психологической акмеологии в нашей стране.

Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л.Ру-

Бинштейна (1889-1960). В работах Рубинштейна обращает на себя

Внимание прежде всего нетрадиционная для советской психоло-

Гии исследовательская позиция - позиция философа (он вышел из

Немецкой философской школы), рассматривающего с точки зрения

Методологии эмпирику психологической науки, пытающегося час-

Тично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос.

Этим он и отличался от большинства современных ему психологов,

В первую очередь обращенных к проблемам экспериментального

Исследования психики. Поэтому в центре его концепции, как пра-

Вило, оказываются прежде всего проблемы гносеологии, познания

Мира. В этом позиция Рубинштейна сближается с позициями пси-

Хологов прежних лет - Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для

Которых также главными оставались философские проблемы бытия

И свободы человеческой личности. Как и их, Рубинштейна волну-

Ют проблемы метода и объективности психологических исследо-

Ваний, места психологии в системе научного знания.

Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубин-

Штейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с

Приверженностью большинства психологов той концепции созна-

Ния, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание

Неизменно трактовалось как область, открытая только для пере-

Живаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он

Выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым

Сознание включается в контекст жизненных связей человека с объ-

Ективным миром, причем основу этих связей образует деятель-

Ность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.

Соответственно предлагается и новый продуктивный метод психо-

логического познания, названный им ≪единство воздействия и изу-

чения≫. Психология раскрывает свои тайны не в созерцании фено-

Менов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюде-

нию, а в процессе преобразования исследуемых объектов посред-

Ством практических действий (включая практику исследователь-

ского труда).

Особое внимание Рубинштейн уделял анализу теории детерми-

Нации психических явлений. Возражая против механистических

Взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние при-

Чины воздействуют на объект посредством внутренних условий.

Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение пси-

Хологии личности с проблемой ее бытия в мире и нравственной

Природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была

опубликована под названием ≪Человек и мир≫ в 1973 г. Он одним

Из первых в советской, марксистской психологии начал говорить о

Проблеме личности. Попытки определить эту категорию с точки зре-

Ния психологии он делал и в более ранних работах, но, естественно,

В то время он не мог дать глубинное определение личности, говоря

Главным образом о способностях человека, его характере, но не об

Интегративной характеристике личности как единого целого.

Путь к исследованию целостной личности Рубинштейн нашел в

Изучении деятельности, в данном случае - в исследовании творче-

Ской деятельности личности. Преодолевая разрыв между субъек-

Тивным и объективным, Рубинштейн подчеркивал, что объектив-

Ность заключается не в одинаковости личного знания для всех (это

И невозможно, знание по природе своей субъективно), а в том, что

Это знание представляет собой завершенное целое, и в этой завер-

Шенности и целостности и проявляется его объективность. Про-

Водя параллель с дискуссией о первичных и вторичных качествах

Предмета, можно сказать, что Лейбниц завершил спор об объектив-

Ности знания, доказав, что субъективность не противоречит истин-

Ности, так как все наши идеи связаны с истиной по принципу взаим-

Но-однозначного соответствия и любое человеческое знание субъ-

Наши рекомендации