Вании которой была разработана схема изучения профессий.

Изучая упражнение и развитие профессионально важных ка-

Честв, Геллерштейн выделил периоды стабилизации деятельности

В рамках выученных операций. Эти периоды сменялись более высо-

Ким уровнем выполнения деятельности в том случае, если человек

Находил более рациональные приемы работы. В последние годы

Геллерштейн разрабатывал систему упражнений для выработки

≪чувства времени≫ и управления темпом движений у спортсменов.

Частичная реабилитация исследования профессиональных на-

Выков произошла во время Великой Отечественной войны, когда

Геллерштейн по приглашению А. Р. Лурии организовал трудовую

Терапию в нейрохирургическом военном госпитале.

* * *

Несмотря на серьезные социальные изменения, развитие пси-

Хологии в 20-30-е годы не только не прекратилось, но и активно

Продолжалось. В это время были заложены основы советской пси-

Хологии, добившейся значительных успехов в изучении процесса

Становления психики, получены важные материалы о развитии

Познавательных процессов, индивидуальных особенностях людей

И особенностях их общения. Такая высокая продуктивность свя-

Зана с тем, что новая психология строилась на базе тех достиже-

Ний, которые были достигнуты российской наукой в начале XX в.

Прежние традиции и школы в это время еще не были забыты,

Идеи, заложенные учеными на рубеже XIX-XX вв., продолжали

Жить и развиваться и в учении о поведении, и в психологии соци-

Ального бытия Шпета, и в педологии и психотехнике.

Серьезный удар по этой работе нанесло постановление о педо-

Логии и психотехнике. Однако, несмотря на трудности, психологи-

Ческие исследования не прекращались. Работы отечественных пси-

Хологов принесли огромную пользу во время войны 1941-1945 гг.,

А с 50-х годов психология получала все большее распространение,

Появлялись новые исследования, расширялся круг изучаемых во-

Просов.

Российская психология во второй половине XX века

В этот период (главным образом, до 80-х годов) развитие пси-

Хологии во многом определялось идеями, заложенными в работах

Бехтерева и Выготского.

В трудах учеников и сотрудников Бехтерева - Б.Г.Ананьева

(1907-1972) и В.Н.Мясищева (1893-1973) закладывались основы

Комплексного исследования человека, его психофизической при-

Роды, его отношений с миром.

Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексо-

Логии, Мясищев открыл важные закономерности становления ин-

Дивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько

Типов личности. Он доказывал, что психология личности должна

Основываться на данных типологии и дифференциальной психо-

Логии.

Во время Великой Отечественной войны Мясищев возглавил

Цикл анатомо-физиологических исследований микроструктурных

Изменений головного мозга, изучая последствия мозговых травм

И ранений, их связь с нарушениями психической деятельности.

Не прекращались и его исследования психологии личности.

Мясищевым был предложен новый подход, названный им психо-

Логией отношений. При этом отношения понимались им как созна-

Тельные, избирательные связи человека с окружающим миром и с

Самим собой, которые влияют на его личностные качества и реа-

Лизуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по

Мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание лично-

Сти как единства субъекта и объекта. В последних работах Мясищев

Развивал важную мысль о том, что настоящее, превращаясь посто-

Янно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом

Будущего поведения личности.

Ананьев также выступал за целостный подход к проблемам

Психики, отразившийся в его исследованиях системного характера

Чувственного познания, прежде всего в исследованиях восприятия

Пространства и времени. На основе анализа методологии и истории

Развития психологии он доказывал необходимость комплексного

изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного

Подхода к проблеме человека. В основу его программы была поло-

Жена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей раз-

Ноуровневые свойства индивида, личности и субъекта. Комплекс-

Ный подход позволил ему пересмотреть исследования детского

Развития, включив их в общую картину целостного жизненного

Цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического и биографи-

Наши рекомендации