Вании которой была разработана схема изучения профессий.
Изучая упражнение и развитие профессионально важных ка-
Честв, Геллерштейн выделил периоды стабилизации деятельности
В рамках выученных операций. Эти периоды сменялись более высо-
Ким уровнем выполнения деятельности в том случае, если человек
Находил более рациональные приемы работы. В последние годы
Геллерштейн разрабатывал систему упражнений для выработки
≪чувства времени≫ и управления темпом движений у спортсменов.
Частичная реабилитация исследования профессиональных на-
Выков произошла во время Великой Отечественной войны, когда
Геллерштейн по приглашению А. Р. Лурии организовал трудовую
Терапию в нейрохирургическом военном госпитале.
* * *
Несмотря на серьезные социальные изменения, развитие пси-
Хологии в 20-30-е годы не только не прекратилось, но и активно
Продолжалось. В это время были заложены основы советской пси-
Хологии, добившейся значительных успехов в изучении процесса
Становления психики, получены важные материалы о развитии
Познавательных процессов, индивидуальных особенностях людей
И особенностях их общения. Такая высокая продуктивность свя-
Зана с тем, что новая психология строилась на базе тех достиже-
Ний, которые были достигнуты российской наукой в начале XX в.
Прежние традиции и школы в это время еще не были забыты,
Идеи, заложенные учеными на рубеже XIX-XX вв., продолжали
Жить и развиваться и в учении о поведении, и в психологии соци-
Ального бытия Шпета, и в педологии и психотехнике.
Серьезный удар по этой работе нанесло постановление о педо-
Логии и психотехнике. Однако, несмотря на трудности, психологи-
Ческие исследования не прекращались. Работы отечественных пси-
Хологов принесли огромную пользу во время войны 1941-1945 гг.,
А с 50-х годов психология получала все большее распространение,
Появлялись новые исследования, расширялся круг изучаемых во-
Просов.
Российская психология во второй половине XX века
В этот период (главным образом, до 80-х годов) развитие пси-
Хологии во многом определялось идеями, заложенными в работах
Бехтерева и Выготского.
В трудах учеников и сотрудников Бехтерева - Б.Г.Ананьева
(1907-1972) и В.Н.Мясищева (1893-1973) закладывались основы
Комплексного исследования человека, его психофизической при-
Роды, его отношений с миром.
Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексо-
Логии, Мясищев открыл важные закономерности становления ин-
Дивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько
Типов личности. Он доказывал, что психология личности должна
Основываться на данных типологии и дифференциальной психо-
Логии.
Во время Великой Отечественной войны Мясищев возглавил
Цикл анатомо-физиологических исследований микроструктурных
Изменений головного мозга, изучая последствия мозговых травм
И ранений, их связь с нарушениями психической деятельности.
Не прекращались и его исследования психологии личности.
Мясищевым был предложен новый подход, названный им психо-
Логией отношений. При этом отношения понимались им как созна-
Тельные, избирательные связи человека с окружающим миром и с
Самим собой, которые влияют на его личностные качества и реа-
Лизуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по
Мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание лично-
Сти как единства субъекта и объекта. В последних работах Мясищев
Развивал важную мысль о том, что настоящее, превращаясь посто-
Янно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом
Будущего поведения личности.
Ананьев также выступал за целостный подход к проблемам
Психики, отразившийся в его исследованиях системного характера
Чувственного познания, прежде всего в исследованиях восприятия
Пространства и времени. На основе анализа методологии и истории
Развития психологии он доказывал необходимость комплексного
изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного
Подхода к проблеме человека. В основу его программы была поло-
Жена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей раз-
Ноуровневые свойства индивида, личности и субъекта. Комплекс-
Ный подход позволил ему пересмотреть исследования детского
Развития, включив их в общую картину целостного жизненного
Цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического и биографи-