Туре и сложных отношениях друг с другом. Анализируя связь ода-
Ренности с культурным развитием ребенка, он говорил о том, что,
С одной стороны, культурное развитие имеет тенденцию к нивели-
Рованию отдельных всплесков естественной одаренности, а с дру-
Гой - к увеличению масштаба и расширению разброса различных
Степеней одаренности. Иными словами, разброс одаренности у
Животных и детей больше, чем у взрослых, культурных людей, но
В то же время именно культура, воздействуя на одаренность, увели-
чивает разброс крайностей (отсталые дети, например, не могут
Даже овладеть грамотой или счетом, а талантливые достигают
Вершин в науке и раздвигают ее горизонты).
Одной из центральных проблем для психологии того времени
была проблема ≪трудных детей≫. Она стояла особенно остро в
Связи с большим количеством беспризорных, педагогически запу-
Щенных детей, для правильного воспитания которых особенно не-
обходимы были рекомендации психологов. Наиболее важными для
Практики были исследования, направленные на составление клас-
Сификации трудных детей, а также на анализ роли наследственно-
Сти и неблагоприятной среды в происхождении трудностей.
В.Н. Осипова и В. Н. Мясищев одними из первых попытались
Дать классификацию трудных детей, исходя из их личностных
Особенностей, под которыми они понимали не только индивиду-
Альные черты, но и тип воспитания в семье. Подчеркивая важность
Семьи и типа семейного воспитания для анализа причин появления
Трудностей и их коррекции, В. Н. Мясищев совместно с П. Г. Вель-
Ским провели классификацию типов семей и определили виды
Коррекционной работы с детьми и родителями. При этом В. Н. Мя-
Сищев, как и П. П. Блонский, был одним из тех, кто начал изучение
Трудных детей в условиях педагогического процесса.
Большое значение для понимания причин возникновения труд-
Ностей в развитии личности ребенка имела работа А. А. Невского.
Он считал, что источником аномалий в развитии личности явля-
Ется несоответствие богатства социального опыта ребенка и огра-
Ниченности его биологических ресурсов, т. е. несоответствие био-
Ритма и социоритма в развитии, приобретающее конфликтный
Характер. Реабилитационная работа с такими детьми, по его мне-
Нию, сводится к сглаживанию этих противоречий и формированию
Социально ценных установок, которые вытесняют или сублими-
Руют патологические установки.
Особенно важной для разработки коррекционных программ
Стала работа П. И. Люблинского, проанализировавшего трудности
Включения ребенка в социальный коллектив и возникающие при
Этом трудности общения. По его мнению, социальные реакции ре-
Бенка развиваются путем расширения круга лиц, охватываемых его
Социально-симпатическими переживаниями, которые формируют
личность ребенка. Таким образом, социальные образования, в ко-
Торых воспитывается ребенок до вступления во взрослую жизнь,
играют роль ≪защитных кругов≫, ограждающих его от распыления
Еще не установившейся социально-симпатической реакции, причем
С возрастом происходят постепенное расширение кругов общения
И выработка новых социальных установок на базе старых. Каждый
Из этих кругов (семья, детский сад, школа и т.п.) замыкает жизнь
Ребенка в определенные рамки до тех пор, пока новые настроения
Не расширят круг социального общения. Поэтому выпадение из
Жизни ребенка отдельных защитных кругов, по мнению Люблин-
Ского, деформирует его психику и приводит либо к недоразвитию
Необходимых социально-симпатических реакций, либо к переклю-
Чению их в социально-нежелательные формы.
В лаборатории промышленной психотехники при НК труда
СССР, организованной Шпильрейном, также проводились иссле-
Дования индивидуальных различий, проявляющихся в особенно-
Стях обучения и выполнения трудовых приемов.
Большое значение имел разработанный Шпильрейном ≪метод
искусственной и естественной деавтоматизации≫, с помощью кото-
Рого изучались психические особенности человека в условиях
Овладения профессиональными навыками и в ситуации их рас-
Пада.
Шпильрейн также разработал первые профессиограммы, по-
Могавшие профотбору и обучению людей. Совместно с С. Г. Гел-
Лерштейном он выявил связь между выполняемыми в процессе тру-
Довой деятельности задачами и способностями человека, на осно-