Множения. Эту первую эпоху - детство - он разделил на три перио-
Да, а критерием деления возраста на периоды явилась дентщия,
Т. е. смена зубов.
Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блон-
Ский предлагал генетический метод обучения, который, по его мне-
Нию, помогает сформировать у детей адекватные представления о
Предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не
Заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод по-
Зволяет им понять логику формирования науки, считал Блонский,
И обеспечивает естественность развития детского сознания.
Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохране-
Нии традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помо-
Гают детям адекватно прожить определенный этап. Он подчерки-
Вал, что ребенок живет современностью, но на определенных сту-
Пенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышления.
Блонский доказывал, что ребенок в своем развитии не должен авто-
Матически повторять все этапы развития вида и антиэволюционно
Заставлять его переживать все заблуждения человеческого интел-
Лекта. Смысл культурного развития состоит в том, что ребенок
Черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, писал Блонский, поэтому ≪чем культурно богаче окруже-
Ние ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более
Сложными культурными средствами и позволяет ему шире исполь-
зовать это окружение≫.
Лидером социогенетического направления являлся А. Б.Зал-
Кинд, который совместно с Блонским еще в начале 20-х годов был
Инициатором перестройки психологии на основе марксизма. Буду-
Чи одним из основателей отечественной возрастной психологии,
Залкинд пережил вместе с ней все ее взлеты и падения. Пытаясь
отвести от этой науки обвинения в ≪антинародности и асоциаль-
ности≫, он согласился подготовить первый вариант постановления
ЦК ≪О педологии≫. Однако его надежды ценой многих компро-
Миссов уберечь науку от разгрома не оправдались, так как в реаль-
Ном постановлении, которое вышло в июле 1936 г., объявлялось о
директивном закрытии педологии, которая была объявлена ≪лже-
наукой≫. Прочитав этот указ, Залкинд скоропостижно скончался
От инфаркта, он не смог перенести гибель всех своих трудов и
Стремлений.
Рассматривая закономерности развития детской психики, Зал-
Кинд не отрицал большой роли биологических факторов, однако
Источник развития он видел в окружающей ребенка социальной
Среде. Он был категорически не согласен со взглядами на ребенка
Как на мистика и индивидуалиста, действующего под влиянием
Внушения и инстинкта и вынужденного изживать эти особенности
Своей психики в первые годы жизни. Залкинд подчеркивал, что
Нервная система человека представляет собой продукт его социаль-
Ного развития, причем доказательством изменений в биологиче-
Ских структурах являются, по его мнению, данные генетиков, реф-
Лексологов и психоаналитиков.
Анализ взглядов представителей социогенетического направле-
Ния показывает, что попытки построения психологической теории
На основе материализма исключали возможность игнорирования
Биологических факторов в развитии психики. Позиция Залкинда,
Моложавого, Залужного и других ученых была не в отрицании
наследственности, но в борьбе с ≪хвостизмом≫, как писал Залкинд,
Имея в виду, что психолог не должен идти на поводу у наследст-
Венности. Эта теория отвечала социальному заказу общества - в
Недолгий исторический срок преодолеть наследие капитализма и
сформировать ≪нового человека≫. Главное, что объединяло боль-
Шую группу ученых и практических работников, которые относили
Себя к этому направлению, - уверенность в возможности при целе-
Направленной и четкой организации среды добиться быстрых из-
Менений в психике ребенка в нужном для общества направлении.
Таким образом, разница между представителями биогенетиче-
Ского и социогенетического направлений была не столько во взгля-
Дах на роль наследственности и среды, сколько в решении вопроса
О том, насколько биологические механизмы, лежащие в основе
Психического развития, пластичны и гибки, т.е. насколько среда
Может на них воздействовать. Сам факт возможности воздействия
Среды, так же как связь этих воздействий с нервной системой, не