Маслоу разделил потребности на две большие категории

Министерство высшего образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежский государственный технический университет

Кафедра управления строительством

Доклад на тему:

«Содержательные теории мотивации»

Выполнила:

студентка группы Б3451

Кожевникова Е.Ю

Принял: Половинкин И.С.

Воронеж 2016 г.

Содержание:

1. Содержателиные теории мотивации

2. Виды содержательный теорий

2.1. Иерархия потребностей Маслоу

2.2.Иерархия потребностей по Альдеферу

2.3.Теория двух факторов Герцберга

2.4.Концепция трех приобретенных потребностей МакКлейлланда и Аткинсона

Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации изучают потребности людей. Они основаны на идентификации внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Потребность – испытываемая человеком нехватка чего-либо, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. Человек стремится снизить напряжение, когда испытывает нужду в удовлетворении потребности

Мотив – внутренняя психологическая причина, от которой зависит поведение чеовека.

Мотивация – Внутреннее состояние человека связанное с потребностями, которое стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.

Стимул – внешний раздражитель, склоняющий к действию.

Виды содержательных теорий мотивации

1) Иерархия потребностей Маслоу

2) Иерархия потребностей по Альдеферу

3) Теория двух факторов Герцберга

4) Концепция трех приобретенных потребностей МакКлейлланда и Аткинсона

Иерархия потребностей Маслоу

В школе человеческих отношений привлекает внимание знаменитая гуманистическая теория мотивации А. Маслоу, согласно которой потребности носят иерархический характер.

Маслоу разделил потребности на две большие категории - student2.ru

Вначале люди стремятся удовлетворить потребности низкого уровня, затем переходят к более высокому. Если удовлетворена одна потребность или достигнута одна цель, другая потребность или цель приходит им на смену.

Маслоу разделил потребности на две большие категории.

- Первичные потребностиохватывают потребности на низших уровнях, включая физиологические потребности и потребности в безопасности. Они удовлетворяются за счет факторов, внешних по отношению к личности (пища, здоровая окружающая среда), тогда как потребности роста присущи личности, ее внутренним характеристикам.

1. Физиологические потребностиявляются первичными и необходимыми для выживания: это потребности в еде, воде, отдыхе, сексуальные потребности. Они являются природными, они присущи человеку с момента рождения.

2. Потребности в безопасности. Люди нуждаются в защите от опасностей и неопределенностей в будущем (от серьезных болезней и прочих опасностей в неопределенном будущем, потребности в защите от физических и психологическихопасностей со стороны окружающего мира).

В развитых странах удовлетворение первичных потребностей людей взяло на себя государство, чтобы население страны могло полнее реализовать свой потенциал.

3. Потребность в принадлежностии причастности, при-

вязанности и поддержке, понимании в коллективе (социальный

уровень).

Для удовлетворения социальных потребностей работников полезными будут следующие действия:

 распределение работы таким образом, чтобы при ее выполнении возникала необходимость и возможность общения между членами коллектива;

 создание условий, при которых каждый исполнитель ощущал бы пользу от работы других членов коллектива для повышения ценности и значимости результатов своего труда, а также для достижения общих групповых целей;

 проведение мероприятий, способствующих информированности коллектива;

 при распределении работы учет интересов существующих неформальных групп, если они не наносят ущерба организации.

4. Потребность в уважении и признании. Человеку необходимо верить, что его труд имеет значение для общества, что его принимают друзья, что он уважаем коллегами.

Для удовлетворения потребностей работников в уважении менеджеры могут применять девять правил Д. Карнеги, позволяющих воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:

 начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;

 указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно;

 сначала поговорите о собственных ошибках, а затем

уже критикуйте своего собеседника;

 задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему

что-то приказывать;

 давайте людям возможность спасти свой престиж;

 выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте чистосердечны в своей оценке, щедры на похвалу;

 создайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать;

 прибегайте к поощрению. создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима, делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось нетрудным;

 добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Потребности в самоутверждении можно удовлетворять путем предоставления исполнителям сложной, содержательной и важной работы, результаты выполнения которой могли бы быть видны и окружающим.

5. Потребностьв самореализации— возможно более полном выявлении талантов и мастерства, которыми обладает человек. Самореализация — это поиск, цель, а не какое-либо определенное свершение.

Самоактуализация — это высшая степень мотивированности человека; его желание и волевые действия стать тем, кем он может стать, достичь максимальной степени реализации имеющегося потенциала.

Однако с самореализацией связан и ряд проблем:

 человек не всегда знает о своих способностях, предназначении или таланте;

 человек знает о своих способностях, но не хочет развивать их в процессе труда из-за слабой воли;

 человек знает о своих способностях, но не может равивать их в процессе труда по ряду причин (материальных, физических и др.).

По А. Маслоу, высшего уровня мотивированности достигают всего лишь около 1 % всех людей.

Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

А. Маслоу сформулировал три фундаментальных допущения относительно человеческой природы, которые составляют основу его теории:

 люди — нуждающиеся животные, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены;

 состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждает человека к действию;

 существует иерархия потребностей, в которой основные потребности более низкого уровня находятся на нижних ступенях, а потребности более высокого уровня — на самом верху.

Гуманистическая теория потребностей Маслоу впервые дала объяснение, почему одна и та же система мотивации может в разное время оказывать различное воздействие на личность (в зависимости от степени удовлетворенности в этот момент ее иерархических потребностей). Работник, испытывающий голод и холод, будет сначала искать пищу, кров и только потом (в подавляющем своем большинстве) будет думать о своих обязанностях. Находясь в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с по тенциальными возможностями.

Теория Маслоу играет важную роль в поисках ответа навопрос, почему люди работают, берутся решать сложные задачи. Однако основной недостаток этой теории состоит в том, что она не учитывает индивидуальных особенностей людей.


Наши рекомендации