Которая, будучи философией языка, является одновременно и осно-
Вой разработки философии культуры, философии психологии, дру-
Гих наук.
Формирование этой методологии и было в центре исследова-
тельских интересов ученых ГАХН. Однако в 1929 г. академию за-
Крыли, и Шпет, как и многие другие профессиональные психологи
(в том числе и Челпанов), остался без работы. Несколько лет он
Был членом художественного совета МХАТа, а с 1932 г. - профес-
Сором Академии высшего актерского мастерства. В 1935 г. его аре-
Стовали и после недолгого заключения выслали сначала в Ени-
Сейск, а потом в Томск, где он был арестован вторично и расстре-
Лян в 1937 г. Арестованы были и многие коллеги Шпета по акаде-
Мии (Петровский, Габричевский, Шапошников и др.). Таким обра-
Зом, попытка построения еще одной психологической школы была
резко пресечена; остались лишь планы и проекты будущих, так и
Неосуществленных, исследований, дающих нам представление о
Нереализованных намерениях.
Несмотря на то что Шпет не успел осуществить многие из своих
Научных замыслов, он является заметной фигурой в отечественной
Психологии начала века. Многие его открытия не нашли еще своего
Места в современной науке, однако несомненно, что некоторые
Исследования в психолингвистике и этнопсихологии испытывают
Сильнейшее влияние идей, выдвинутых Шпетом.
Точно так же (хотя и несколько позднее) была пресечена попытка
Построения педологии и психотехники, хотя они и строились, в от-
Личие от теорий, развиваемых в ГАХН, на марксистской платформе.
Как уже говорилось, в это время перед психологией была по-
Ставлена задача воспитания нового человека. Начало 20-х годов
Связано с зарождением новой школы и новых трудовых коллекти-
Вов, формированием новых методов обучения в школе и на произ-
Водстве. В этой обстановке и происходило интенсивное развитие
Психологии и психотехники, которые были призваны помогать
Построению нового общества.
Для решения встающих перед возрастной психологией и педо-
Логией (с которой она фактически отождествлялась) проблем был
Созван первый Педологический съезд, который состоялся в конце
Начале 1929 г. Он стал итогом важного этапа в развитии оте-
Чественной психологии. На съезде была выработана общая плат-
Форма развития педологии, зафиксированная в резолюции и явив-
Шаяся основой дальнейшего плодотворного развития возрастной
Психологии. Достаточно сказать о новом понимании психического
Развития, которое было разработано М. Я. Басовым и Л. С. Выгот-
Ским. Появление этих концепций доказывает, что период 20-30-х
Годов XX в. был временем максимального расцвета, взлета отечест-
Венной психологии, и идеи, появившиеся в то время, в течение дол-
Гого периода направляли теоретические разработки ученых.
Однако после 1930 г. усилились нападки на педологию и пси-
Хотехнику, связанные как с их действительными, так и с мнимыми
Ошибками. Справедливые критические замечания вызывали отсут-
Ствие квалифицированных психологов-практиков, разница в уров-
Не теоретических исследований и практическом применении их ре-
Зультатов на местах. Если в первый период развития советской
Психологии такое отставание практики от теории было хотя и бо-
Лезненным, но естественным моментом, то в дальнейшем укрепле-
Нию связи теории с практикой мешали уже не естественные при-
Чины развития науки, а те социальные изменения, которые в 30-е
Годы происходили в обществе.
Изменившиеся социальные условия заставляли психологов пере-
Сматривать свои теоретические позиции, приводили к новым дис-
Куссиям, совершенно отличным от дискуссий 20-х годов, так как
Целью их являлось уже не обсуждение научных вопросов, а поиск
Правых и виноватых. В результате таких обсуждений в психологи-
Ческих журналах и газетах стали появляться первые покаянные
статьи и речи ученых. Ярким примером такого обсуждения явля-
ется так называемая ≪рефлексологическая дискуссия≫, в результате
Которой целое направление в психологии было ликвидировано,
Несмотря на явные возможности его дальнейшего плодотворного
Развития. Фактически у советской психологии не было даже десяти
Лет нормального, естественного для науки развития, которое по-
Могло бы сформировать развитую сеть педологических и психоло-
гических учреждений по всей стране и создать квалифицирован-