Связывая понятия искусства и внутренней формы, Шпет под-

Черкивал, что внутренняя форма художественного произведения

Отражает приемы, методы, творческий путь художника. Она явля-

Ется источником знания, но знания субъективного, так как в нее

Вносятся жизненные идеалы, ценности данного творца. Поэтому

Внутренняя форма передает не абстрактное знание, но мировоз-

Зрение творца, которое вызывает соответствующие переживания у

Зрителей. Таким образом, Шпет приходит к выводу о том, что со-

Знание индивида носит культурно-исторический характер, его важ-

Нейшим элементом является слово, открывающееся нам не только

При восприятии предмета, но и, главным образом, при усвоении

Его в виде знака, который индивид интерпретирует в процессе со-

Циального общения.

Будучи одним из основоположников отечественной этнопсихо-

логии, Шпет в работе ≪Введение в этническую психологию≫ дока-

Зывал, что ее предмет раскрывается через расшифровку и интер-

претацию системы знаков, составляющих содержание коллектив-

Ного сознания данной нации. Критикуя позицию Вундта, который

Полагал возможным исследовать психологию народа через изуче-

Ние языка, мифов или религии, Шпет подчеркивал, что продукты

культуры (например, язык или мифы) не являются сами по себе

Психологическими понятиями. Психологическая составляющая

Возникает в результате их субъективной интерпретации. Таким

Образом, Шпет совершенно по-новому подходит к роли эмоций,

Считая их одним из важнейших инструментов в процессе интерио-

Ризации культуры.

При этом сами продукты культурного развития являются ме-

Диаторами в процессе социализации человека, регулируемом раз-

Витием типичных для данного этноса переживаний, которые и

Составляют главные элементы национального самосознания. Ис-

Следование того, как определенный исторический факт пережива-

Ется субъектом или этносом в данный момент, помогает понять не

только содержание национального сознания, но и конкретную

Историческую ситуацию. Таким образом, подход, разработанный

Шпетом, открыл новые пути развития как этнопсихологии, так и

Социальной и индивидуальной психологии.

Говоря о том, что национальное самосознание является особым

переживанием, в основе которого лежит ≪присвоение себе извест-

Ных исторических и социальных событий и взаимоотношений и

противопоставление их другим народам≫, Шпет подчеркивал его

Субъективность и изменчивость, объясняющие динамику развития

Самого народа и его отношения к другим этносам. Фактически он

Одним из первых заговорил о проблеме самоидентификации, зани-

Мающей центральное место в современной психологии. При этом

Он совершенно по-новому сопоставил процессы национальной и

Индивидуальной идентификации. Шпет доказывал, что, хотя на-

Циональная идентификация и не произвольна, определяется куль-

Турой, языком и традициями, однако не эти объективные связи, а

Субъективные переживания определяют процесс отнесения себя к

Конкретному этносу. Потому при возникновении отвержения субъ-

ект может ≪переменить≫ свой народ, ≪войти в состав и дух другого

народа≫, однако этот процесс требует длительного и упорного

Труда и времени. Если происходит только внешнее усвоение нового

Языка, культуры или норм поведения, человек остается маргина-

Лом, который, отойдя от одного этноса, не стал и членом другого,

Потому что для полной идентификации себя с новым этносом не-

Обходимо эмоциональное принятие объективных элементов, со-

ставляющих содержание национального самосознания. Эти идеи

Шпета нашли отражение в работах современных ученых, рассмат-

Ривающих этапы социализации людей, перехода из одной культу-

Ры, одного народа в другой.

Шпет считал язык не только основой национального самосозна-

Ния, но и значимой образующей в развитии национальной науки.

Социальными, историческими факторами объяснял он и особен-

Ности отечественной интеллигенции, причем им было дано одно из

самых блестящих описаний психологических причин образования

феномена ≪русской интеллигенции≫.

Понимание двойной детерминации динамики языка, двух видов

Внутренних форм (логической и поэтической), так же как и анализ

Эмоционального переживания, зафиксированного в слове, дает, с

Точки зрения Шпета, ключ к формированию единой методологии,

Наши рекомендации