Связывая понятия искусства и внутренней формы, Шпет под-
Черкивал, что внутренняя форма художественного произведения
Отражает приемы, методы, творческий путь художника. Она явля-
Ется источником знания, но знания субъективного, так как в нее
Вносятся жизненные идеалы, ценности данного творца. Поэтому
Внутренняя форма передает не абстрактное знание, но мировоз-
Зрение творца, которое вызывает соответствующие переживания у
Зрителей. Таким образом, Шпет приходит к выводу о том, что со-
Знание индивида носит культурно-исторический характер, его важ-
Нейшим элементом является слово, открывающееся нам не только
При восприятии предмета, но и, главным образом, при усвоении
Его в виде знака, который индивид интерпретирует в процессе со-
Циального общения.
Будучи одним из основоположников отечественной этнопсихо-
логии, Шпет в работе ≪Введение в этническую психологию≫ дока-
Зывал, что ее предмет раскрывается через расшифровку и интер-
претацию системы знаков, составляющих содержание коллектив-
Ного сознания данной нации. Критикуя позицию Вундта, который
Полагал возможным исследовать психологию народа через изуче-
Ние языка, мифов или религии, Шпет подчеркивал, что продукты
культуры (например, язык или мифы) не являются сами по себе
Психологическими понятиями. Психологическая составляющая
Возникает в результате их субъективной интерпретации. Таким
Образом, Шпет совершенно по-новому подходит к роли эмоций,
Считая их одним из важнейших инструментов в процессе интерио-
Ризации культуры.
При этом сами продукты культурного развития являются ме-
Диаторами в процессе социализации человека, регулируемом раз-
Витием типичных для данного этноса переживаний, которые и
Составляют главные элементы национального самосознания. Ис-
Следование того, как определенный исторический факт пережива-
Ется субъектом или этносом в данный момент, помогает понять не
только содержание национального сознания, но и конкретную
Историческую ситуацию. Таким образом, подход, разработанный
Шпетом, открыл новые пути развития как этнопсихологии, так и
Социальной и индивидуальной психологии.
Говоря о том, что национальное самосознание является особым
переживанием, в основе которого лежит ≪присвоение себе извест-
Ных исторических и социальных событий и взаимоотношений и
противопоставление их другим народам≫, Шпет подчеркивал его
Субъективность и изменчивость, объясняющие динамику развития
Самого народа и его отношения к другим этносам. Фактически он
Одним из первых заговорил о проблеме самоидентификации, зани-
Мающей центральное место в современной психологии. При этом
Он совершенно по-новому сопоставил процессы национальной и
Индивидуальной идентификации. Шпет доказывал, что, хотя на-
Циональная идентификация и не произвольна, определяется куль-
Турой, языком и традициями, однако не эти объективные связи, а
Субъективные переживания определяют процесс отнесения себя к
Конкретному этносу. Потому при возникновении отвержения субъ-
ект может ≪переменить≫ свой народ, ≪войти в состав и дух другого
народа≫, однако этот процесс требует длительного и упорного
Труда и времени. Если происходит только внешнее усвоение нового
Языка, культуры или норм поведения, человек остается маргина-
Лом, который, отойдя от одного этноса, не стал и членом другого,
Потому что для полной идентификации себя с новым этносом не-
Обходимо эмоциональное принятие объективных элементов, со-
ставляющих содержание национального самосознания. Эти идеи
Шпета нашли отражение в работах современных ученых, рассмат-
Ривающих этапы социализации людей, перехода из одной культу-
Ры, одного народа в другой.
Шпет считал язык не только основой национального самосозна-
Ния, но и значимой образующей в развитии национальной науки.
Социальными, историческими факторами объяснял он и особен-
Ности отечественной интеллигенции, причем им было дано одно из
самых блестящих описаний психологических причин образования
феномена ≪русской интеллигенции≫.
Понимание двойной детерминации динамики языка, двух видов
Внутренних форм (логической и поэтической), так же как и анализ
Эмоционального переживания, зафиксированного в слове, дает, с
Точки зрения Шпета, ключ к формированию единой методологии,