Которая, будучи философией языка, является одновременно и осно-

Вой разработки философии культуры, философии психологии, дру-

Гих наук.

Формирование этой методологии и было в центре исследова-

тельских интересов ученых ГАХН. Однако в 1929 г. академию за-

Крыли, и Шпет, как и многие другие профессиональные психологи

(в том числе и Челпанов), остался без работы. Несколько лет он

Был членом художественного совета МХАТа, а с 1932 г. - профес-

Сором Академии высшего актерского мастерства. В 1935 г. его аре-

Стовали и после недолгого заключения выслали сначала в Ени-

Сейск, а потом в Томск, где он был арестован вторично и расстре-

Лян в 1937 г. Арестованы были и многие коллеги Шпета по акаде-

Мии (Петровский, Габричевский, Шапошников и др.). Таким обра-

Зом, попытка построения еще одной психологической школы была

резко пресечена; остались лишь планы и проекты будущих, так и

Неосуществленных, исследований, дающих нам представление о

Нереализованных намерениях.

Несмотря на то что Шпет не успел осуществить многие из своих

Научных замыслов, он является заметной фигурой в отечественной

Психологии начала века. Многие его открытия не нашли еще своего

Места в современной науке, однако несомненно, что некоторые

Исследования в психолингвистике и этнопсихологии испытывают

Сильнейшее влияние идей, выдвинутых Шпетом.

Точно так же (хотя и несколько позднее) была пресечена попытка

Построения педологии и психотехники, хотя они и строились, в от-

Личие от теорий, развиваемых в ГАХН, на марксистской платформе.

Как уже говорилось, в это время перед психологией была по-

Ставлена задача воспитания нового человека. Начало 20-х годов

Связано с зарождением новой школы и новых трудовых коллекти-

Вов, формированием новых методов обучения в школе и на произ-

Водстве. В этой обстановке и происходило интенсивное развитие

Психологии и психотехники, которые были призваны помогать

Построению нового общества.

Для решения встающих перед возрастной психологией и педо-

Логией (с которой она фактически отождествлялась) проблем был

Созван первый Педологический съезд, который состоялся в конце

Начале 1929 г. Он стал итогом важного этапа в развитии оте-

Чественной психологии. На съезде была выработана общая плат-

Форма развития педологии, зафиксированная в резолюции и явив-

Шаяся основой дальнейшего плодотворного развития возрастной

Психологии. Достаточно сказать о новом понимании психического

Развития, которое было разработано М. Я. Басовым и Л. С. Выгот-

Ским. Появление этих концепций доказывает, что период 20-30-х

Годов XX в. был временем максимального расцвета, взлета отечест-

Венной психологии, и идеи, появившиеся в то время, в течение дол-

Гого периода направляли теоретические разработки ученых.

Однако после 1930 г. усилились нападки на педологию и пси-

Хотехнику, связанные как с их действительными, так и с мнимыми

Ошибками. Справедливые критические замечания вызывали отсут-

Ствие квалифицированных психологов-практиков, разница в уров-

Не теоретических исследований и практическом применении их ре-

Зультатов на местах. Если в первый период развития советской

Психологии такое отставание практики от теории было хотя и бо-

Лезненным, но естественным моментом, то в дальнейшем укрепле-

Нию связи теории с практикой мешали уже не естественные при-

Чины развития науки, а те социальные изменения, которые в 30-е

Годы происходили в обществе.

Изменившиеся социальные условия заставляли психологов пере-

Сматривать свои теоретические позиции, приводили к новым дис-

Куссиям, совершенно отличным от дискуссий 20-х годов, так как

Целью их являлось уже не обсуждение научных вопросов, а поиск

Правых и виноватых. В результате таких обсуждений в психологи-

Ческих журналах и газетах стали появляться первые покаянные

статьи и речи ученых. Ярким примером такого обсуждения явля-

ется так называемая ≪рефлексологическая дискуссия≫, в результате

Которой целое направление в психологии было ликвидировано,

Несмотря на явные возможности его дальнейшего плодотворного

Развития. Фактически у советской психологии не было даже десяти

Лет нормального, естественного для науки развития, которое по-

Могло бы сформировать развитую сеть педологических и психоло-

гических учреждений по всей стране и создать квалифицирован-

Наши рекомендации