Сировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения мож-
но, только создав более сильный мотив, который ≪вберет в себя всю
энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение≫. Таким об-
Разом, он во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и кана-
Лизации энергии, разрабатываемые психоанализом, в социально
Приемлемом русле.
Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях кол-
Лектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив.
Эти взгляды доминируют в его работах ≪Коллективная рефлексо-
логия≫ (1921), ≪Объективное изучение личности≫ (1923). Именно
Из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотноситель-
Ную деятельность, объединяющую людей в группы. Бехтерев выде-
Лял людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотно-
Сительной деятельности, и изучал, что происходит с личностью,
Когда она становится членом коллектива, и чем вообще реакция
Коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой
Личности. В своих экспериментах по исследованию влияния внуше-
Ния на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнару-
Жил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые
Только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.
Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива,
Бехтерев вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не
Всегда благотворно, так как любой коллектив нивелирует лич-
Ность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды.
Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы, в сущно-
Сти, ограничивают личность, лишая ее возможности свободно про-
Являть свои потребности.
Он также считал, что личная свобода и общественная необхо-
Димость, индивидуализация и социализация - это две стороны
Общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции,
Причем самоопределение личности представлялось ему подвижным
Процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то
В одну, то в другую сторону. Говоря о стереотипизации личности,
Ее отчуждении от своей внутренней сути при социализации, Бехте-
Рев фактически развивал те же мысли, что и представители появ-
Ляющейся в то время на Западе экзистенциальной философии, по-
Ложения которой легли в основу одной из наиболее популярных
Современных теорий личности - гуманистической. Таким образом,
Можно предположить, что и в русле школы Бехтерева зарождались
Основы еще одной отечественной теории развития личности, фор-
Мирование которой было остановлено в самом начале.
Одним из самых выдающихся отечественных физиологов, ока-
Завшим существенное влияние на развитие психологии, был
А.А.Ухтомский (1875-1942). Он разработал чрезвычайно важную
Категорию как физиологической, так и психологической науки -
Понятие о доминанте. Это понятие позволило трактовать поведение
Организма системно, в единстве его физиологических и психологи-
Ческих проявлений.
Представление о доминанте как общем принципе работы нерв-
Ных центров, так же как и сам этот термин, было введено Ухтом-
Ским в 1923 г. Он считал, что доминанта - это господствующий
Очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импуль-
Сы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подав-
Ляет активность других центров, которые как бы отдают свою
Энергию господствующему центру, т. е. доминанте. Особое значе-
Ние Ухтомский придавал истории системы, считая, что ритм ее ра-
Боты воспроизводит ритм внешнего воздействия. Благодаря этому
Нервные ресурсы ткани в оптимальных условиях не истощаются, а
Увеличиваются. Активно работающий организм, согласно Ухтом-
скому, ≪качает≫ энергию из среды, поэтому активность организма
(на уровне человека - его труд) усиливает энергетический потенци-
Ал доминанты. При этом доминанта, по Ухтомскому, это не единый
центр возбуждения, а ≪комплекс определенных симптомов во всем
Организме - и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой
деятельности≫.
Таким образом, под доминантой Ухтомский понимал системное
образование, которое он называл органом, понимая, однако, под
этим не морфологическое, ≪отлитое≫ и постоянное образование с
Неизменными признаками, а всякое сочетание сил, способное при-
Вести при прочих равных условиях к одинаковым результатам.
Поэтому, согласно Ухтомскому, каждая наблюдаемая реакция ор-