Сировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения мож-

но, только создав более сильный мотив, который ≪вберет в себя всю

энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение≫. Таким об-

Разом, он во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и кана-

Лизации энергии, разрабатываемые психоанализом, в социально

Приемлемом русле.

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях кол-

Лектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив.

Эти взгляды доминируют в его работах ≪Коллективная рефлексо-

логия≫ (1921), ≪Объективное изучение личности≫ (1923). Именно

Из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотноситель-

Ную деятельность, объединяющую людей в группы. Бехтерев выде-

Лял людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотно-

Сительной деятельности, и изучал, что происходит с личностью,

Когда она становится членом коллектива, и чем вообще реакция

Коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой

Личности. В своих экспериментах по исследованию влияния внуше-

Ния на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнару-

Жил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые

Только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива,

Бехтерев вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не

Всегда благотворно, так как любой коллектив нивелирует лич-

Ность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды.

Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы, в сущно-

Сти, ограничивают личность, лишая ее возможности свободно про-

Являть свои потребности.

Он также считал, что личная свобода и общественная необхо-

Димость, индивидуализация и социализация - это две стороны

Общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции,

Причем самоопределение личности представлялось ему подвижным

Процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то

В одну, то в другую сторону. Говоря о стереотипизации личности,

Ее отчуждении от своей внутренней сути при социализации, Бехте-

Рев фактически развивал те же мысли, что и представители появ-

Ляющейся в то время на Западе экзистенциальной философии, по-

Ложения которой легли в основу одной из наиболее популярных

Современных теорий личности - гуманистической. Таким образом,

Можно предположить, что и в русле школы Бехтерева зарождались

Основы еще одной отечественной теории развития личности, фор-

Мирование которой было остановлено в самом начале.

Одним из самых выдающихся отечественных физиологов, ока-

Завшим существенное влияние на развитие психологии, был

А.А.Ухтомский (1875-1942). Он разработал чрезвычайно важную

Категорию как физиологической, так и психологической науки -

Понятие о доминанте. Это понятие позволило трактовать поведение

Организма системно, в единстве его физиологических и психологи-

Ческих проявлений.

Представление о доминанте как общем принципе работы нерв-

Ных центров, так же как и сам этот термин, было введено Ухтом-

Ским в 1923 г. Он считал, что доминанта - это господствующий

Очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импуль-

Сы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подав-

Ляет активность других центров, которые как бы отдают свою

Энергию господствующему центру, т. е. доминанте. Особое значе-

Ние Ухтомский придавал истории системы, считая, что ритм ее ра-

Боты воспроизводит ритм внешнего воздействия. Благодаря этому

Нервные ресурсы ткани в оптимальных условиях не истощаются, а

Увеличиваются. Активно работающий организм, согласно Ухтом-

скому, ≪качает≫ энергию из среды, поэтому активность организма

(на уровне человека - его труд) усиливает энергетический потенци-

Ал доминанты. При этом доминанта, по Ухтомскому, это не единый

центр возбуждения, а ≪комплекс определенных симптомов во всем

Организме - и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой

деятельности≫.

Таким образом, под доминантой Ухтомский понимал системное

образование, которое он называл органом, понимая, однако, под

этим не морфологическое, ≪отлитое≫ и постоянное образование с

Неизменными признаками, а всякое сочетание сил, способное при-

Вести при прочих равных условиях к одинаковым результатам.

Поэтому, согласно Ухтомскому, каждая наблюдаемая реакция ор-

Наши рекомендации